Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Социальный компонент жизненного цикла организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение А

Программа социологического исследования

1.Методологический раздел

Проблемная ситуация. выбранной темы заключается в том, что любая организация зарождается, развивается, добивается определённых успехов, но в конце концов гибнет, проходит через определённые этапы, именуемые жизненным циклом организации. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Переход от одного этапа к другому является предсказуемым, а не случайным. Именно поэтому актуально на сегодняшний день понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определённой последовательностью состояний в течение времени. Следует отметить, что изучение жизненного цикла организации и трансформации её жизненных структур с помощью концепций жизненных циклов позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций на том или ином этапе развития организации, а значит даёт возможность подготовиться к ним надлежащим образом.

Проблема исследования. Отсутствие информации у руководства организации и её работников о том, на каком этапе ЖЦО она находится не даёт в полной мере прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций на том или ином этапе развития организации, а значит пропадает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.

Объект исследования. Агропромышленный комбинат Гулькевичский

Предмет исследования. Жизненный цикл организации и процесс трансформации организационных структур.

Цель исследования. Учитывая актуальность и степень изученности проблемы, основной целью исследования является выявления этапа ЖЦО на котором находится организация

Задачи исследования:

  1. Выявить этап ЖЦО, на котором находится данная организация.
  2. Определить основные характеристики, присущие организации на этом этапе.
  3. Определить стиль управления руководителем организацией;
  4. Определить отношение работника к организации;
  5. Определить форму осуществления контроля на предприятии;
  6. Определить степень готовности к риску организации;
  7. Определить мотивированность работника к труду;
  8. Определить цели осуществления работником трудовой функции;
  9. Определить источники коммуникации на предприятии;

Логический анализ

Интерпретация основных понятий:

Организация – это хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги для удовлетворения потребителей и получения прибыли.

Жизненный цикл организации (ЖЦО) – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.

Этапы ЖЦО. В структуре любой организации традиционно выделяют следующие этапы: создание, рост, зрелость и упадок.

2 Операционализация

СТРУКТУРНАЯ

Жизненный цикл организации

Этапы жизненного цикла организации:

-рождение;

-рост;

-зрелость;

- упадок.

Характерные черты этапов жизненного цикла организации:

-на стадии рождения (создания) – творческий процесс, формулирование миссии, дерева целей и функций;

- на стадии роста – формирование коллектива, развитие коммуникаций, активные контакты и высокие обязательства;

- на стадии зрелости – формализация правил, высокая роль руководства, структура стабильна;

- на стадии упадка – уменьшение спроса на продукцию и услуги организации, с сокращением рынка.

Факторы влияющие на жизненный цикл организации:

- структура организации

(иерархическая, линейная, линейно-штабная, матричная, дивизиональная);

- стиль управления организацией (авторитарный, тоталитарный, демократический, либеральный);

- организационная культура

(клановая, адхократическая,

иерархическая, рыночная);

-размер организации,

темп продаж и тд

ФАКТОРНАЯ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Субъективные

Объективные

-мотивированность работника;

-опыт работы;

- удовлетворённость трудом и отношение работника к труду;

- психологический тип работника.

- стиль управления организацией;

- возраст организации;

- размер организации;

-форма организационной культуры;

-структура организации;

-экономическое развитие города;

- спрос на рынке труда.

Гипотеза исследования. Организация находится на этапе зрелости. Ей присущи следующие характеристики: строго иерархирована организационная структура; организация существует и функционирует более пятнадцати лет; руководитель жестко контролирует работу сотрудников; деятельность комбината жестко планируема; на рынке организация занимает прочные позиции; организационная культура иерархического типа.


  1. Методический раздел

Обоснование выборки. В соответствии с целями исследования были подобраны 30 респондентов в возрасте от 20 до 50 лет, все респонденты являются работниками Агропромышленного строительного комбината Гулькевичского.

Обоснование методов. При проведении данного исследования был использован метод тестирования с работниками организации и личного интервью с руководителем комбината, так как в соответствии с целями исследования они являются наиболее оптимальными

Логический анализ инструментария

Операциональные понятия

индикаторы

Тип измерения шкалы

Номер вопроса анкеты

Принятие управленческих решений

Способы принятия управленческих решений

номинальная

1

Контроль в организации

Показатели осуществления контроля

номинальная

2

Информация о жизнедеятельности организации

Источники получения информации

номинальная

3

Взаимодействие между рабочими и руководителями

Формы осуществления взаимодействия

номинальная

4

Отношение работника к труду

Жизненная позиция работников по отношению к труду

номинальная

5

Оплата труда

Показатели, за которые работодатель поощряет работников

номинальная

6

Отношение работника к организации

Оценка будущего организации

номинальная

7

Деловые качества руководителя

Оценка деловых качеств руководителя

номинальная

8

Отношение между работником и организацией

Принципы, на кот. строятся отношения между работником и организацией

номинальная

9

Готовность организации к риску

Оценка степени готовности к риску организации

номинальная

10

Схема обработки информации:

1) для определения стиля управления руководителя организацией – линейное распределение по вопросам: 1, 8, 4.

2) для определения отношения работника к организации – линейное распределение по вопросам: 7, 9, 10;

3) для определения форм контроля на предприятии – линейное распределение по вопросу 2;

4) для определения степени готовности к риску организации – линейное распределение по вопросу 1;


5) для определения мотивированности работника к труду – это линейное распределение по вопросам: 5, 6.

6) для определения источников коммуникации в организации – линейное распределение по вопросу 3.

Приложение Б

Бланк анкеты социологического исследования

Цель опроса – исследование жизненного цикла организации, выявление этапа жизненного цикла, на котором она находится.

Инструкция: Подписывать анкету не нужно, мы гарантируем строгую анонимность. Внимательно прочтите вопросы и выберите один вариант ответа, выбранный вариант ответа аккуратно обведите в кружок или напишите свой ответ в графе другое.

НАДЕЕМСЯ, ЧТО ВЫ ОТВЕТИТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС!

1) Каким образом ваш непосредственный руководитель принимает управленческие решения?(выберите один вариант ответа).

1.Руководитель единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу.

2.Руководитель консультируется с подчинёнными, которые получают возможность принимать участие в выработке решения.

3.Другое______________________________________________________________

2) На чём в основном основан контроль на комбинате? (выберите один вариант ответа).

1. Выполнении рабочего плана.

2 .Показателях сбыта продукции.

3. Финансовых показателях в бухгалтерской отчётности.

5. другое_____________________________________________________________________.

3) Откуда вы получаете информацию о жизни вашей организации? (можно отметить несколько вариантов ответа).

1. От своего непосредственного руководителя.

2. От коллег.

3. Из писем, приказов, распоряжений.

4. На сайте комбината.

5. Другое____________________________________________________________________

4) В какой форме чаще всего осуществляется взаимодействие между рабочими и руководителями комбината? (выберите один вариант ответа).

1. Формальные, безличные.

2. Неформальные, личные.

5) Какое из высказываний соответствует вашей позиции? (выберите один вариант ответа).

1 Я работаю, так как получаю удовлетворение от работы.

2 Я работаю, чтобы удовлетворить свои материальные потребности.

4 другое_____________________________________________________________________

6) На Ваш взгляд, за что поощряют работников комбината? (выберите один вариант ответа).

1. Инициативность и творческий подход к работе.


2. Хорошо и своевременно выполненный рабочий план.

3. Другое___________________________________________________________________

7) Каким Вы видите будущее комбината? (выберите один вариант ответа).

1. На мой взгляд, у комбината нет будущего, т .к. все ресурсы исчерпаны

2. Комбинат будет существовать, если сейчас решить все проблемы.

3. Комбинат занимает прочные позиции на рынке, его будущее безупречно.

4. Ничего не изменится, будет работать так же, как и сейчас.

5. В будущем наш комбинат ждёт процветание и успех.

6. Другое___________________________________________________________________

8) Какими деловыми качествами обладает ваш непосредственный руководитель? (можно отметить несколько вариантов ответа).

1. Способность ясно и чётко ставить задачи перед подчинёнными;

2. Способность умело организовать деятельность;

3. Способность оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности;

4. В своей области наш руководитель отличный специалист;

5. Другое___________________________________________________________________

9) Если положение на комбинате ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? (можно отметить несколько вариантов ответа).

1. Освоить новую профессию.

2. Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.

3. Перейти на менее удобный режим работы.

4. Работать более интенсивно.

5. Соглашусь просто терпеть, потому что деваться некуда.

6. Скорее всего я просто уйду из организации.

7. Другое____________________________________________________________________

10) На каких принципах, по-Вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? (выберите один вариант ответа).

1. Работник должен относиться к организации как к своему дому. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.

2. Работник продает организации свой труд, и если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.

3 Работник приходит в организацию для самореализации. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность

4 .Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.

5. Другое: ____________________________________________________________

11) Как Вы оцениваете степень готовности к риску комбината? (выберите один вариант ответа).

1.Сепень готовности комбината к риску низкая. Малейшие проблемы приведут к разорению и закрытию комбината.