Файл: Развитие внутрикорпоративного обучения: задачи, возможности ограничения (на риэлторского агентства «ОЛИМП»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Цели и задачи профессионального обучения персонала
1.2. Виды и методы внутрифирменного обучения персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «ОЛИМП»
2.1. Характеристика деятельности организации
2.2. Анализ состава и структуры персонала предприятия
2.3. Анализ обучения персонала на предприятии
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «ОЛИМП»
Анализ персонала должен содержать анализ качественной его структуры, которая характеризуется рядом параметров, таких как возраст, пол, образование, стаж работы. В таблице 4 представлена структура персонала по полу. На конец 2018 г. в ООО «Олимп» женщины составляют 71,43 % от общей численности персонала.
В таблице 5 представлена структура персонала по возрасту. Анализ возрастной структуры показал, что самую большую долю составляют работники, возраст которых от 30 до 40 лет – 42,86 % по данным 2018 г.
Таблица 4
Динамика состава работников ООО «Олимп» по полу в 2016-2018 гг.
Категория работников |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2018 г. от 2016 г. |
||||
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Уд. веса, п.п. |
|
Мужчины |
2 |
20,00 |
2 |
20,00 |
2 |
28,57 |
- |
8,57 |
Женщины |
8 |
80,00 |
8 |
80,00 |
5 |
71,43 |
-3 |
-8,57 |
Итого |
10 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
-3 |
- |
Таблица 5
Динамика состава работников ООО «Олимп»
по возрасту в 2016-2018 гг.
Категория работников |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2018/2016 |
||||
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Уд. веса, п.п. |
|
До 30 лет |
2 |
20,00 |
2 |
20,00 |
2 |
28,57 |
- |
8,57 |
От 30 до 40 лет |
6 |
60,00 |
6 |
60,00 |
3 |
42,86 |
-3 |
-17,14 |
От 40 до 50 лет |
2 |
20,00 |
2 |
20,00 |
2 |
28,57 |
- |
8,57 |
Старше 50 лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
10 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
-3 |
- |
Следует отметить, что работники данной категории достаточно мобильны: обладая достаточно большим опытом работы, они находятся в стадии высокой трудовой активности, что облегчаем им поиск более выгодного места работы.
Большое значение имеет характеристика персонала по уровню образования. Такой анализ представлен в табл. 6. По данным таблицы 6 видно, что большая часть работников имеет высшее или незаконченное высшее образование. Профильное образование (юридическое) имели в 2016-2017 гг. 5 работника, из которых один в 2018 г. уволился.
Таблица 6
Структура персонала ООО «Олимп» по уровню образования в 2016-2018 гг.
Категория работников |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2018 г. от 2016 г. |
||||
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Уд. веса, п.п. |
|
Высшее образование, В том числе профильное |
6 5 |
60,00 50,00 |
6 5 |
60,00 50,00 |
4 4 |
57,14 57,14 |
-2 -1 |
2,86 7,14 |
Незаконченное высшее образование |
2 |
20,00 |
2 |
20,00 |
1 |
14,29 |
-1 |
-5,71 |
Среднее техническое |
2 |
20,00 |
2 |
20,00 |
2 |
28,57 |
- |
8,57 |
Итого |
10 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
-3 |
- |
Характеристикой, определяющей состояние кадров, является стаж работы на предприятии и по специальности. Структура персонала ООО «Олимп» по стажу работы – общему и в ООО «Олимп» - представлена в таблице 7. Анализ данных, представленных в таблице 7, показал, что значительное число работников - 42,86 % по данным 2018 г. работает на предприятии от 1 года до 5 лет, а также большое число работников (57,14 % по данным 2018 г.) работает на предприятие более 5 лет.
Таблица 7
Структура персонала ООО «Олимп» по стажу работы в 2016-2018 гг.
Категория работников |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2018 г. от 2016 г. |
||||
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Удельный вес, % |
Чел. |
Уд. веса, п.п. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Стаж работы по специальности |
||||||||
До года |
1 |
10,00 |
- |
- |
- |
- |
-1 |
-10,00 |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
От 1 года до 5 лет |
4 |
40,00 |
4 |
40,00 |
2 |
28,57 |
-2 |
-11,43 |
От 5 до 10 лет |
4 |
40,00 |
5 |
50,00 |
4 |
57,14 |
-1 |
7,14 |
Свыше 10 лет |
1 |
10,00 |
1 |
10,00 |
1 |
14,29 |
- |
4,29 |
Итого |
10 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
-3 |
- |
Стаж работы в ООО «Олимп» |
||||||||
До года |
2 |
20,00 |
- |
- |
- |
- |
-1 |
-10,00 |
От 1 года до 5 лет |
5 |
50,00 |
5 |
50,00 |
3 |
42,86 |
-2 |
-7,14 |
От 5 до 10 лет |
3 |
30,00 |
5 |
50,00 |
4 |
57,14 |
-1 |
7,14 |
Свыше 10 лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
10 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
-3 |
- |
Анализ показал, что значительное число работников - 42,86 % по данным 2018 г. работает на предприятии от 1 года до 5 лет, а также большое число работников (57,14 % по данным 2018 г.) работает на предприятие более 5 лет.
Существенное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии, которые отражены в таблице 8.
Таблица 8
Движение кадров ООО «Олимп» за 2017-2018 гг.
Показатели |
2017 |
2018 |
Отклонение |
Среднесписочная численность, чел |
10 |
7 |
-3 |
Принято на работу, чел. |
1 |
1 |
- |
Уволено с работы, чел. |
1 |
4 |
3 |
Уволено по причинам текучести, чел. |
1 |
4 |
3 |
Коэффициент приема кадров |
0,100 |
0,143 |
0,143 |
Коэффициент выбытия кадров |
0,100 |
0,571 |
0,471 |
Коэффициент оборота кадров |
0,200 |
0,714 |
0,514 |
Коэффициент текучести кадров |
0,100 |
0,571 |
0,471 |
Анализ расчетов, представленных в таблице 8, показывает, что в 2018 г. текучесть кадров составила 57,10 %. При этом текучесть кадров возросла относительно 2017 г. на 0,471 пункта. Текучесть кадров на предприятии существенно превышает естественный уровень (3-5 %).
2.3. Анализ обучения персонала на предприятии
В таблице 9 представлены данные о числе риелторов, повысивших свою квалификацию в 2016-2018 гг.
Таблица 9
Повышение квалификации риелторов
Показатель |
Год |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Число риелторов, всего, чел. |
6 |
6 |
3 |
Число риелторов, повысивших свою квалификацию чел. |
3 |
2 |
3 |
Число риелторов, повысивших свою квалификацию, % |
50,00 |
33,33 |
100,00 |
По данным таблицы 9 видно, что динамика числа риелторов, повысивших свою квалификацию не стабильна. Если в 2017 г. удельный вес риелторов, повысивших свою квалификацию, сократился на 16,67 п.п., то в 2018 г., напротив, возрос на 66,67 п.п. относительно 2017 г.
Формы повышения квалификации, используемые ООО «Олимп»:
1) курсы;
2) конференции и семинары;
3) самообразование.
В таблице 10 представлены затраты ООО «Олимп» на повышение квалификации работников.
Таблица 10
Затраты на повышение квалификации кадров за 2016-2018 г.г., тыс.руб.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста, 2016/ 2014, % |
---|---|---|---|---|
Число риелторов, повысивших свою квалификацию чел. |
3 |
2 |
3 |
100,00 |
В расчете на одного работника, прошедшего специальное обучение, тыс.руб. |
17,50 |
18,00 |
18,50 |
102,78 |
Общие затраты на повышение квалификации работников, тыс.руб. |
52,5 |
36,0 |
55,5 |
105,71 |
По данным таблицы 10 видно, что затраты на повышение квалификации работников в 2018 г. увеличились по сравнению с 2016 г. на 5,78 %. Рост затрат связан с ростом затрат в расчете на одного работника, так как число риелторов, повысивших свою квалификацию в 2018 г. по сравнению с 2016 г. не изменилось и составило 3 чел.
Проведенное исследование показало, что ООО «Олимп» для повышения квалификации своего персонала использует только внешние формы обучения.
Главным преимуществом внешнего обучения является то, что внешние компании — провайдеры услуг по обучению — предлагают гораздо большее разнообразие программ по разным направлениям. Они могут привнести новые технологии, актуальные знания, поделиться опытом и наработками других компаний. Это очень ценно для ООО «Олимп». Основные методы, которые используются в таких случаях, это тренинг, лекция, семинар, деловые игры.
Тренинги проводятся в формате усвоения нового материала и получение нового опыта. Такая подача позволяет совместить теорию и практику, что повышает эффективность обучения и усвоения нового материала. К недостаткам относится их высокая стоимость.
Традиционная форма подачи новой информации, к которой относится лекция, позволяет обучаемым контактировать с преподавателем, уточняя и дополняя изученный материал, получить большое количество знаний в краткие сроки и легко адаптировать их к конкретным условиям производства. К недостаткам этого метода можно отнести естественную человеческую способность забывать детали сказанного уже в течение получаса, кроме того, этот метод пассивен и практически исключает участие обучаемого в процессе, да и качество изложения материала во многом определяется личностью лектора.