Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкуренции в рыночной среде
Особенности анализа конкурентоспособности предприятия
2. Комплексная оценка конкурентоспособности ООО «Юнифол»
2.1. Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
2.2. Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке
Конкурентоспособность производителей определяетсяразличнымифакто-ров. Как следует из приведенной схемы выделяется два уровня внешнего влияния: глобальный и ближний.
Глобальный уровень формирует международное окружение, уровень благоприятности которого оценивается открытостью внешних рынков сбыта, возможностями получения отсутствующих ресурсов, в том числе техноло-гических, финансовых, интеллектуальных.
Ближний уровень – экономическая и социальная среда государства, которая определяет особенности развития бизнеса, а также политическая стабильность, которая формирует результативность правовых, законодательных и финансовых институтов. Большую роль играют отраслевые особенности. Формирование конкурентных заключается адаптации системы управления к трансформации конкурентной среды, что дает возможность быстро и точно найти направления роста конкурентоспособности. Выполнение этой задачи затруднено тем, что когда-то полученные результаты при отсутствии регуляр-ной и планомерной работы будут через определенное время аннулированы действиями конкурентов. Данный фактор показывает необходимостьсозда-ния соответствующего подхода к управлению компанией, который должен обеспечивать бы сам процесс адаптации, но и создавать условия для ее результативной работы на постоянной основе.
Технология создания конкурентных преимуществ - это комплекс маркетинговых методов их реализации, которые предназначены для позициони-рования компании в конкурентной среде.
Итогом реализации технологий является обширный класс управленческих решений, которые ориентированы в 3 пространствах: товарном, региональном и функциональном. Функциональное направление с точки зрения технологии подготовки - более значим.
Сведения о конкурентах, их реальных и планируемых действиях - основа для стратегии ориентации компании в конкурентной среде. Технология формирования конкурентной стратегии, которая ориентирована на применение сильных сторон работы компании с учетом деятельностиконкурентов и особенностей развития рынка - важный инструмент создания стратегических конкурентных преиму-ществ. Главной целью стратегии является определение принципов и правил достижения конкурентных преимуществ в целевых аудиториях и элементах маркетинга.
Основой формирования конкурентных преимуществ являютсяметодоло-гические подходы, которые сформировались в границах теории конкуренции. Более значимый вклад в изучение конкуренции внесла классическая полит-экономия. Ее представители в итоге исследований разработали принципы конкуренции, в границах которой основным координирующим элементом рынка является цена в абсолютно децентрализованной экономике [27, с.81].
Особенности анализа конкурентоспособности предприятия
Процесс стратегического управления включает в себя следующие этапы.
Анализ. Целью данного этапа является определение «текущего состояния дел» в организации и выявление условий его успешного развития в дальнейшем. Обычно, данный этап включает в себя диагностику внешней, окружающей среды и ресурсных возможностей компании (внутренние).
Целеполагание. Целью данного этапа является правильное определение состояния компании, которого она должна достигнуть через определенный временной интервал.
Выбор. На данном этапе в первую очередь формируется базовая стратегия, т.е. общая стратегия компании. Затем происходит выработка стратегии развития каждого подразделения, которые в свою очередь могут делиться на линейные и функциональные.
Реализация стратегии. На практике довольно сложно конкретно разделить процесс планирования от непосредственного воплощения выбранной стратегии.
Еще один немаловажный этап в сфере стратегического планирования и управления – процесс контроля и оценки результативности выбранной стратегии. В итоге проводимой диагностики в стратегию компании могут вносить изменения, при чем как на уровне общей стратегии, так и на уровне линейной и функциональной.
Согласно конкурентной матрице М. Портера конкурентное преимущество может быть реализовано тремя основными путями (рисунок 5).
Рисунок 5 - Конкурентная матрица М. Портера
Ценовое лидерство основывается на возможности организации снижать затраты на производство продукции. Продуктовое лидерство строится на политике совершенствования и дифференциации товаров, за счет которых формируется ценность для потребителей. Лидерство в нише обеспечивается за счет фокусировки на продуктовом или ценовом преимуществе на узком сегменте рынка, исключая обхват всего рынка [11, с.88].
Таким образом, формирование и поддержание конкурентных преимуществ затрагивает весь механизм деятельности организации, связанный как с созданием, так и с производством и реализацией продукции.
В целом, конкурентные преимущества и стратегии их достижения и удержания выступают неотъемлемым элементом формирования общекорпора-тивной стратегии организации.
Алгоритм формирования модели управления конкурентными преиму-ществами, будет включать несколько уровней: конкурентные преимущества персонала; конкурентные преимущества продукции / услуги; конкурентные преимущества сбыта; конкурентные преимущества финансовой деятельности.
Таким образом, преимущества возникают в результате соперничества при проектировании, производстве, реализации и эксплуатации продукции, на их формирование серьезное влияние оказывает конкурентная среда: потенциальные и действующие конкуренты, потребители продукции и поставщики, производители товаров-заменителей, а также государственное регулирование.
В этих условиях формирование конкурентных преимуществ трансформируется в задачу активной адаптации системы управления предприятием к изменениям конкурентной среды. При этом реальные положительные результаты достигаются там, где данная работа доведена до уровня технологий управления. Поиск конкурентных преимуществ, причин и условий их возникновения, разработка на сформированной аналитической базе стратегии конкуренции и ее реализация с учетом привязки к конкретным условиям рынка - основные объекты технологической проработки.
Составной частью анализа конкурентоспособности является анализ возможностей и опасностей фирмы в конкурентной среде.
С учетом информации, собранной о конкурентах, и объективной оценки собственных возможностей разрабатывается таблица рыночных возможностей и опасностей.
Цель - выявить привлекательные направления маркетинговых усилий фирмы, на которых она может добиться конкурентных преимуществ. Этот метод носит название SWOT-анализа (по первым буквам:
- strength - сила, сильные стороны;
- weakness - слабость, слабые стороны;
- opportunity - возможность).
В таблице 1 перечисляются примерные варианты условий, которые могут сложиться на рынке.
Таблица 1 составлена на основе данных изучения рынка, собственных возможностей и анализа конкуренции. Далее сопоставляются сильные и слабые стороны, опасности и акцентируется внимание на привлекательных возможностях.
Таблица 1 - Комплексный анализ рыночных возможностей и опасностей
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Адекватные финансовые ресурсы |
Слабый финансо- вый потенциал |
Перспективы выхо-да на новые рынки или сегменты рынка, рыночные ниши |
Возможность появления новых конкурентов |
Компетентность |
Недостаток управ- ленческого талан- та, поверхностное понимание проблемы |
Расширение производства |
Появление и рост товаров- заменителей |
Высокая квалифи- кациямаркетинго- вой службы |
Низкие маркетин- говые способности |
Расширение ассортимента |
Замедление роста рынка, спад |
Изобретательный стратег |
Слабый контрол- линг |
Производство сопутствующих товаров |
Финансовый кризис |
Известный лидер рынка |
Слабое представ- ление о ситуации на рынке |
||
Недооценка наших возможностей конкурентами |
Затухание деловой активности |
||
Эффективность, связанная с раз- мером рынка |
Уязвимость по отно-шению к конкурент-ному давлению |
Возможности стимулирования спроса |
Неблагоприятная политика прави- тельства |
Защищенность от сильного кон- курентногодавле- ния |
Отставание в области НИОКР |
Уссилениедавле- ния со стороны покупателей и поставщиков |
|
Прогрессивная технология произ- водства |
Слабые производ- ственныевозмож- ности |
Изменение потребностей и вкусов покупателей |
|
Инновационные возможности |
Устаревшее оборудование |
Неблагоприятные демографические изменения |
Разбор такой таблицы позволяет выбрать наиболее оптимальный курс конкурентной борьбы, дальнейший анализ которой осуществляется с помощью матрицы SWOT.
Анализ SWOT образует 4 поля (квадранта):
- СИВ (сила и возможности),
- СИУ (сила и угрозы),
- СИВ (слабость и возможности),
- СЛУ (слабость и угрозы).
Итак, целью анализа является выявление совокупного влияния на конкурентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды.
Таким образом, конкуренция представляет собой экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке пред-приятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции (товара), удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Конкуренто-способность и конкурентные преимущества организации, их формирование и удержание неразрывно связаны со стратегическим управлением и его качеством на предприятии; более того, только стратегическое управление способно адекватно и на долгосрочную перспективу формировать и удерживать конкурентные позиции организации.
2. Комплексная оценка конкурентоспособности ООО «Юнифол»
2.1. Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания Юнифол» зарегистрирована 25.10.2012 года регистратором -ФНС РФ №46, и находится по адресу г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр. 2. Присвоен ИНН 7714888000 , ОГРН 1127747083001.
Сейчас в Группу компаний «Юнифол» входят: 1) московское представи-тельство (центральное);2) производство (ООО "ПТК ЮФ");3) офис во Фрязино (Московская область);4) представительство в Санкт-Петербурге;5) представи-тельство в Минске (Белоруссия);6) представительство в Вильнюсе (Литва).
На сегодняшний день спектр выпускаемой продукции включает в себя следующие наименования:колпачок винтовой алюминиевый для укупорки бутылок различных типоразмеров; колпачок термоусадочный из ПВХ пленки; капсулы для шампанского; стаканы и крышки из полипропилена для продуктов питания с цветной печатью; полипропиленовый стакан в картонной обечайке и с картонным донышком; полипропиленовый стакан в термоусадочной этикетке; высечка из алюминиевой фольги для запайки стакана; контейнеры и крышки из полипропилена для продуктов питания; стаканчик для мороженого из фольги.
Организационная структура управления в ООО «ПТК Юнифол» строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, исследуемая организация имеет линейно-функциональную структуру (рисунок 6).
Генеральный директор – это глава предприятия, он несет ответственность за предприятие, решает основные вопросы, которые касаются его деятельности.
Основные обязанности отдела снабжения и сбыта заключаются в материа-льно-техническом обеспечении предприятия. Менеджер по сбыту определяет цено-вую политику предприятия, обеспечивает распределение товаров,координирует рекламные акции, которые способствуют продвижению товара. Заведующий скла-дом руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товаров, с учетом наиболее рационального использования складских площадей.
Рисунок 6- Организационная структура управления в ООО «Юнифол»
Финансовый директор управляет финансовой системой, денежными пото-ками, заведует отчетностью, и руководит финансовым отделом. Также осуществляет контроль расходов и доходов предприятия, планирует финансовую политику и анализирует возможные финансовые риски.
В свою очередь, бухгалтерия осуществляет прием и обработку первичной документации. следит за их сохранностью, начисляет заработную плату, производит расчеты по больничным листам и иным выплатам.
Директор по персоналу занимается управлением персонала компании. Он рассчитывает необходимую численность сотрудников, обеспечивает привлечение новых сотрудников и удержание имеющихся специалистов.
Отдел кадров находится в подчинении директора по персоналу и составляет штатное расписание сотрудников, ведет подбор, отбор работников на открытые вакансии.
Главный инженер – это технический руководитель предприятия. Он определяет техническую политику и направление технического развития предприятия в условиях рыночной экономики.
Директор по производству отвечает за качество выпускаемой продукции, за поставленные сроки, а также контролирует процесс производства в целом.
Основными обязанностями технолога является сокращение себестоимости продукции, увеличение объемов производства, контроль норм расходов сырья, материалов. Также технолог разрабатывает план работы технологических простоев.
Рассмотрим административные методы управления персоналом, которые используются руководством в ООО «Производственно-торговой компании Юнифол» (таблица 2).
Таблица 2 – Административные методы управления персоналом, используемые руководством в ООО «ПТК Юнифол» (по данным предприятия)