Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
Введение
Политические знания и культура нужны сегодня каждому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с государством и другими людьми. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу в целом, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам. Именно поэтому на мой взгляд сегодня так важно уметь разбираться в различных политико-правовых явлениях современности, одним из которых является политический режим.
Политический режим представляет собой одно из наиболее сложных и значимых политико-правовых явлений, так как определяет характер функционирования политической власти в государстве, организацию власти, взаимодействие государства, общества и личности, гарантию реализации основополагающих прав человека.
За всю историю человечества сложилось три политических режима, демократический, авторитарный и тоталитарный. Каждый из этих режимов в тот или иной исторический период человечества имел большую распространённость. В одной и той же стране один режим мог сменять другой.
Для каждого из режимов свойственны те или иные черты, для становления каждого нужны определённые условия, исторические особенности развития общества и международная обстановка в мире.
Целью данной работы будут являться не только описание основных черт и признаков политических режимов, рассмотрение особенностей и отличий политических режимов в сравнении друг с другом, но и будет сделан акцент на анализе современных моделей самого популярного в мире на сегодняшний день демократического режима.
Для решения поставленных задач в работе будут использованы синтез, анализ, классификация, диалектический а также сравнительный методы.
Работа включает в себя введение, заключение, три основные главы, разделенные на подпункты, в которых раскрыта суть понятия «политический режим» и охарактеризованы основные политические режимы современного мира, а также список литературы, которая была использована в ходе написания данной работы.
Глава 1. Понятие и сущность политического режима
1.1 Понятие и признаки политического режима
Любое общество имеет определенную иерархию, структуру, а также преследует определённые цели. Точнее цели в общество, как правило, привносит власть, осуществляющая свое воздействие через политический режим, который включает в себя определенную структуру властных институтов и конкретные формы и методы реализации власти.
Определение важнейшего в европейской политологии понятия «политический режим», как мы сегодня привыкли его понимать, появилось в ХХ веке, примерно в 1960-ых годах. Одну из первых попыток дать определение данному понятию в зарубежной литературе сделал Морис Дюверже. Он считал политический режим особым социальным механизмом и способом управления обществом, соединяющим базовые модели выборов, голосования, принятия решений со способами политического участия партий и групп интересов. Позднее Жан Луи Кермонн усовершенствовал формулу Дюварже решив, что под политическим режимом следует понимать «совокупность элементов идеологического, конституционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период». Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что понимание Жан Луи Кармонном политического режима является главенствующим в западноевропейской политической науке до сих пор.
В отечественной политической науке было принято считать термин политический режим одним из трех составляющих элементов формы государства. Так В.С. Петров в одной из своих работ писал: «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.»[1] Позднее он усовершенствовал свое определение, раскрыв все три элемента: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом. Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».[2]
Можно сказать, что политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.[3]
На сегодняшний день в юридической литературе до сих пор отсутствует единый подход к пониманию данного термина, а в науке конкурируют в основном два подхода в трактовке политического режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций.[4]
Исходя из политического опыта можно сделать вывод, что лучше сущность политического режима отображает второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, понимать, какие именно группы контролируют принятие тех или иных решений, отражать реальное состояние дел в области обеспечения прав и свобод. Именно при социологическом подходе можно учитывать не только правительство или официальные политические структуры в качестве основных агентов власти, но и не обладающие формальным статусом группировки, которые зачастую оказывают сильное влияние на принятие решений. При этом подходе даже деятельность политической оппозиции может рассматриваться в качестве определенной характеристики правления.
Ориентируясь именно на реальное отражение процесса правления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Кроме того, политический режим формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями, но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей. «Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов.»[5] Для наглядности приведем пример. В Бразилии группа генералов, захватившая власть в 1964 году со временем пошла на создание гражданского демократического правления, подобное произошло и в Чили после осуществления генералом А. Пиночетом в 1973 году военного переворота.
Именно благодаря тем или иным политическим режимам определяется государственная политика, вырабатывается и осуществляется определенный политический курс, возникает конкретная линия поведения государства во внутренней и внешней политике. Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков.
Политический режим определяет процесс функционирования политических отношений и институтов, процесс осуществления власти, динамику политической системы, а также соотношение власти и общества. Кроме того, политический режим способствует достижению определенных целей и реализации интересов властвующей элиты.
Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием прав и свобод человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Что касается признаков политического режима, то они представляют собой:
- механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
- порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
- реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- существование системы сдержек и противовесов;
- система методов осуществления политической власти (разрешительные запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
- характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
- состояние прав и свобод в обществе, признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина, реальность их гарантий;
- способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
- характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством, существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
- политический и юридический статус и роль армии в обществе;
- политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.[6]
1.2 Основные компоненты политического режима
Основными компонентами политического режима являются форма и роль государства, принцип легитимности, структура институтов, партийные и избирательные системы. Постараемся кратко охарактеризовать каждый из данных компонентов.
Принцип легитимности подразумевает под собой способность власти, не смотря на все промахи политической элиты и недостатки существующего в стране политического режима, убеждать население в том, что действующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться. Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство членов общества. Такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты. Что касается авторитарных и тоталитарных режимов, то для них проблема легитимности не является актуальной.
Следующим компонентом, которому будет дана характеристика, является «структура институтов». В этой связи необходимо отметить, что воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Наряду с правом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, обладающими значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации), самым важным элементом режима является государство. В целом возникновение социальных институтов, одним из которых является государство, является отражением появления потребностей, которые невозможно удовлетворить за счет индивидуальных ресурсов. Преимущество государства в реализации общих целей и интересов связано с тем, что, оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Так законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Кроме того, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для претворения своих решений, так как именно оно владеет армией и полицией. Также в распоряжении государства имеется широкая и организованная система санкций, позволяющих ему добиваться повиновения от своих членов. Однако, нельзя забывать о том, что государство должно быть эффективным, то есть способным удовлетворять потребности основных групп населения, оперативно реагировать на различные требования граждан, обеспечивать социально-политическую стабильность в обществе. Что же касается эффективности государства, то она проистекает от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.