Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Сущность, содержание и элементы системы менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Кадровая политика в системе менеджмента человеческих ресурсов
Глава 2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Метахим»
2.1. Общая характеристика ООО «Метахим»
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Метахим»
2.3. Оценка системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Метахим»
На последующих этапах управленческого процесса технологические аспекты управления должны сводиться к выработке эффективной и действенной системы стимулирования и мотивации, которая должна быть в конечном итоге нацелена на обеспечение устойчивого роста производительности труда на предприятии.
Кроме того, обязательным технологическим этапом управления персоналом является систематическая аттестация и оценка трудовой и профессиональной деятельности имеющихся работников, на основании результатов которой поднимаются и решаются вопросы необходимости переподготовки и повышения квалификации имеющихся кадров.
Таким образом, система управления персоналом представляет собой сложную систему управления, являющуюся частью общей стратегии развития и управления организации. Данная система включает в себя комплекс элементов, начиная от оценки потребности организации в персонале, до обеспечения устойчивого развития и реализации трудового потенциала работников. При этом ключевой целью создаваемой современной системы управления персоналом является обеспечение организации персоналом, его эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, что достигается только путем эффективного управления каждым из отдельных элементов системы управления персоналом.
1.2. Кадровая политика в системе менеджмента человеческих ресурсов
Для определения содержания понятия управления персоналом особое внимание необходимо уделить следующим аспектам, раскрывающим сущность данного понятия:
- комплекс экономических, организационных и социально-психологических методов, использование которых способно обеспечить рост конкурентоспособности предприятия, в том числе, эффективность работы сотрудников предприятия;
- вопросы формирования мотивационных установок для персонала, соответствующих стоящим перед предприятием задачам развития;
- вопрос обеспечения предприятия необходимым количественно-качественным составом персонала в соответствии с производственными функциями предприятия;
- вопрос организации управленческой деятельности в сфере управления персоналом, включающей в себя: выявление потребности в персонале, привлечение персонала, его развитие, оптимизация штата работников в соответствии с изменениями технологии на предприятии, формирование системы мотивации персонала, управление затратами на персонал и контроллинг состояния и развития персонала на предприятии;
- вопросы систематического воздействия на процесс развития персонала на предприятии посредством мероприятий управленческого характера, которые должны быть нацелены на формирование условий, обеспечивающих максимально эффективное использование имеющегося трудового потенциала работников предприятия [14, с. 54].
На основе рассмотренных составляющих содержания понятия управления персоналом можно отметить, что управленческая деятельность в сфере менеджмента персонала на современном предприятии должна быть направлена в первую очередь на обеспечение оптимальной количественно-качественной структуры персонала, стимулирование его функционирования и раскрытие потенциала для достижения поставленных стратегических результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Процесс управления персоналом складывается фактически из следующей совокупности элементов системы управления: кадровой политики организации; оплаты и стимулирования труда; отношений в коллективе; социально-психологических аспектов управления персоналом [16, c. 89].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что реализация целей и задач управления персоналом на современном предприятии производится в первую очередь посредством реализации кадровой политики.
Кадровая политика на предприятии является фактически главным направлением в работе с персоналом и представляет собой набор основополагающих принципов в сфере управления персоналом, реализуемых в процессе управленческой работы кадровой службой (или иным подразделением, отвечающим за развитие персонала) предприятия. Кадровая политика, таким образом, является, по сути, стратегическим вектором для менеджмента, занятого работой с персоналом на предприятии.
Рассмотрим наиболее распространенные подходы к определению кадровой политики предприятия:
– целенаправленная работа менеджмента предприятия по формированию такого трудового коллектива, который способствовал бы взаимному совмещению стратегических целей развития предприятия и работников в наиболее оптимальной форме [2, c. 12];
– стратегическая база организации управленческой работы с персоналом предприятия, что является ключевым инструментом воздействия на персонал и включает в себя комплекс принципов и методов, реализуемых кадровым подразделением и используемых для решения поставленных задач и достижения стратегических целей развития предприятия [12, c. 94];
– стратегическое направление работы предприятия с его персоналом, базирующееся на совокупности принципов, методов, наборе правил и норм в сфере управленческой работы с персоналом предприятия, которые должны быть сопоставлены со стратегическими целями развития предприятия [10, c. 96].
Цель кадровой политики предприятия заключается в обеспечении наиболее оптимального баланса протекающих на предприятии процессов изменения численно-качественного состава персонала в соответствии с изменяющимися потребностями предприятия, актуальными требованиями законодательства и фактически сложившимися условиями рынка трудовых ресурсов. Объектом кадровой политики предприятия является его персонал, от квалификации, профессиональной подготовки и деловых качеств которого в существенной мере зависит эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия [2, c. 13].
Направления кадровой политики на предприятии должны совпадать с общими стратегическими направлениями кадровой работы, то есть должны соответствовать утверждённым на предприятии функциям системы управления персоналом. В таблице 1 представлена характеристика ключевых направлений кадровой политики современного предприятия.
Таблица 1
Основные направления кадровой политики организации
Направления |
Принципы |
Характеристика |
1. Управление персоналом на предприятии |
- необходимости достижения как индивидуальных целей работников, так и общих целей предприятия |
Необходимо находить оптимальный компромисс между целями предприятия и персонала, не отдавая предпочтения только интересам предприятия |
2. Подбор, отбор, расстановка |
- соответствия профессиональной компетенции и практических достижений целям предприятия |
Проверка уровня знаний, соответствующий требованиям должности. Обеспечение требуемого опыта |
3. Формирование и подготовка резерва для руководящих должностей |
- конкурсного подхода и ротации; - индивидуальной подготовки - соответствия должности; - регулярной оценки индивидуальных качеств и потенциала |
Отбор на конкурсной основе. Ротация и смена должностей по вертикали и горизонтали. Подготовка резерва по индивидуальной программе. Стажировка на руководящих местах. Оценка результатов, собеседование, выявление склонности к руководству. |
4. Контроллинг, оценка и аттестация |
- обоснованности показателей оценки; - оценки развития квалификации; - оценки качества выполнения обязанностей |
Система показателей и критериев оценки. Пригодность, наличие знаний, необходимых для определенного вида деятельности. Оценка результатов деятельности по заданным критериям. |
5. Развитие трудовых ресурсов |
– постоянного повышения квалификации; - самовыражения и саморазвития персонала |
Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения. Способность и возможность к саморазвитию. |
6. Мотивация, стимулирование и оплата труда |
- соответствия оплаты труда характеру и содержанию работы; - разумного сочетания стимулов и санкций; - оправданной мотивации |
Эффективная система оплаты труда. Конкретность описания задач, обязанностей и показателей. Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда |
Система инструментов реализации кадровой политики на предприятии включает в себя комплекс управленческих мероприятий, состоящий из: кадрового планирования; текущей кадровой работы; руководства персоналом; мероприятий по развитию и повышению квалификации персонала; мероприятий по решению социальных проблем персонала; системы вознаграждений и мотивации [2, c. 17]. Результатом применения данных инструментов на предприятии является изменение поведения персонала в соответствии с целями его развития и целями развития предприятия, повышение эффективности работы персонала, улучшение структуры и количественно-качественного состава персонала.
Кадровая политика на предприятии должна быть нацелена на увеличение возможностей предприятия в контексте использования трудового потенциала, обеспечение возможности реагирования на динамично изменяющиеся и внедряемые на рынке и на предприятии технологии [2, c. 18].
Кадровая политика на современном предприятии является неотъемлемой составной частью всего управленческого процесса и должна обеспечивать создание не только благоприятных условий труда для персонала, но и возможности профессионального и социального роста для него (карьерный рост и продвижение, обеспечение уверенности в будущем, рост социального статуса и т.д.). Исходя из этого, основная задача кадровой политики предприятия сводится к тому, чтобы обеспечить в текущей работе с кадрами учет интересов всех категорий персонала предприятия.
Глава 2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Метахим»
2.1. Общая характеристика ООО «Метахим»
Основой вид деятельности ООО «Метахим» – производство сульфата алюминия и сопутствующей продукции, применяемых в широком спектре отраслей народного хозяйства. Основной продукцией ООО «Метахим» является сульфат алюминия.
На сегодняшний день налажено производство и реализация следующих номенклатурных видов продукции:
- водный раствор, жидкий сульфат алюминия;
- сульфат алюминия 1-го сорта;
- сульфат алюминия 2-го сорта;
- сульфат алюминия высшего сорта.
На сегодняшний день ООО «Метахим» является единственным в регионе производителем сульфата алюминия и занимает всю рыночную нишу регионального рынка.
Область применения продукции:
- сульфат алюминия используется в бумажной, кожевенной, нефтехимической промышленности, в энергетике и других отраслях в целях очистки питьевой и технической воды, при дублении кожи, для консервации древесины, при производстве искусственных волокон;
- электролит используется при производстве, обслуживании и ремонте аккумуляторов.
Структура управления ООО «Метахим» носит функционально-линейный характер и схематически отражена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура управления ООО «Метахим»
Из рисунка 5 видно, что на ООО «Метахим» осуществлено четкое разделение функциональных обязанностей по подразделениям организации и центрам ответственности. В области управления на ООО «Метахим» можно выделить следующие основные функциональные зоны: производство; коммерческая работа; финансовый и бухгалтерский учет и контроль. Управление производством осуществляется главным инженером. Коммерческая работа возложена на ООО «Метахим» на отделы продаж и снабжения.
В таблице 2 на основании данных бухгалтерской отчетности предприятия проанализированы основные показатели деятельности ООО «Метахим» за 2016-2018 гг.
Таблица 2
Показатели деятельности ООО «Метахим» в 2016-2018 гг.
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение (+;-) |
Темпы прироста, % |
||
2017 / 2016 |
2018 / 2017 |
2017 / 2016 |
2018 / 2017 |
||||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
87 833 |
93 751 |
96 515 |
5 918 |
2 764 |
106,7 |
102,9 |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
85 126 |
90 717 |
93 327 |
5 591 |
2 610 |
106,6 |
102,9 |
3. Валовая прибыль , тыс. руб. |
2 707 |
3 034 |
3 188 |
327 |
154 |
112,1 |
105,1 |
4. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. |
2 290 |
2 611 |
2 657 |
321 |
46 |
114,0 |
101,8 |
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
417 |
423 |
531 |
6 |
108 |
101,4 |
125,5 |
6. Чистая прибыль, тыс. руб. |
358 |
404 |
450 |
46 |
46 |
112,8 |
111,4 |
7. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
3 886 |
4 371 |
4 771 |
485 |
400 |
112,5 |
109,2 |
8. Среднегодовая стоимость основных средств |
5 342 |
5 302 |
5 326 |
-40 |
24 |
99,3 |
100,5 |
9. Среднесписочная численность работников, чел. |
51 |
54 |
55 |
3 |
1 |
105,9 |
101,9 |
10. Рентабельность, %: |
|||||||
10.1. продаж (стр. 5 / стр. 1) |
0,47 |
0,45 |
0,55 |
-0,02 |
0,10 |
- |
- |
10.2. продукции (стр. 5 / стр. 2) |
0,49 |
0,47 |
0,57 |
-0,02 |
0,10 |
- |
- |
10.3. основных средств (стр. 6 / стр. 8) |
6,70 |
7,62 |
8,45 |
0,92 |
0,83 |
- |
- |
11. Производительность труда, тыс. руб. (стр. 1 / стр. 9) |
1 722 |
1 736 |
1 755 |
14 |
19 |
100,8 |
101,1 |
12. Фондоотдача, руб. (стр. 1 / стр. 8) |
16,44 |
17,68 |
18,12 |
1,24 |
0,44 |
107,5 |
102,5 |
13. Коэффициент оборачиваемости активов (стр. 1 / стр. 7) |
22,60 |
21,45 |
20,23 |
-1,15 |
-1,22 |
- |
- |
14. Затраты на 1 руб. выручки, руб. ((стр. 2 + стр. 4) / стр. 1) |
0,995 |
0,995 |
0,994 |
0,000 |
-0,001 |
100,0 |
99,9 |