Файл: Публичная власть (ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью методов является повышение эффективности и практическая реализация поставленных задач, функций и компетенций[19].

Существуют и другие методы публичной власти, среди них следует отметить[20]:

- планирование;

- координация деятельности;

- инструктирование;

- информативное обеспечение.

Следует отметить, что перечисленные методы публичного права имеют важное значение в правовом регулировании в целом. Известно, что метод – это своего рода способ правового воздействия на сознательное поведение людей, деятельности организации, учреждений, предприятий. Все дело в том, что способы служат достижению поставленной цели, которые определены в правовых актах и рассчитаны на повышение качества жизни и других желаемых результатов.

Методы применяются не по отдельности, а в комплексе друг с другом, ибо в первом случаи не удастся обеспечить эффективного результата и воздействия на общество. Причем внедрение и использование их, должно происходить регулярно, в процессе целенаправленной деятельности[21].

Методы, перечисленные выше имеют свойство подразделятся на два основных метода, создавая при этом две большие группы свойственные публичному праву. Диспозитивный метод и императивный, для второго присущи централизованное осуществление своих полномочий и строе следование всем правилам, а также соблюдение субординации участников правоотношений и характерно для публичного права и власти. Диспозитивный в свою очередь дает участникам право выбора и характерно для отраслей частного права.

Каждый из основных двух методов, подвергается воздействию некоторых факторов и спецификой объектов права, действующего в той или иной сфере государственной и общественной жизни.

На примере деятельности правительства или министерства мы можем увидеть эти специфичные факторы, когда субъекты с возможностью использования властных полномочий и принятия, обязательных для исполнения актов также должны безоговорочно следовать предписаниям[22].

В то же время любое предприятие независимо от формы собственности вступает только в право партнёрские отношения, лишенные какой-либо иерархии, и могут основываться абсолютно на любых условиях.

Все это связано в первую очередь с тем что источником публичного права выступаю нормативно правовые акты (далее НПА), законы, также источником публичного права выступают правовой обычай (прецедент) исполнительной государственной власти[23].


Несмотря на то что публичная власть, как было сказа выше подвержена народовластию, на деле она отделена от общества и как правило народу не подконтрольна, осуществляется она[24]:

- чиновниками, депутатами, наделёнными государственно-властными полномочиями;

- опирается на писанное формализованное право;

- подкреплена принудительной системой государства.

Подводя итог перечисленные методы и способы реализации публичного права представляют собой аппаратно-организованную публичную власть, управляющая и охватывающая общество в границах определённой территории.

Публичная власть в соответствии с конституцией принадлежит народу, т.е публичной власти присуще народовластие, однако при внутреннем и глубоком изучении публичного права, методы и способы реализации публичной власти не находятся на виду и отделены от общества, осуществляется закрытым кругом лиц. Однако также стоит отметить подлежат массовой огласке.

Публичная власть при этом может показаться как нечто насильственное, навязываемое обществу и реализованное не как инструмент гражданского общества, а как единый с обществом механизм воздействия власти.

Но на деле публичная власть в своем качестве есть не что иное как политический союз, включающий в себя абсолютно всех членов общества, ради которых публичная власть и осуществляется.

В этом своем качестве государство есть ничто иное, как политический союз, включающий в себя всех членов общества, ради которых и через которых он и существует.

1.3 Принципы публичной власти

Принципы от латинского –первоначало, основа – это исходя из перевода, основополагающие идеи, которые характеризуют содержание, сущность и целостность взгляда в обществе где применяется публичная власть. В совокупности перечисленных критерий принцип определяет идеальную модель(способ) организации субъектов публичной власти[25].

С принятием Конституции РФ возникли новые принципы регулирующие публичную власть. Принципы, которыми насыщена Конституция РФ, являются ориентиром реализации публичной власти и деятельности всех ее субъектов.

Проведенный анализ научной литературы[26] позволил нам выделить следующие принципы публичной власти:

  • законность;
  • гласность,
  • ответственность;
  • единство системы публичной власти;
  • компентенционная самостоятельность
  • независимость;
  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • народовластие.

Рассмотрим их. Принцип законности закреплен в 15 статье Конституции Российской Федерации[27], где указывается, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ. Все законы и НПА принимаемые на территории РФ не должны противоречить Конституции. Все граждане и лица находящиеся на территории России должны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

Для субъектов осуществляющих публичную власть это означает, что с помощью законов должно достигаться адекватное отражение экономической, налоговой, социальной и правоохранительной функций государства, а также должен устанавливаться понятный правовой механизм, регулирующий действия и осуществляющий контроль за их исполнением.

1)Принцип законности также предполагает собой, то что и организация государственного управления подвергается регулированию правовыми нормами и осуществляется в соответствии с законом [28].

Основополагающим принципом публично власти является, принцип народовластия. Согласно части 1 статьи 3 Конституции РФ «единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ»[29].

Народ, обладая государственной властью создает надежные механизмы, при помощи которых исходя из собственного понимания своих интересов, высказывать мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами [30].

2)Принцип гласности также выступает одним из закладывающих принципов понятия публичной власти и означает доступность и прозрачность информации о принимаемых решениях субъектов публичной власти, а именно деятельность судебной и исполнительной власти, обсуждение законопроектов, деятельность органов местного самоуправления и др.

3) Принцип единства системы публичной власти [31]. Некоторые научные деятели считаютю, что на текущий момент под принципом «единство системы публичной власти» можно понимать – социальное единство, целью которого выступает всеобщее единство цели и направления деятельности участников правоотношений.

Также исходя из этого власть ее принадлежность находится у одного органа либо определённому виду органов (монарх или совет). На сегодняшний день как отмечает В.В. Рачинский, применение данного принципа ограничивается, в основном, сферой исполнительной власти (в частности, правоохранительных органов).


4)Принцип самостоятельности и независимости субъектов публичной власти, по своему содержанию выступает аналогичным прицепу разделения власти в сфере государственной власти. Его суть заключается в том, что все различные субъекты публичной власти, обладают собственной компетенцией и не могут вторгаться самолично в сферу других субъектов публичной власти, заменять их или каким-либо образом ограничивать и мешать исполнению их обязанностей.

5)Принцип ответственности. При изучении научной литературы публичной власти автором было отмечено, что практически все научные деятели в своих исследованиях затрагивают вопросы власти и обнаруживают необходимость ответственности между субъектами и объектами публичной власти.

В современном мире и обществе для публичной власти так же характере принцип признания иными словами соблюдение прав и свобод гражданина и человека[32].

В первую очередь на принцип признания ссылается на ст.2 Конституции Российской Федерации[33], в которой говорится, что человек и его права и свобода являются наивысшей ценностью государства. Также в ст.18 Конституции Российской Федерации[34] закреплено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.

6)Принцип прозрачности представляет одно из важнейших демократических источников, однако в тоже время по иронии самой скрытой от народа частью публичной власти. Без принципа прозрачности невозможно представить реализацию демократического государства ведь он позволяет обеспечить должную доступность и открытость органов государственной власти и дает возможность гражданам осуществлять контроль и влиять на решения субъектов публичной власти, ведь их решения напрямую затрагивают права и интересы граждан.

Резюмируя итог принципы публичной власти непосредственно напрямую определяют смысл, содержание и деятельность законодательной, исполнительной, правоохранительной власти.

Все основные подсистемы публичной власти – государственной в совокупности обязаны подчиняться в своей деятельности конституционному принципу где высшей ценностью выступают права и свободы человека.

Однако не следует забывать и о том, что во многом оценочный характер принципов может привести к их искажению в процессе толкования. Фактически иногда это происходит. Свидетельством и подтверждением этому выступает судебная практика, где суды разной иерархии решают вопрос защиты прав и свобод по-своему. Не изжиты старые рецидивы где представления о допустимом влиянии исполнительной власти на судебную власть в результате имеет местом быть некачественна правотворческая деятельность.


2.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

2.1 Взаимодействие публичной и государственной властей

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.[35]

Понимание власти и самого термина «власть» подразумевает и наталкивает на мысль, что власть обозначает некую способность влиять на волю и указывать нужное направление действиям и мыслям подвластным субъектам. Такого рода взаимоотношения устанавливаться сугубо между населенным пунктом и особо категорией людей которая управляет им[36].

Власть как таковая в своем понимании доступна только политической элите так как осуществляется непосредственно органом или учреждением. В целом механизм взаимоотношения власти и народа должен обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества и учитывать интересы граждан для создания всех необходимых материальных благ.

Важнейшие органы власти, которые чаще всего взаимодействуют с обществом напрямую это исполнительные, судебные и законодательные органы. Важным отличием государственной власти и ее преимуществом перед другими типами является публичность государственной власти, а это означает что она свободно распространяет свою волю на всю территорию, на все население. Ее универсальность и «мобильность» способны решать любые вопросы затрагивающие интересы общественности[37].

Таким образом мы можем сделать вывод, что государство – это такая организация власти, обладающая спектром полномочий, которые способны оказывать воздействие на субъекты отношений и управлять ими на всей территории страны.

Помимо вышеперечисленных особенностей государства существует ряд признаков определяющий правовое государство.