Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Социальный компонент жизненного цикла организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие Жизненного цикла организации (ЖЦО)
1.2 Социальный компонент жизненного цикла организации
1.3 Модели жизненного цикла организации (ЖЦО)
1.4 Этапы жизненного цикла организации и их характеристика
ГЛАВА 2 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА ГУЛЬКЕВИЧСКОГО
2.1 Общая характеристика Агропромышленного строительного комбината Гулькевичского (АПСКГ)
2.2. Исследование жизненный цикл Агропромышленного комбината «Гулькевичского»
И. Адизес: «организации имеют жизненные циклы также как живые организмы, они проходят через нормальные трудности и проблемы, которые сопровождают такую стадию организационного жизненного цикла и сталкиваются с переходными проблемами при движении на следующую фазу развития. Организации учатся решать эти проблемы самостоятельно или они развиваются в ненормальные «болезни», которые приводят в тупик – это проблемы, которые не могут быть решены без внешнего профессионального вмешательства». Контекстуальные переменные: возраст, размер, нормальные проблемы и проблемы перехода, структурная форма, лидерские характеристики
Стадии модели: ухаживание, младенчество, «давай-давай», юность, расцвет, поздний расцвет, аристократизм, салем сити, бюрократизация, смерть [6].
Однако при использовании модели И. Адизеса необходимо помнить об ограничениях, присущих практически всем моделям в теории организации. Прежде всего, состояние реальной организации редко можно отнести к какому-то одному, «чистому» этапу. Обычно налицо оказываются признаки сразу нескольких этапов, и приходится решать, какой из них представлен в большей степени. Далее, в крупных и сложных организациях разные их части могут находиться на разных этапах жизненного цикла. Это обстоятельство требует особого внимания, если делаются попытки унифицировать систему управления в организации в целом [17, с. 54].
В работе автора статьи, написанной совместно с Е. И. Кушлевич [20, с. 65-71], была высказана гипотеза о том, что модель И. Адизеса хорошо применима лишь ко вновь созданным российским организациям, и сомнение в том, что она может оказаться полезной для анализа развития организаций, созданных во времена социализма и сменивших форму собственности. Оказалось, однако, что последнее ограничение действует не всегда. В ряде консультационных проектов, проведенных для «зрелых» организаций, модель И. Адизеса работала вполне удовлетворительно. Полезной она оказалась и для анализа динамики системы корпоративного управления в российских компаниях.
Но наиболее часто для проведения мало масштабных исследований применяют обобщённую модель жизненных циклов организации, её ёщё называют пятиэтапной, так как она включает пять стадий: рождение, бурное развитие, зрелость, диверсификацию и упадок. И каждый из этих этапов имеет свои характеристики (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристики этапов обобщающей модели ЖЦО
Характе- ристики |
Стадия становления |
Стадия накопления |
Стадия зрелости |
Стадия диверсифи- кации |
Стадия упадка |
Возраст |
Молодая |
Молодая |
Зрелая |
Старше |
Любой возраст |
Размер |
Небольшая |
Средняя |
Крупная |
Самая крупная |
Уменьшение размера |
Рост |
Несоответствующий |
Быстрый, положительный |
Медленный рост |
Быстрый, положительный |
Снижение роста |
Структур- ная форма |
Простая, недифференцированная |
Департаменализи- рованная, функциональная |
Департамена Лизирован- ная,- функциональная |
Дивизио- нальная |
В основном функцио- нальная |
Формали- зация |
Очень неформальная, персональная, гибкая, несколько политик |
Формальная структура начинает появляться, но усилия еще слабы |
Формальная, бюрократичная, появляются системы планирования и контроля |
Формальная, бюрокра- тичная |
Чрезвычайно бюрократизированная |
Централи- зация |
Высокоцентрализованна на основателе |
Централизация Ограниченное делегирование |
Умеренно централизованная |
Децентрализованная |
Умеренно централизованная |
Бизнес- задачи |
Выявление ниши Приобретение ресурсов Построение прототипов Установление структуры задач |
Объем производства и дистрибьюции Возможность расширения Установление операционных систем |
Достижение прибыльности бизнеса Контроль издержек Установление системы менеджмента |
Диверсификация Расширение границ товарного рынка |
Возрождение Переопределение миссии и стратегии |
Таким образом, проектирование, развитие и поведение организации может быть описано с помощью моделей, базирующихся на теории жизненных циклов. В рамках данной работы были рассмотрены лишь некоторые модели. Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.
1.4 Этапы жизненного цикла организации и их характеристика
Несмотря на довольно большое количество моделей ЖЦО, никто из исследователей не предлагает определения того, что такое стадия жизни организации. Помимо того, авторы используют разные термины для обозначения этапов ЖЦО. Например, некоторые применяют термин «стадии развития», другие «этапы ЖЦО» или «стадии роста» [16, с. 14].
В структуре жизненного цикла любой организации традиционно выделяют следующие этапы: создание, рост, зрелость и упадок (рисунок 1).
в другом источнике выделяют ещё одну стадию развития организации – диверсификацию. Минуя стадии развития, организации стареют и увеличиваются в размерах. Подразумевается, что темп роста является самым высоким на стадиях роста и возрождения, медленным – на стадии зрелости и совершенно прекращается на стадии упадка. Структурная форма развивается от простой к функциональной и затем – к дивизиональной. Организация становится более формальной и специализированной, а принятие решений – менее централизованным когда организация растёт. Однако следует отметить, что в литературе практически отсутствует обоснование выбора или выделения именно этих этапов в ЖЦО [19].
Каждый этап ЖЗО имеет свои особенности. Этап создания – это этап предпринимательства; для него характерны творческий процесс, формулирование миссии, дерева целей и функций. Этап роста – это этап формирования коллектива, развития коммуникаций; время активных контактов и высоких обязательств. Этап зрелости, стабилизации – этап формализации правил, возрастания роли высшего руководства, роли в иерархии системы; структура относительно стабильна, организация устойчива и начинает увеличивать выпуск продукции, выявляются все новые резервы развития. Структура усложняется, появляются новые элементы в системе-организации. От быстрого роста разнообразия элементов система теряет свою целостность. Децентрализация принятия решений может на время исправить ситуацию, но система уже близка к следующему этапу. Этап упадка связан с уменьшением спроса на продукцию и услуги организации, с сокращением рынка. Руководство компании активно ищет выход из кризиса. Механизм выработки и принятия решений вновь централизован. Но на этапе спада вывести организацию на новый этап роста чрезвычайно сложно.
Кризисы подстерегают организацию на всех этапах без исключения и имеют свою специфику. На первом этапе это, как правило, кризис самих инициаторов созданного предприятия, кризис руководства: не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п. Если миновали первый этап благополучно и поделили сферы деятельности и ответственности, то их подстерегает кризис автономии, кризис контроля, кризис бюрократического аппарата, системный кризис или кризис синергии [15].
Рисунок 1 – Этапы ЖЦО
Таким образом, каждому этапу ЖЦО присущи свои особенности, которые позволяют на разных стадиях развития организации приписывать ей те или иные черты.
И ещё одним из главных выводов является то, что этапы ЖЦО внутренне последовательны и существенно отличны друг от друга, они никак не связаны между собой ни в какой детерминированной последовательности. Например, за фазой зрелости могут последовать упадок, возрождение или даже рост, за ростом – зрелость или упадок, возрождение может предшествовать упадку или следовать за ним. Ясно, что есть большое количество путей развития для организации. Не существует единой для всех организаций моделей жизненного цикла, но есть действительно общие этапы жизненного цикла, сильно отличающиеся друг от друга и охватывающие большую часть организаций.
ГЛАВА 2 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА ГУЛЬКЕВИЧСКОГО
2.1 Общая характеристика Агропромышленного строительного комбината Гулькевичского (АПСКГ)
Агропромышленный строительный комбинат Гулькевичский (АПСКГ) основан в 1966г. Для осуществления сельскохозяйственного строительства, как производственного, так и жилищного назначения, индустрии Краснодарского края.
АПСКГ продаёт строительные материалы, изделия и конструкции из дерева, бетона и сборного железобетона, инертные материалы, а также жильё, возведённое из этих конструкций. Комбинат обеспечивает потребности заказчиков в строительных материалах, строительных изделиях и конструкциях, строительстве жилых и промышленных объектов, перевозке грузов.
Агропромышленный строительный комбинат Гулькевичский является крупнейшим промышленным предприятием строительной индустрии Краснодарского края уже 40 лет. За эти годы был накоплен огромный опыт в области объёмно-блочного домостроения, основано строительство пятиэтажных и малоэтажных усадебных домов. В течение последних лет разработаны и освоены проекты десяти, двенадцатиэтажных и шестнадцатиэтажных домов. На сегодняшний день в Краснодарском крае имеется всего два подобных предприятия по выпуску конструкций для объёмно-блочного домостроения ОАО Гулькевичский и завод ОБД в городе Краснодаре. Доля рынка ОАО АПСКГ Гулькевичский приблизительно равна 1/3 часть. В данный момент идёт увеличение доли рынка за счёт: снижения себестоимости продукции, улучшения качества продукции и уменьшения сроков строительства.
Руководство текущей деятельностью ОАО «Гулькевичский» осуществляется генеральным директором, который осуществляет оперативное руководство текущей деятельностью АО и организует выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров общества.
Заместитель генерального директора по строительству контролирует деятельность строительного комплекса: строительный цех, отдел капитального строительства, проектно-сметный отдел.
Заместитель генерального директора по промышленности контролирует деятельность промышленного комплекс. В его подчинении находятся все инженерные подразделения: завод объёмно-блочного домостроения, комплекс ЖБИ, деревообрабатывающий цех, цех механизации и автотранспорта, ремонтно-механический цех, электроцех, паросиловой цех, отдел главного механика и энергетика, отдел техники безопасности, технико-технологический отдел, производственный отдел, промышленная лаборатория. В каждом из этих цехов контроль за деятельностью осуществляется начальниками (приложение Г).
Основные виды деятельности ОАО АПСКГ: производство отдельных видов строительных конструкций и материалов, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение инженерных изысканий для строительства, эксплуатация горных производств и объектов по добыче полезных ископаемых, перевозка собственных грузов (в том числе и опасных) по территории РФ.
Основными целями деятельности ОАО АПСКГ «Гулькевичский» являются извлечение прибыли, расширение рынка товаров и услуг, а также:
- наиболее полное и качественное удовлетворение потребности российских граждан, предприятий и организаций в продукции в продукции, работах и услугах, производимых комбинатом и реализации на этой основе социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и акционеров ОАО АПСКГ «Гулькевичский»;
- производство конкурентоспособных товаров, работ и услуг, организации при этом дополнительных рабочих мест;
- полностью обеспечить строительное производство всем необходимым, для выполнения программы строительства;
- находить возможности и заказчиков на строительство «элитного» жилья или реконструкцию приобретённого в престижных районах старого жилого фонда.
За последние три года большинство этих целей были осуществлены, и производство увеличило свои основные резервы и возможности. Было изготовлено две формовочные машины, вместо устаревших, что позволило увеличить объём блоков и увеличить качество изделий. Изготовлена кассетная установка для формирования внутренних стенок панелей. В результате получена экономия материалов, энергетических трудовых затрат, улучшилось качество изделий. Разработан и освоен также проект 16-этажного дома с грузовыми и пассажирскими лифтами, что значительно расширило сферу деятельности комбината.
В настоящее время строительный рынок наращивает темпы развития. В свою очередь комбинат поставляет на рынок комплекты железобетонных конструкций для животноводческих ферм, мельниц, различных складов, ремонтно-механических мастерских и прочий сопутствующий сборный железобетон. На рынок жилья поставляются комплекты жилых домов, административных зданий, гостиниц, домов отдыха. Покупатели: фермерские хозяйства, колхозы, различные строительные организации, частные лица.
Основные цели и стратегии предприятия в настоящее время, возникшие в связи с расширение производства:
- сформировать портфель заказов достаточный для бесперебойной работы;
- добиваться снижения издержек производства и, как следствие, увеличения конкурентоспособности;
- обратить серьёзное внимание на качество строительно-монтажных работ и, особенно на отделочные работы;
- осваивать новые виды продукции и услуг для физических лиц;
- стремится увеличить выпуск продукции.
С целью выявления экономического состояния Агропромышленного комбината Гулькевичского, был проведён анализ динамики основных экономических показателей ОАО АПСКГ.
В таблице 2 представлена динамика основных экономических показателей за 2014 – 2015 – 2016 годы.
Таблица 2 – Динамика основных экономических показателей ОАО АПСКГ
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015г. в % к 2014 |
2016г. в % к 2015 |
Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. |
328624 |
534816 |
1293004 |
41,4 |
61,4 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
260554 |
419711 |
1000435 |
42,0 |
62,1 |
Валовая прибыль |
68070 |
115105 |
292569 |
39,3 |
59,1 |
Управленческие расходы |
44115 |
43753 |
109592 |
39,9 |
100,8 |
Прибыль от реализации |
23955 |
71352 |
182977 |
39,0 |
33,6 |
Чистая прибыль |
-20450 |
17245 |
94116 |
18,3 |
|
Рентабельный затрат, % |
4,1 |
9,4 |