Файл: Эффективность менеджмента организации (на примере ООО «Патриот»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, несмотря на ряд препятствий, гостиничная индустрия утвердила свои позиции среди других отраслей экономики, так как в период с 2000 по 2017 год среднегодовой показатель загрузки номерного фонда, среди гостиниц повышенной комфортности, повысился с 62 до 68,7%, что позволило увеличить доходность предприятий гостиничной индустрии. После подсчета расходов предприятия на выплату заработной платы, содержание материально-технической базы, уплату налогов, чистый доход гостиницы может составлять 15-30% от общего объема предоставленных гостиничных услуг. Нужно учесть то, что этот показатель будет значительно разнится в зависимости от конкретной категории того или иного отеля [38, с. 153].

По оценкам экспертов, гостиничная индустрия – это одна из самых выгодных сфер турбизнеса. Доля гостиничного бизнеса в туризме России представлена в таблице 1.

Таблица 1

Доля гостиничного бизнеса в туризме России

Цены расходов

Расходы за визит, euro

Расходы за день, euro

Всего, млн. euro

Доля,%

Предоплата (кроме турпакетов)

17

2,8

96,9

5,5

Услуги размещения

70

14,4

399

22,4

Услуги питания

63

12,4

359,1

20,2

Внешний транспорт

15

3

85,5

4,8

Местный транспорт

16

3,3

91,2

5,1

Покупка товаров в магазинах

109

21,2

621,3

34,9

Другие расходы

22

4,5

125,4

7,1

Всего

312

61,6

1778,4

100,0

1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий

Оценить эффективность деятельности гостиничного предприятия довольно сложно, потому что существует большое количество показателей и критериев такой оценки, они учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Проблема использования показателей эффективности состоит в том, что ни один из них не является универсальным, позволяющим однозначно сделать вывод об успехе или неудаче в гостиничной сфере. Именно поэтому на практике всегда используют систему показателей, связанных между собой и оценивающих различные стороны деятельности гостиничного предприятия [39, с. 37].


Обобщенная система показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия представлена на рисунке 2.

Рис. 2 - Обобщенная система показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия

Лица, занятые в гостиничной индустрии ставят перед собой множество целей, доминирующей из которых является получение наибольшей прибыли. Поэтому основополагающими показателями эффективности деятельности гостиничного предприятия являются финансово-экономические показатели. Выбор этих показателей для оценки деятельности может быть обусловлен типом предприятия, видом и областью его деятельности, характером финансовой отчетности и, что немало важно, профессионализмом и компетентностью менеджеров и аналитиков [20, с. 120].

Абсолютные финансово-экономические показатели деятельности гостиничного предприятия:

1) чистая прибыль;

2) чистые активы;

3) собственный капитал, уменьшенный на величину затрат;

4) собственные оборотные средства [53, с. 108].

Структура расходов и доходов определяет экономическую деятельность гостиничного предприятия в целом. Доход гостиницы обусловлен загрузкой номерного фонда и ценами на оказываемые основные и дополнительные услуги. В таблице 2 представлена среднестатистическая доходность различных видов гостиничных услуг для гостиниц 3* .

Таблица 2

Среднестатистическая доходность различных видов гостиничных услуг для гостиницы 3*

Вид гостиничной услуги

Процент доходности (к суммарному доходу от всех видов гостиничных услуг)

Услуги размещения

56%

Услуги предприятий питания

24%

Услуги, оказываемые развлекательными предприятиями

12%

Дополнительные услуги (кроме телефона)

5%

Телефонные услуги

1,5%

Сдача помещений в аренду

1,5%

Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что основа гостиничных услуг – это услуги размещения, на их долю приходится 56%. На втором месте располагаются услуги предприятий питания, они имеют удельный вес 24%, весомый процент занимают услуги, оказываемые развлекательными предприятиями – 12%, а вот на дополнительные услуги, телефонные услуги и сдачу помещений в аренду приходится всего 5% и 1,5%.

Деятельность гостиничного предприятия зависит от различных внешних факторов (экономическая и политическая ситуация, сезонность), поэтому для обеспечения грамотного ее планирования большое значение имеет учет затрат. Расходы гостиничного комплекса подразделяются на прямые и косвенные. К прямым (эксплуатационным) расходам можно отнести: оплату труда сотрудников, коммунальные расходы на содержание номерного фонда, амортизационные отчисления на основные средства предприятия гостиничного хозяйства и т.д. К косвенным (административным) расходам можно отнести: затраты на рекламные мероприятия и аренду необходимых помещений, различные страховые выплаты и т.д. Структура затрат гостиничного предприятия представлена в таблице 3.


Таблица 3

Структура затрат гостиничного предприятия

Вид затрат

Процент затрат

(к суммарным затратам гостиничного предприятия)

Затраты на выплату заработной платы сотрудникам

35%

Затраты на содержание номеров

15%

Затраты на организацию питания постояльцев

10%

Затраты на энергоносители

6%

Административные затраты

6%

Амортизационные затраты

5%

Затраты на содержание технического оборудования

5%

Затраты на рекламу

4%

Затраты на выплату кредитных процентов (в случае наличия)

4%

Затраты на аренду помещений

2%

Затраты на страховые выплаты

2%

Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что основную долю затрат составляют затраты на выплату заработной платы, на них приходится 35% от общей суммы издержек. Вторая по значимости статья – содержание номеров, занимает 15% от общего объема расходов гостиничного предприятия. И третье место – затраты на организацию питания постояльцев – 10%.

После расчета абсолютных показателей, определяются их динамические изменения (относительные показатели), путем сравнения абсолютных значений со значениями предыдущих периодов (этого же гостиничного предприятия) или с показателями других гостиниц отрасли. Например, чтобы определить динамику финансового состояния гостиничного предприятия проводится анализ финансово-экономических показателей за последние три года и в сравнении со среднеотраслевыми показателями гостиничного бизнеса. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может стать основанием для более глубокого анализа и принятия последующего управленческого решения [10, с. 220].

Прибыль как экономическая категория является целевым ориентиром деятельности гостиничного предприятия. Она выступает в виде источника развития предприятия и финансирования его деятельности.

Затраты предприятия можно рассматривать как:

– текущие издержки (себестоимость товаров, работ и услуг);

– авансированный капитал, необходимый для обеспечения финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия.

Расчет эффективности деятельности гостиничного предприятия, с учетом прибыли представлен в формуле (1):


ЭУ2=ПБ1/РУ1 (1)

где ПБ1 – балансовая прибыль гостиницы (без учета выплаты налогов) за текущий год, руб;

РУ1 – среднего?довая числе?нность упр?авленческо?го персона?ла в текуще?м году, че?л.

Чем выше в это?й формуле ве?личина ЭУ2 тем более эффе?ктивна деяте?льность гост?иничного пре?дприятия [1?2, с. 144].

Для оценки эффе?ктивности р?аботы гост?иничного пре?дприятия необ?ходимо так же ис?пользовать по?казатели м?атериально-те?хнической и ор?ганизацион?но управле?нческой де?ятельности.

Для эффект?ивной работ?ы, совреме?нный туристс?кий компле?кс должен р?асполагать з?начительно?й материал?ьно-техничес?кой базой, обес?печивающей по?лносервисное и це?нтрализова?нное обслу?живание посто?яльцев [29, с.?259].

Во-первых, в сост?ав материа?льно-техничес?кой базы гост?иницы вход?ит сеть зд?аний и соору?жений: жил?ые и админ?истративные по?мещения, з?дания пред?приятий пит?ания и центро?в культурно?го обслужи?вания, спорт?ивные и ин?женерные соору?жения и т.?д. К основ?ным характер?истикам зд?аний и соору?жений отел?я относят с?ледующие по?казатели: в?местимость, про?изводитель?ность, раз?меры, бала?нсовая сто?имость, сте?пень износ?а, виды и сро?ки проведе?нных и пла?нируемых ре?монтов, затр?аты на эти ре?монты и т.?д.

Во-вторых, к м?атериально-те?хнической б?азе гостин?ице относятс?я следующие и?нженерно-те?хнические с?истемы: во?доснабжени?я, канализ?ации, конд?иционирова?ния воздух?а, лифтово?го хозяйст?ва, центра?лизованного п?ылеудалени?я, телевиз?ионная систе?ма, сигнал?изация и т.?д.[45, с.17?3].

В третьих, м?атериально-те?хническая б?аза гостин?ицы включает в себ?я инфрастру?ктурные эле?менты, рас?положенные н?а прилегаю?щей к гост?инице терр?итории: ре?креационные п?лощадки, б?ассейны, фо?нтаны, автосто?янки, зеле?ные насажде?ния, декор?ативные ску?льптуры, н?аружное ос?вещение и т.?д.

Материально-техническое ос?нащение гост?иничного ко?мплекса требует к себе пр?истального в?нимания, т?ак как от е?го состоян?ия и полнот?ы, напряму?ю зависит к?ачество пре?доставляем?ых услуг и эффе?ктивность де?ятельности гост?иничного пре?дприятия [51, с.?39].

Что касаетс?я организа?ционно-упр?авленчески?х показате?лей, то он?и включают у?правленчес?кие, маркет?инговые, со?циальные и к?адровые по?казатели р?аботы гост?иничного пре?дприятия.

Совокупность к?адровых по?казателей эффе?ктивности в?ыглядит сле?дующим обр?азом:

–среднесписочная ч?исленность р?аботников гост?иницы на ко?нкретную д?ату и за ко?нкретный пер?иод;


–удельный вес р?аботников ко?нкретной гост?иничной слу?жбы в обще?й численност?и работнико?в предприят?ия;

–удельный вес р?аботников, и?меющих выс?шее или сре?днее специ?альное обр?азование в об?щей числен?ности работ?ников гост?иничного пре?дприятия;

–средний ст?аж работы по с?пециальност?и руководите?лей и служ?ащих гости?ничного пре?дприятия;

–текучесть к?адров по пр?иему и уво?льнению работ?ников и т.?д Совокупност?ь перечисле?нных показ?ателей дает пре?дставление о ко?личественно?м, качестве?нном и стру?ктурном состо?янии персо?нала гости?ницы, необ?ходимых дл?я планиров?ания, анал?иза и разр?аботки меро?приятий по по?вышению эффе?ктивности де?ятельности гост?иничного пре?дприятия.[5]

В организа?ционно-упр?авленческо?й деятельност?и гостинич?ного предпр?иятия эффе?ктивность р?аботы оцен?ивается по сте?пени дости?жения осно?вных или про?изводствен?ных целей, пр?и использо?вании имею?щихся в гост?инице огра?ниченных ресурсо?в.[6] Главное з?адача для ру?ководителя гост?иницы узнат?ь, когда и пр?и каких обсто?ятельства е?го предпри?ятие работ?ает эффект?ивно. При это?м принципи?альное значе?ние имеет в?ыбор основ?ы для срав?нения или о?пределения уро?вня эффект?ивности, котор?ая принимаетс?я как норм?ативная. В к?ачестве нор?мативного по?казателя мо?гут использоваться по?казатели п?лана, показ?атели конкуре?нтов, сред?ние показате?ли по отрас?ли.

Эффективность, к?ак показате?ль результ?ативности де?ятельности, пре?дполагает соот?ношение затр?ат с резул?ьтатом. Со?гласно Д. С?котт Синку резу?льтативност?ь можно расс?матривать к?ак произво?дительност?ь, как качест?во продукц?ии, степен?ь внедрени?я новшеств, пр?ибыльность и?ли как дейст?венность (сте?пень завер?шения запл?анированно?й работы).

Чтобы оцен?ить показате?ль действе?нности испо?льзуется тр?и критерия:

–качество (соот?ветствие о?казываемых гост?иницей услу?г определе?нным требо?ваниям и по?казателям к?ачества);

–количество (?необходимы?й для клие?нта объем гост?иничных ус?луг);

–временные по?казатели (с?воевременност?ь выполнен?ия услуг).

Выбор необ?ходимого ко?мплексного н?абора критер?иев эффект?ивности за?висит от ко?нкретных ус?ловий функ?ционирован?ия гостинич?ного компле?кса.

Направления о?ценки функ?ционирован?ия гостинич?ного компле?кса:

–по степени соот?ветствия дост?игнутых резу?льтатов де?ятельности уст?ановленным це?лям;

–по степени соот?ветствия про?цесса функ?ционирован?ия объекти?вным устано?вленным требо?ваниям к е?го содержа?нию и резу?льтатам.[7]