Файл: Современные политические режимы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.
  • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней - одним лидером, харизматичным «вождем» либо политическим кланом. Например - семьей Кимов в Северной Корее
  • Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.
  • Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.
  • Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.
  • Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.
  • Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики
  • Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.
  • Единая обязательная для всех официальная идеология - обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.
  • Милитаризация общественной жизни.
  • Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).
  • Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Примером жестокого тоталитарного режима является режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк.


Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли. Однако, с началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими». Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако, уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-1970-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм». В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией - в отношении режима Иосипа Броз Тито.

2.4 Демократический режим

В настоящее время общество, построенное на принципах «демократии» считается едва ли не идеалом всех времен и народов. Вот только что такое демократический режим в современном понимании этого слова, знают далеко не все. Для понимания данного термина необходимо углубиться в историю. Происходит термин «демократия» от двух греческих слов. Первое из них, demos, означает «народ». Второе, kratos, переводится как «власть». Соответственно, дословный перевод наверняка был бы понятен В. Ульянову с его знаменитым лозунгом «Власть народу!».[19]

Считается, что демократический режим был изобретен в древних Афинах. Афины были греческим городом-государством, расцвет которого пришелся на VI-V века до нашей эры. Также одним из городов, где в древние времена процветал демократический режим можно назвать Новгородскую республику, в которой практически все политические и социальные вопросы решались по средствам голосования на народном собрании, называемом Вече. Однако, становление демократии как общественно-политического режима началось намного позже, примерно, в XVII-XVIII веках и происходило это в европейских странах, откуда позже демократия «была завезена» в США. Определение онятия демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»[20]


В качестве первопричин становления демократического режима можно назвать бурное развитие торговли и товарооборота между разными странами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. Также на появление данного режима повлияли и важнейшие научные открытия, которые повысили роль транспорта и позволили механизировать производство. В свою очередь все вышеперечисленное привело к нарастанию напряжения между аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели на торговле, и как следствие к привели к полному пересмотру прав третьих сословий, а также реформированию государственной власти. Таким образом и возник демократический режим в современном его понимании.

Небезызвестный президент США А. Линкольн считал, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. В этой связи нужно отметить, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Данное понятие включает в себя несколько интересных черт: только народ признается единственным легитимным источником власти в стране, а государственная власть признается действительной только в том случае, если ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах. Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, а власть всегда обязана прислушиваться к мнению своего народа. Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них, а также могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной. В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти. В том случае, если власть злоупотребляет доверием граждан и в стране имеются все признаки тирании, народ имеет право досрочно отстранить главу государства от управления и потребовать новых выборов, в том числе с целью изменения состава правительственных органов.

Также демократический режим характеризуется признанием главенства личности человека, его жизни и достоинства и считает их вышей ценностью. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что общество должно быть признано совокупностью отдельных, свободно мыслящих личностей, каждая из которых имеет право на собственное мнение и свободу собственного волеизъявления. Кроме того, должен признаваться безусловный приоритет личности над интересами самого государства. Следует заметить, что в настоящий момент многие политологи скептически относятся к такой трактовке, так как, согласно ей, даже жизнь военнослужащего в момент выполнения ответственного и опасного боевого задания может признаваться «высшей ценностью», что в корне противоречит нуждам всей страны и несет реальную угрозу суверенитету государства.


В демократическом государстве каждый человек наделяется некоторыми безусловными правами уже по факту рождения. Эти безусловные права человека на личную свободу и неприкосновенность, а также на личную жизнь, которая должна защищаться государством от посторонних, необходимо неукоснительно соблюдать. Именно эти неотчуждаемые безусловные права человека обеспечивают свободную и неприкосновенную жизнь, которую гарантирует демократический режим. Очень важно отметить еще и то обстоятельство, что каждый гражданин может и должен обладать ресурсами, которые бы позволяли ему вести достойную жизнь. Под понятием «достойная жизнь» зачастую подразумевается возможность каждого человека жить в своем доме, на свободной земле, рожать, выращивать и воспитывать своих детей, прививая им стремление к тем же нравственным идеалам. Источник всех этих прав – не государство, не общество, и даже не власть, а сама суть, сама природа. Из всего сказанного следует, что все эти права не могут быть попраны или ограничены. Кроме того, личность имеет ряд прочих свобод и привилегий, которые обязаны быть ее неотъемлемой частью. Однако, необходимо понимать, что в любом правовом государстве существует грань, четко очерченная законодательством, которую гражданин не может преступать. Это относится и к политическим взглядам. Так, человек может говорить о достоинствах или недостатках любого политического режима, всячески критиковать этот режим или политических деятелей, и быть готовым к ответной критике в свой адрес, однако, человек не имеет права призывать к свержению существующей власти в его пользу.

Анализируя понятие демократический режим, необходимо разобраться и с понятием «право человека», которое означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Все права, которые обеспечивают людям свободу образа жизни и волеизъявления, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих важных понятиях: «права человека и свободы». И если убрать эти важнейшие понятия, демократический государственный строй не сможет более именоваться таковым.

Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные свободы. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.[21]


В настоящее время существуют основные концепции, которых обязан придерживаться и которым должен следовать демократический политический режим. Эти концепции закреплены во многих документах ООН. одним из важнейших из которых является Декларация прав человека, ратифицированная в 1948 году. Данный документ Российская Федерация не приняла, однако данный документ был подписан в период правления первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. В Декларации прав человека, которая является частью Акта о правах человека, перечислены основные гражданские права и свободы, их негативные и позитивные разновидности, и особенно важным является то, что в данном документе прописано, что «каждый человек может достойно и в достатке жить, не испытывая никаких ограничений в жизненно необходимых благах»[22]. Помимо данной Декларации в ООН было принято и ратифицировано немало документов, которые защищают жизнь, личное достоинство и здоровье каждого человека.

К сожалению, в настоящее время говорить о выполнении всех этих договоренностей, исполнения деклараций не приходится, и зверские убийства людей на Ближнем Востоке – тому лишнее подтверждение.

Также важно упомянуть, что одним из важных признаков демократического режима, о котором ранее не было сказано, является плюрализм, подразумевающий обязательное наличие политических движений, организаций, фондов в общественно-политической жизни демократического государства. Кроме того, в современном демократическом обществе просто необходимо наличие нескольких партий, которые должны находиться в состоянии противостояния и естественной конкуренции друг с другом; должны защищать и отстаивать право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. В демократическом государстве можно выделить несколько явных признаков, свидетельствующих о наличии плюрализма. Во-первых, субъекты политики множественны, и самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти. Во-вторых, в стране нет политической монополии, то есть чрезмерного влияния одной политической партии, играющей главенствующую роль в жизни государства; существует несколько разнообразных политических партий, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти. В-третьих, плюрализм подразумевает не только то, что человек может выразить свое мнение и изъявить свою волю, но и то, что государство обязано предоставить ему необходимые способы реализации этого замысла. В-четвертых, элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил. В-пятых, в рамках закона гражданам дозволяется широкое разнообразие политических взглядов. К сожалению, необходимо отметить, что в настоящее время в бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР плюрализм зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.