Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкуренции в рыночной среде
Особенности анализа конкурентоспособности предприятия
2. Комплексная оценка конкурентоспособности ООО «Юнифол»
2.1. Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
2.2. Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке
На основании данных табл. 9 предлагается оценить конкурентную позицию ООО «Юнифол» через оценку привлекательности отрасли. Для этого предлагается воспользоваться матрицей «GE / McKinsey».
Таблица 9 - Критериальный анализ услуг
Продавцы продукции |
Ассортиментный перечень (количество) |
Уровень цен |
Технологические новинки |
Услуги доставки |
Сборка |
Сроки выполнения заказа |
Выезд менеджера |
Организация переезда офисов |
Наличие сертификата |
Наличие интернет – сайта |
Дисконтные карты |
Средняя оценка |
|
ООО «Юнифол» |
3 4 3 (10) |
4 5 5 (14) |
4 4 4 (12) |
5 5 5 (15) |
4 5 4 (13) |
4 3 4 (11) |
3 4 3 (10) |
5 4 5 (14) |
4 2 3 (9) |
4 4 4 (12) |
4 3 4 (11) |
12,08 |
|
ООО «Профит» |
5 4 5 (14) |
5 5 4 (14) |
5 4 5 (14) |
5 5 5 (15) |
5 5 4 (14) |
4 4 5 (14) |
4 5 4 (13) |
4 5 4 (13) |
3 4 4 (11) |
4 3 4 (11) |
4 4 4 (12) |
13,33 |
|
ООО «Гентар» |
4 5 4 (13) |
4 4 3 (11) |
4 3 4 (11) |
5 5 5 (15) |
4 5 3 (12) |
3 4 3 (10) |
4 3 3 (10) |
4 3 5 (12) |
2 4 3 (9) |
4 3 4 (11) |
3 4 3 (10) |
11,33 |
Ниже в табл. 9 приведены оценки продукции ООО «Юнифол» по 12 показателям. Предлагается рассматривать показатели, как критерии оценки услуг продавцов. Исследуемые критерии: ассортиментный перечень продукции (количес-тво); уровень цен на товары; технические новинки; услуги доставки и другие. Оценка варьируется от 1 до 5 баллов. Балы проставлены экспертами, количество экспертов – 3.
Из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что ООО «Юнифол» не уступает своим основным конкурентам по большинству критериев (уровень цен, сборка, наличие интернет-сайта), а в некоторых критериях имеет конкурентные преимущества (услуги доставки, дисконтные карты). Определив среднюю оценку конкурентоспособности рассматриваемых критериев видно, что ООО «Тритон» преимущественно уступает только ООО «Профит», а ООО «Гентар» опережает по многим показателям.
Оценка конкурентной позиции ООО «Юнифол» - 12,08.
Привлекательность отрасли была оценена в анализе внешней среды и бальная оценка составила 5,3 (по 10-ти балльной шкале) (рис.8).
Привлекательность отрасли |
6-10 |
1 |
2 |
3 |
|
4-6 |
4 ООО «Юнифол 12,8» 12.08 |
5 |
6 |
||
1-3 |
7 |
8 |
9 |
||
10 - 15 |
5 - 10 |
1 - 5 |
|||
Конкурентная позиция |
Рисунок 8 – Матрица Мак - Кинзи для ООО «Юнифол»
ООО «Юнифол» занимает квадрат 4, который называется Потенциальный победитель. Для этой позиции характерно крупное инвестирование в наиболее привлекательные рыночные сегменты; поддержание способности противодейст-вовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности.
Рекомендации ООО «Юнифол» по позиции в данной модели: инвестирование; поддержка возможности противостоять конкурентам; обеспечение доходности через увеличение производительности.
Одной из основных задач анализа конкурентной среды ООО «Юнифол» было выявление причин, влияющих на лояльность клиентов к компании. Для решения этой задачи у респондентов выяснилось, услугами какой компании они пред-почитают воспользоваться в первую очередь при наличии одинаковых услуг во всех фирмах. В дальнейшем, респондент уточнял, на основании каких факторов был сделан выбор в пользу той или иной компании[21, с.145].
Чтобы оценить привлекательность отрасли, каждому индикатору необходимо присвоить вес, который соответствует его важности ООО «Юнифол» и той роли, которую играет данный индикатор при выборе стратегии (таблица 10).
Таблица 10 - Анализ конкурентных сил
Факторы |
Ранг |
Балл |
Оценка |
1. Емкость рынка |
0,20 |
2 |
0, 40 |
2. Стартовый капитал |
0,05 |
3 |
0,15 |
3. Рентабельность |
0,20 |
7 |
1,4 |
4. инновации |
0,10 |
6 |
0,60 |
5. Конкурентная ситуация |
0,20 |
5 |
1,0 |
6. Цикличность |
0,10 |
4 |
0,40 |
7. Факторы окружающей среды |
0,10 |
5 |
0,50 |
Оценка привлекательности отрасли |
1,00 |
5,3 |
Количество всех весов должно равняться 1,0. Взвешенная оценка привле-кательности вычисляется через умножение оценки каждого индикатора привлека-тельности отрасли (при оценке можно использовать шкалу от 1 до 5 или от 1 до 10) на вес данного индикатора[8, с.123].
Вывод: из таблицы видно, что у отрасли оценка привлекательности 5,3. Конкурентная ситуация в сфере напряженная.
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия
В городе 16 компаний, предоставляющих аналогичные услуги. Основные конкуренты: ООО «Профит», ООО «Макснет», ООО «Гентар».
Полный список компаний, производящих аналогичную продукцию, представлен втаблице 11.
Таблица 11 – Конкуренты ООО «ПТК Юнифол»
Наименование |
Доля рынка, % |
Профит |
15,2 |
Гентар |
12,1 |
Макснет |
10,8 |
Грейнер |
9,6 |
Полекс Упаковка |
8,9 |
Формалайн |
7,2 |
Хутамаки |
6,8 |
Интерпак |
5,4 |
Полипак |
3,1 |
Алькор |
1,2 |
Благовещенский пластик |
0,8 |
УпаксЮнити |
0,4 |
Литон |
0,1 |
ТВП |
0,1 |
Стратегические задачи конкурентов: лидерство на рынке, завоевание и удержание своего рыночного сегмента. Сильная сторона главного конкурента - хороший имидж, известность.
В таблице 12 на основе оценок экспертов представлены бальные оценки по конкурентным силам.
Таблица 12 – Балльные оценки ООО «ПТК Юнифол» по конкурентным силам
Фактор |
Балл |
1. Соперничество |
4 |
1.1 Количество и размер фирм |
4 |
1.2 Уровень различия товара в отрасли. |
2 |
1.3 Барьеры входа |
6 |
1.4 Рост отрасли |
4 |
2. Угроза появления на рынке новых организаций |
1 |
2.1 Барьеры входа |
2 |
2.2 Сила реакции существующих конкурентов на вхождение новых фирм |
4 |
3. Угроза со стороны товара - заменителя |
3 |
4. Конкурентная сила поставщиков |
|
4.1 Количество и размер поставщиков. |
1 |
4.2 Вертикальная интеграция. |
1 |
5. Сила влияния потребителей. |
2 |
5.1. Количество и размер. |
2 |
5.2. Наличие товара-заменителя. |
3 |
5.3. Важность производителя для потребителя. |
1 |
Итого |
2,72 |
Сумма баллов составила 2,72. Такая оценка означает трудную конкурентную ситуацию. Вывод: Отрасль высоко конкурентная, при этом часть фирм имеет потенциал для снижения свои затрат и, следовательно повышать цены.
Диагностика конкурентов компании проводится в границах общей системы сбора и обработки сведений, которая действует в компании (таблица 13). Но, надо признать почти полное отсутствие сведений в открытом доступе.
Таблица 13 – Оценка основных конкурентов компании
Показатели конкурентоспособности |
ООО «Юнифол» |
Конкуренты |
||
---|---|---|---|---|
Профит |
Гентар |
Макснет |
||
Товар |
||||
Качество |
5 |
4 |
5 |
5 |
Наличие торговой марки |
0 |
3 |
5 |
2 |
Уникальность |
4 |
4 |
5 |
3 |
Сроки исполнения заказа |
5 |
5 |
5 |
4 |
Ассортимент |
2 |
3 |
5 |
2 |
Цена |
||||
Исходная (1-высокая, 5-низкая) |
2 |
5 |
4 |
5 |
Условия оплаты |
2 |
4 |
5 |
3 |
Формы сбыта: |
||||
- прямые продажи |
3 |
3 |
5 |
3 |
- оптовые посредники |
2 |
4 |
4 |
4 |
Степень охвата рынка |
5 |
7 |
9 |
7 |
Местоположение |
5 |
5 |
4 |
3 |
Продвижение товара на рынке |
||||
Реклама: |
2 |
3 |
4 |
2 |
Персонал |
4 |
4 |
5 |
3 |
Литература (каталоги) |
2 |
3 |
4 |
2 |
Продвижение товара по каналам торговли |
2 |
3 |
4 |
2 |
Представленность в интернете |
1 |
4 |
5 |
2 |
Итого: |
58 |
74 |
88 |
59 |
Большим преимуществом на данном рынке является опыт, являющийся на этом рынке действенным конкурентным потенциалом. И так, чтобы снизить потен-циальные риски, которые связанны с появлением новых компаний, надо регулярно поддерживать высокие темпы развития компании и искать пути расширения.
По полученным данным, была проведена оценка конкурентоспособности услуг ООО «Юнифол» графическим методом (рис. 9) в основу, которого были положены следующие критерии:-качество продукции;- цена на товары;- удобство оплаты;- известность фирмы;- гарантии возврата.
Качество продукции
Цена
Известность фирмы
Удобство оплаты
Гарантии возврата
ООО «Юнифол»
Профит
Гентар
Рисунок 9 – Многоугольник конкурентоспособности
Из полученных многоугольников конкурентоспособности для разных фирм, можно провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным параметрам.
Единственным показателем, по которому фирма ООО «Юнифол» превос-ходит аналогичных конкурентов, является доступная цена. По остальным же показателям конкурентоспособность исследуемой туристской фирмы немного уступает. Что говорит о необходимости рекламы фирмы и ее ассортимента, а также разработки и реализации более интересных условий оплаты и предо-ставления скидок. Кроме того, следует уделить внимание работе с персоналом, что позволит существенной превзойти конкурентов по уровню обслуживания.
Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности предпри-ятия и проведем сравнение с показателем основных конкурентов – ООО «Профит» и ООО «Гентар», см. табл. 14.
Таблица 14 – Интегральный показатель конкурентоспособности ООО «Юнифол» и основных конкурентов
Факторы |
Вес фактора |
Эталон |
ООО "Юнифол" |
ООО "Профит" |
ООО "Гентар" |
|||
a |
P0 |
P1 |
a*( P1/ P0) |
P2 |
a*( P2/ P0) |
P2 |
a*( P2/ P0) |
|
1. Цена |
0,25 |
10 |
7 |
0,175 |
9 |
0,225 |
6 |
0,150 |
2. Качество |
0,2 |
10 |
8 |
0,160 |
7 |
0,140 |
8 |
0,160 |
3. Качество сервиса |
0,1 |
10 |
8 |
0,080 |
8 |
0,080 |
7 |
0,070 |
4. Затраты на обслуживание |
0,05 |
10 |
8 |
0,040 |
8 |
0,040 |
9 |
0,045 |
5. Соответствие запросам потребителей |
0,03 |
10 |
8 |
0,024 |
7 |
0,021 |
7 |
0,021 |
6. Условия оплаты |
0,1 |
10 |
7 |
0,070 |
8 |
0,080 |
8 |
0,080 |
7. Новизна товара |
0,07 |
10 |
7 |
0,049 |
9 |
0,063 |
6 |
0,042 |
8. Репутация предприятия |
0,05 |
10 |
8 |
0,040 |
8 |
0,040 |
8 |
0,040 |
9. Своевременность доставки |
0,05 |
10 |
10 |
0,050 |
10 |
0,050 |
10 |
0,050 |
10. Ассортимент |
0,1 |
10 |
7 |
0,070 |
9 |
0,090 |
8 |
0,080 |
∑=1 |
К1=0,758 |
К2=0,829 |
К2=0,738 |