Файл: Публичная власть (ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь тем, что власть была и остается актуальным и неотъемлемым инструментом контроля на протяжении всей истории человечества. Ученые, писатели, общественные деятели, ораторы всегда интересовались вопросом организации и управления человеком и обществом в целом, а также поиском способов и путей к упорядоченному варианту взаимоотношений человека с государством. В основе всех этих вопросов лежит, так или иначе, вопрос о власти.

Понятие и понимание «публичной власти» получило достаточно глобальное распространение после принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года[1]. Распространение термина произошло как в массовой печати, так и в учебной, монографической литературе. Также термин начал появляться и в официальных документах.

Понятие "публичная власть" стало употребляться в качестве дополняющего понятия, государственной власти Российской Федерации (далее РФ), государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.[2]

Проблемы организации и деятельности публичной власти стали ключевыми на многих научных, научно-практических конференциях.

В настоящее время научных исследований феномена публичной власти в науке крайне мало. Можно резюмировать, что образовалась значительная «пропасть» между значимостью, широким употреблением понятия "публичная власть" и степенью его научного понимания. При этом актуальность темы существенно повышается при ее рассмотрении в международном контексте.[3]

Объектом исследования является - публичная власть как общественное явление.

Предметом исследования выступает политологический аспект реализации публичной власти как целостного явления общественной жизни.

Цель исследования: провести исследование публичной власти как комплексного политико-правового инструмента.

Выбранная цель ставит ряд задач для выполнения и полного раскрытия темы.

1.Определить природу, признаки публичной власти.

2.Изучить соотношение публичной власти с другими видами власти.

3.Обозначить принципы и функции публичной власти.

4. Исследовать формы, виды и уровни публичной власти.

5.Обозначить наиболее актуальные проблемы реализации публичной власти.

Методологическая основа исследования. Данное исследование основывается на общенаучных и частнонаучных (сравнительно-правовой, функциональный) методах познания общественных явлений. Применяются также различные способы толкования норм права: грамматический, систематический и логический.


Теоретической основой работы послужили труды специалистов в области теории государства и права, а также зарубежных специалистов, российских ученых и ораторов, труды которых посвящены исследованию таких явлений, как власть, управление и самоуправление (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, М. Вебер, Р. Даль, М. Фуко, а также В. Г. Ледяев, В. К. Самигуллин, В. Д. Халипов, В. Е. Чиркин, А. А. Югов, Андреев В.С., Зрелов А.П. , Кувшинова , Е.А. Суханов, А.Я. Сухарева и других ученых).

В качестве информационной базы исследования выступили нoрмативнo-правoвые акты в области теории государства и права, а также проблем теории государства и права, гражданского права, конституционного права, а также задеты более узкие дисциплины как политология, социология и философия политики также теоретическая юридическая литература, материалы судебной практики и т.д.

Практическое использование публичной власти также актуально. Это обусловлено, главным образом, с проводимыми в стране преобразованиями всех сторон социума.

Значимость заключается в том, что выводы, сделанные в работе, позволят лучше и глубже понять публичную власть как целостное явление общественной и управленческой жизни, что позволит улучшить аппарат власти и управления.

Структура работы, объемом в 39 страниц, включает введение, три главы, по три параграфа каждая, заключение и список использованных источников.

В первой главе рассматриваются общие классификации публичной власти, основные понятия и правовые аспекты.

Вторая глава посвящена делению публичной власти на подвиды и детальное рассмотрение публичной власть и государственной власти как отдельных типов управления.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

1.ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Основные понятия и определение сущности публичной власти как отдельного типа власти

Публичная власть - это совокупность аппарата управления и аппарата подавления (специальные органы которые правомочны, имеют силу и средства для принудительного исполнения государственной воли, - это армия, милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений - тюрьмы, колонии)[4].


Власть – это возможность реализовывать свою волю, даже вопреки желанию другой стороны. Власть предусматривает доминирование , которое в большинстве случаев может быть навязано и принято под психическим, идеологическим или иным воздействием[5].

В русском языке слово «власть» является однокоренным со словом «владеть», которое имеет значение «собственник», «хозяин», «обладающий собственностью»[6].

Аналогом термина «Публичная власть» является «Государственная власть». Это понятие появилось еще в советское время, но на данный момент термин все еще мало изучен, однако получил достаточно широкое распространение в учебной, научной литературе и в официальных документах[7].

Наравне с этим возникает спорная ситуация. С одной стороны, публичная власть не безызвестный термин, который широко применяется на всех слоях общества, но с другой публичная власть мало изученное понятие, которое скрывается в тени государственной власти.

Если рассматривать предыдущие десятилетия, то публичная власть и вовсе не являлась самостоятельным предметом исследований, лишь беглые упоминания о ней (ее признаки) можно найти при изучении государственного устоя.

В первую очередь это связано с тем то что публичная власть, как таковая считалась частью государственной власти.

Однако теперь публичная власть один из важнейших атрибутов государства, который наделен властными функциями по осуществлению управленческой деятельности.

Публичная власть предполагает идею народовластия. Это еще одна спорная ситуация, ведь также публичная власть, как и любая власть содержит элемент принуждения в той или иной форме[8].

С точки зрения психологии в человеческом обществе распространена частная власть, которая характеризуется зависимостью одного лица от другого, ее можно сравнить с матерью и младенцем. И также существует власть социальная (общественная), наверняка все знают высказывание «не будь стадом», социальная власть подходит под это описание, так как в ее основе лежит существование и подражание определённых отношений в коллективе зависящих от более статусного человека в лице директора или начальника или лучшего работника месяца.[9]

Власть какая-либо очень тесно переплетается с психологией человека, частная, общественная власть напрямую влияет на публичную, ведь знание как ими пользоваться зависят на результат оратора так как человеческому коллективу необходимо установление четкой иерархии между собой для более четкой и налаженной работы, а, следовательно, и системы управления[10].


Если один из принципов публичной власти народовластие, то источник публичной власти это суверенитет народа, который выражен в Конституции страны[11].

Необходимым условием для суверенитета народа является укрепление и развитие государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Одними из условия для достижения такой цели выделяются: законность, единообразное и неуклонное исполнение законов, которые издаются органами и должностными лицами государства[12].

Таким образом публичная власть относится к числу специальных и необходимых средств для управления страной и населением, ведь напрямую зависит на государственную власть от которой зависит, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Также следует отметить вышесказанное тем, что публичная власть – это та власть, которая может влиять на направления развития общества и тенденцию деятельности государства в определённых ситуациях и временной промежуток.

Публичная власть — это одновременно аппарат управления и аппарат подавления. В этом один из признаков государственной власти — она обладает монополией на законное использование силы[13].

Любая власть ставит перед собой задачи политического, социально-экономического, идеологического характера, с которыми в соответствии с законом должны соглашаться если не все, то, во всяком случае, большинство граждан. Аппарат публичной власти осуществляет управление обществом с помощью специфических приёмов основанных как на психологии, так и на законах. Они придают этой бесконечной массе поведений ориентацию, объективно востребованную социальной средой.

Ниже мы выясним, что включает в себя понятие «Государство» и как публичная и государственная власть резонируют и синтезируются между собой.

1.2 Свойства и методы Публичной власти

Институт права или правовой институт — это группа правовых норм, сгруппировавшихся в одну единую отрасль, но несмотря на это институт права выступает одним из элементов системы права где каждая его часть существует и развивается в пределах одной отрасли, вместе с основными составляющими компонентами характеризующие отрасль они образую институт права[14].


Таким образом, институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень: они состоят из норм права; при этом они сами являются составным элементом отраслей права.

Институт публичного права — это те нормы, которые регулируют группу общественных отношений в отрасли публичной власти.

Институты публичного права могут быть [15]:

1. материальными (институт подряда) и процессуальными они зависят от характера

2. отраслевыми (институт наследования), и межотраслевыми (институты частной собственности)- зависят от сферы разделения.

3. регулятивными (институт международного) и охранительными (институт привлечения к уголовной ответственности) – зависят от функциональной роли.

К особым свойствам Публичной, имеется ввиду свойства присущие только данному виду власти относят[16]:

- Государственную силу, на которую опирается и базируется т.е государство. Какая-либо иная власть подобными средствами воздействия не располагает.

- По сути публичной властью может являться любая другая власть, т.к почти каждой власти присущи признаки публичной, признаки мы будем разбирать ниже, но что отличает истинную публичную власть так это то что на территории государства власть осуществляется профессиональным аппаратом, отдельным от общества, как объекта власти.

- Публичная власть распространяется на всю территорию страны и на все ее население.

Методы публичной власти можно охарактеризовать как властное предписание одних его участников по отношению к другим.

Эффективность метода публичного права определяется необходимостью в зависимости о того, в каком объеме успешно получилось закрепление авторитета и компетенции публичных субъектов в определённой сфере и как удалось обеспечить правомерное поведение людей.

Методы:

- Императивный метод, который не терпит отклонений, метод где все должны следовать закону [17].

- Диспозитивный метод, который дозволяет участникам правоотношений делать выбор и дает некоторую свободу действия, например – свобода договора, участники могут самостоятельного могу изменять его, однако заключить его между сторонами их обязанность[18].

Сама сущность данных методов подразумевает упорядочивание деятельности структурных подразделений и работников органов публичной власти с целью их оптимально и качественного функционирования.