Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкуренции в рыночной среде
Особенности анализа конкурентоспособности предприятия
2. Комплексная оценка конкурентоспособности ООО «Юнифол»
2.1. Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
2.2. Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке
Метод управления |
Краткое описание метода |
Пути реализации |
Организационные воздействия |
Подготовка и утверждение внутренних нормативных документов, регламентирующихдеятельность сотрудников |
Штатное расписание, должностные инструкции, правила трудового распорядка оформляются в виде стандартов организации и вводятся в действие приказом руководителя |
Распорядительные воздействия |
Достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов |
Приказы, распоряжения, указания, контроль управления путём прямого административного регулирования |
Дисциплинарная ответственность и взыскания |
Применяется при нарушении трудового законодательства, неисполнении или ненадлежащего исполнения трудовых, служебных обязанностей |
Замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение |
Материальная ответственность и взыскания |
Возмещение ущерба, причиненного сотрудником организации, своим действием илибездействием |
Возмещение ущерба, удержание из зарплаты, депремирование |
Из табл. 2 видно, что ООО «ПТК Юнифол» имеет высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления. Значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий, так как наблюдается высокая трудовая и исполнительская дисциплина, что положительно влияет дальнейшую деятельность предприятия.
В ООО «ПТК Юнифол» существует определенная система мотивации трудовой деятельности (таблица 3). Она включает в себя перечень стимули-рующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию сотрудников.
Таблица 3 - Система стимулирования персонала в ООО «ПТК Юнифол»
№ |
Форма стимулирования |
Основное содержание |
1. |
Заработная плата |
Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии) заработную плату |
2. |
Трудовое стимулирование |
Командировки с целью обучения, рекламы предприятия и получения новых знаний |
3. |
Программы выплат ПВН |
Покрытие расходов по временной нетрудоспособности |
4. |
Медицинские мероприятия |
Страхование работников предприятия |
5. |
Внутрифирменный имидж |
Предоставление фирменной униформы |
6. |
Корпоративные мероприятия |
Проведение новогоднего вечера. кооперативов, дня Рождения предприятия |
Из таблицы 3 видно, что помимо материальной составляющей органи-зации задействует широкий набор средств, которые помогают добиться эффективной работы ООО «ПТК Юнифол». Наиболее комфортные рабочие условия создаются в организации, где не просто платят заработную плату, но и стремятся «чувствовать» человека.
На основе данных бухгалтерской отчетности в таблице 4 показана динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПТК Юнифол».
Из показателей в таблице можно сделать вывод, что в 2018 году по отношению к 2017 году увеличилась выручка на 0,68 млн. руб. (1,03%), в связи с этим повысилась производительность труда и чистая прибыль на 1%. Фонд оплаты труда вырос на 1,03%, соответственно средняя заработная плата тоже возросла. Выполнен план по освоению рынка: на 2% увеличилась фактическая доля рынка и сравнилась с планируемой - 32%.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом также наблюдается рост выручки – на 0,99 млн. руб., чистой прибыли – на 0,54 млн. руб., производительности труда – на 1% Фактическая и планируемая доля рынка увеличилась соот-ветственно на еще на 1%. Фонд оплаты труда вырос на 1,05%, средняя заработная плата составила 28,1 тыс. руб.
Таблица 4 – Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПТК Юнифол» за 2017-2019 годы (составлено автором)
№ |
Показатели |
Год |
Изменения |
|||||
2018г. к 2017г. |
2019г. к 2018г. |
|||||||
2017 |
2018 |
2019 |
+/- |
% |
+/- |
% |
||
1 |
Выручка, млн. руб. |
24,19 |
24,87 |
25,86 |
0,68 |
1,03 |
0,99 |
1,04 |
2 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
14,12 |
14,33 |
14,87 |
0,21 |
1,01 |
0,54 |
1,04 |
3 |
Фактическая доля на рынке, % |
30 |
32 |
33 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Планируемая доля на рынке, % |
31 |
32 |
33 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Численность персонала, чел. |
468 |
479 |
497 |
11 |
1,02 |
18 |
1,07 |
6 |
Фонд оплаты труда, млн. руб. |
12,92 |
13,36 |
13,96 |
0,44 |
1,03 |
0,6 |
1,05 |
7 |
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
27,6 |
27,9 |
28,1 |
0,3 |
1,01 |
0,2 |
1,01 |
8 |
Выполнение плана по освоению рынка, % |
0,97 |
1 |
1 |
0,03 |
1,03 |
0,03 |
1,03 |
9 |
Производительность труда, млн. руб. |
51,69 |
51,92 |
52,03 |
0,23 |
1 |
0,11 |
1 |
В целом же, ООО «ПТК Юнифол» можно охарактеризовать как финансово устойчивое предприятие, даже несмотря на то, что уровень рентабельности за текущий год снизилась, по сравнению с предыдущим годом и составила- 6,06%.
2.2. Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке
В качестве факторов внешней среды непосредственно или напрямую действующих на ООО «ЮНИФОЛ» можно отметить его покупателей (клиентов); рынок рабочей силы (трудовые ресурсы в лице сотрудников); конкурентов (потенциальных и реальных); государство с его законодательной и регулирующей деятельностью (законы, инструкции, постановления местных и федеральных государственных органов). Также сюда можно отнести банки в качестве источника инвестирования.
В качестве факторов косвенного воздействия выступают экономика или экономическое состояние региона, где находится фирма; экология, междуна-родные отношения (договора поставки товаров), социальные, национальные, религиозные и культурные традиции (предпочтения касающиеся выбора дизайна товара), а также политика и научно-технический прогресс (новейшие разработки, касающиеся производства и технических характеристик товаров).
Таким образом, применительно к анализу внешней среды исследуемой торговой фирмы можно применить модель рассмотрения внешней среды с точки зрения СТЭП факторов (см. таблицу 5) и факторов конкурентного окружения (см. таблицу 6).
Таблица 5 – Факторы внешнего макроокружения ООО «ЮНИФОЛ»
Социальные культурные |
Технологические |
Экономические |
Политические, юридические |
Состав населения Темпы роста населения Миграция населения Культурные стереотипы и предпочтения |
Развитие средств связи Компьютеризация Новые технологии |
Уровень инфляции Уровень безработицы населения Процентные ставки Уровень конкуренции |
Законы о малом предпринимат-ве Налоговая политика Стабильность правительства |
Согласно условному делению макросреды, на фирму действует четыре сектора:
- Политическое окружение (Policy-политика)
- Экономическое окружение (Economy-экономика)
- Социальное окружение (Society-общество)
- Технологическое окружение(Technology-технология)
Отметим, что PEST-анализ - это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды [59, с. 67-68].
В целом, от рынка предприятие получает информацию о возможных ценах, спросе, предложении аналогичной продукции у конкурентов и у своих поставщиков, выручку от торговли. На рынок ООО «ЮНИФОЛ» передает свою информацию через рекламу, через объемы и цены своего предложения. Также передает на рынок свою продукцию – ассортимент товаров.
Таблица 6 – Факторы конкурентного окружения ООО «ЮНИФОЛ»
Факторы рынка |
Структура рынка |
Факторы цены |
Договорные обязательства |
Величина рынка культтоваров Изменчивость Сегментация рынка Жизненный цикл товара Заменители товара |
Зависимость от клиентов и населения Давление заменителей конкурентов Интенсивность конкуренции |
Масштабы торговой площади (стоимость аренды) Навыки персонала Скидки клиентам |
Степень зависимости от покупателя, поставщиков, кредиторов |
Опишем состояние вышеуказанных факторов операционной среды ООО «ЮНИФОЛ». Прежде всего, отметим, что рынок оптовой и розничной торговли (промышленных товаров) является высококонкурентным.
В городе действует достаточное количество предприятий, реализующих аналогичную продукцию.
Анализ имеющегося рынка непродовольственных товаров на основе периоди-ческой печати (рекламных объявлений), городского телефонного справочника (раздела коммерческие фирмы) и непосредственного личного ознакомления с имею-щими предприятиями, реализующими аналогичные товары, позволил нам опреде-лить основное количество конкурентов – 23-25 предприятий. Всех конкурентов можно условно разбить на две группы: осуществляющих только оптовую торговлю и предприятия оптово-розничной торговли, т.е. имеющей свои точки сбыта.
Первая группа конкурентов – предприятия, компании, специализированные или охватывающие широкий ассортимент данного вида товаров (всего 25 фирм) или продающие их с другими видами товаров. Все они зарегистрированы в основном на ООО.
Вторую группу составляют остальные конкуренты (8 - 12), реализующие товары через собственную сбытовую сеть. У данных конкурентов меньше ассортимент по сравнению с конкурентами первой группы, но за счет более сбытовой структуры имеют больше покупателей определенных подвидов товаров.
Используем секторную диаграмму для демонстрации доли данной торговой фирмы среди других аналогичных фирм на рынке (рис. 7).
Рисунок 7 – Доля рынка ООО «ЮНИФОЛ»
Исследуемая фирма может занимать примерно 5-6% рынка упаковочных товаров, что является высоким показателем, учитывая количество предприятий на данном рынке.
Далее проанализируем основных потребителей предприятия (табл. 7).
Таблица 7– Потребители предприятия ООО «ЮНИФОЛ»
№ п/п |
Потребитель |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Местонахождение |
1 |
ООО «Бахус» |
3134 |
12,12% |
Московская область |
2 |
ООО «Корвет» |
2281 |
8,82% |
Ленинградская область |
3 |
ОАО «ТСМ» |
1673 |
6,47% |
Ленинградская область |
4 |
ООО «Вымпел» |
998 |
3,86% |
Московская область |
5 |
ООО «Виктория» |
631 |
2,44% |
Московская область |
Таким образом, основные потребители производимой продукции располо-жены в Московской и Ленинградской областях, что вполне объяснимо: головные офисы многих организаций, торгующих продовольственными товарами располо-жены именно там.
Рассмотрим основных поставщиков сырья ООО «ЮНИФОЛ» (табл. 8).
Таблица8 – Поставщики сырья для основной хозяйственной деятельности
№ п/п |
Наименование сырья |
Поставщик |
Поступление за 2019 год, тыс. руб. |
Доля в общем объеме поставок, % |
1 |
Полипропилен |
ООО «Страйк» |
1792 |
24,65% |
2 |
ПВХ пленка |
ОАО «Визит» |
1121 |
15,42% |
3 |
Алюминиевая фольга |
ОАО «Лоран» |
1009 |
13,88% |
4 |
Картон |
ООО «Альфа» |
658 |
9,05% |
5 |
Термоусадочная пленка |
ООО «Парнас» |
598 |
8,22% |
Таким образом, основными поставщиками являются перечисленные 5 предприятий, которые поставляют ООО «ЮНИФОЛ» наиболее востребованные в производстве упаковки материалы. Общая доля поставок составляет 71,22% от общего их объема.