Файл: Эффективность менеджмента организации (на примере ООО «Патриот»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эффективности деятельности гостиничных предприятий
1.1. Деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности
1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий
2. Анализ деятельности ООО «Патриот» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
2.3 Предлагаемые мероприятия по повышению спроса на услуги гостиницы
Коэффициент финансовой устойчивости (отношение собственного капитала, долгосрочных кредитов и займов к балансу предприятия), показывает удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время. Если у предприятия отсутствуют долгосрочные заемные источники средств, то величина данного коэффициента будет совпадать с коэффициентом финансовой независимости, что и наблюдается в таблице.[11]
Коэффициент финансового рычага (отношение заемных средств к собственному капиталу). Полученные расчеты показывают, что данный коэффициент за рассматриваемый период, имел тенденцию к снижению, в 2018 году был равен 0,44, что на 0,21 меньше, чем за аналогичный период в 2016 году. Рекомендуемым значением коэффициента финансового рычага является 1. Показатели ООО «Патриот» ниже нормы, что говорит об упущенной возможности использовать финансовый рычаг (повышение рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств).[12]
Оценивая финансовое положение гостиницы необходимо определить уровень ликвидности ее баланса. Ликвидность баланса – степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму равен сроку погашения этих обязательств. Анализ ликвидности баланса – сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности (в порядке убывания) с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения (в порядке возрастания сроков) [37, с. 92].
Оценка ликвидности баланса гостиничного предприятия представлена в таблице 5.
Таблица 5
Группировка активов ООО «Патриот» по степени ликвидности и пассивов по срокам оплаты для анализа ликвидности баланса в 2015-2017 гг
Актив |
Пассив |
||||||
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
А1 (наиболее ликвидные) |
1001 |
1182,6 |
491,9 |
П1 (наиболее срочные обязательства) |
680 |
577,4 |
892 |
А2 (быстро реализуемые) |
667,3 |
281,7 |
1048,6 |
П2 (краткосрочные пассивы) |
0 |
0 |
0 |
А3 (медленно реализуемые) |
46,1 |
79,1 |
163,3 |
П3 (долгосрочные пассивы) |
0 |
0 |
0 |
А4 (трудно реализуемые) |
0 |
0 |
1183,2 |
П4 (постоянные пассивы) |
1034,4 |
966 |
1995 |
Итого |
1714,4 |
1543,4 |
2887 |
Итого |
1714,4 |
1543,4 |
2887 |
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются неравенства, представленные в таблице 6
Таблица 6
Условия абсолютной ликвидности баланса
Неравенства |
2016 |
2017 |
2018 |
1. А1 ≥ П1 |
1001 > 680 |
1182,6> 577,4 |
491,9< 892 |
2. А2 ≥ П2 |
667,3 > 0 |
281,7> 0 |
1048,6> 0 |
3. А3 ≥ П3 |
46,1> 0 |
79,1 > 0 |
163,3 > 0 |
4. А4 ≤ П4 |
0< 1034,4 |
0 < 966 |
1183,2 <1995 |
Данные таблицы показывают, что в 2016 и 2017 году все неравенства выполнены, баланс можно считать абсолютно ликвидным.
В 2018 году неравенство А1 ≥ П1 не выполнено. Это свидетельствует о неплатежеспособности предприятия на момент становления баланса. То есть у ООО «Патриот» не было достаточно средств для покрытия наиболее срочных обязательств. Выполнение неравенства А2 ≥ П2, по каждому году рассматриваемого периода, показывает, что быстрореализуемые активы превышали краткосрочные пассивы и предприятие будет платежеспособным в будущем, в случае своевременного расчета с кредиторами. Выполнение неравенства А3 ≥ П3 свидетельствует о вероятности того, что в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж, предприятие может быть платежеспособным на период равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после составления бухгалтерского баланса. Так же можно заметить, что неравенство А4 < П4 соблюдается по всем годам, это означает, что стоимость труднореализуемых активов меньше стоимости собственного капитала, следовательно его достаточно для пополнения оборотных средств [14, с.246].
Оценивая финансовое положение предприятия, используются показатели рентабельности. Анализ данных показателей в ООО «Гостиница «Патриот» представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ показателей рентабельности
Показатель |
2016 |
8 |
2017 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
2017/2016 |
2018/2017 |
2018/2016 |
2017/2016 |
2018/2017 |
2018/2016 |
||||
Рентабельность продукции |
17,7 |
16,5 |
18,7 |
-1,2 |
2,2 |
1 |
93,2 |
113,3 |
105,6 |
Рентабельность продаж |
15,1 |
14,2 |
15,7 |
-0,9 |
1,5 |
0,6 |
94 |
110,5 |
103,9 |
Рентабельность собственного капитала |
20,2 |
0,15 |
0,35 |
-20,05 |
0,2 |
-19,85 |
0,7 |
233,3 |
1,7 |
Чистая рентабельность продаж |
1,6 |
0,8 |
0,04 |
-0,8 |
-0,7 |
-1,56 |
0,75 |
5 |
2,5 |
Данные таблицы показывают, что рентабельность производства (отношение валовой прибыли к стоимости основных и оборотных средств) за период с 2016 по 2018 год снизилась на 55,7 что говорит о неэффективном использовании основных и оборотных средств. Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации к совокупной себестоимости) имеет следующие значения: 2016 г. –17,7, 2017 г. –16,5, 2018 г. – 18,7. За рассматриваемый период показатель увеличился на 1. Рентабельность продаж (отношение валовой прибыли к выручке от продаж) – сумма прибыли, которую предприятие получает с каждого рубля проданной продукции. В 2018 году на ООО
«Патриот» данный показатель был равен 15,7, по сравнению с 2016 годом он увеличился на 0,6. Это свидетельствует о повышении конкурентоспособности продукции на рынке. Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли собственному капиталу), показывает эффективность использования собственных средств. По итогам 2016 года на ООО «Патриот» данный показатель равен 20,2, к 2018 году он снизился до 0,35, что говорит об оптимальном количестве средств собственного капитала у предприятия. Чистая рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке от реализации). Низкие показатели в 2017 (0,8) и в 2018 (0,04) году свидетельствуют о снижении чистой прибыли на предприятии по сравнению с 2016 годом.
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
При характеристике деятельности гостиничного предприятия чаще всего используются показатели для анализа его финансового положения и показатели эффективности хозяйственной деятельности.
Номерной фонд – основной элемент материально-технической базы отеля. В гостинице «Патриот» имеется 80 номеров «эконом» и «стандарт» класса. Одновременно она может принять 305 постояльцев. Стоимость номеров варьируется от 400 до 2000 руб. за сутки. Средняя стоимость номера 1706 руб. за сутки. Условия временного проживания в гостинице разнообразны, имеются уютные одноместные, двухместные, трехместные, пятиместные и многоместные номера для размещения 10 человек одновременно. Во всех номерах есть отдельное, для каждого постояльца, койкоместо, холодильник, телевизор, бесплатный Интернет. Структура номерного фонда представлена на рисунке 5.
Рис. 5 - Структура номерного фонда
Как показывает рисунок, основа номерного фонда – 2-х местные «стандарт» номера. На их долю приходится 26% от общего количества номеров. Вторая позиция – 2-х местные «эконом» номера (21%). На долю «Улучшенных» приходится 32% от всего номерного фонда, по 13% на 2-х местные и 3х местные номера и 6% – 1-местные. Наименьший процент в общем объеме занимают «эконом» 3-х местный и «стандарт» 1-местный (по 3% соответственно), а так же 1 многоместный номер (1% от всего номерного фонда).
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности гостиницы зависит от процента загрузки ее номерного фонда. На этот показатель влияет ряд факторов, например, месторасположение гостиницы, сезонность, качество и стоимость услуг и т.д. [42, с. 88].
Загруженность номерного фонда гостиницы «Патриот» представлена в таблице 8.
Таблица 8
Загруженность номерного фонда в 2018 году
Тип номера/ Месяц |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Процент загрузки номерного фонда |
25 |
26 |
30 |
33 |
24 |
34 |
33 |
32 |
23 |
40 |
47 |
19 |
В том числе: |
||||||||||||
«Эконом» многоместный |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1,4 |
0 |
«Эконом» 5-и местный |
2,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
4 |
8 |
0 |
«Эконом» 3х местный |
5 |
4 |
0 |
5 |
8 |
0 |
5 |
5 |
0 |
3 |
9 |
0 |
«Эконом» 2-х местный |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
«Стандарт «3-х местный |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
4 |
4 |
1 |
«Стандарт «2-х местный |
10 |
9 |
15 |
17 |
9 |
19 |
19 |
14 |
15 |
20 |
16 |
10 |
«Стандарт «1-местный |
2,5 |
5,3 |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
4,5 |
2,5 |
0 |
0 |
2,5 |
«Улучшенный» 3-х местный |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
3,3 |
0 |
2,2 |
0 |
1,2 |
0 |
0 |
«Улучшенный» 2-х местный |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6,7 |
0 |
0 |
2,5 |
3,8 |
0 |
2,5 |
«Улучшенный» 1-местный |
0 |
2,7 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3,3 |
0 |
0 |
6,6 |
0 |
Таблица 8 показывает, что максимальная загруженность в гостинице приходится на октябрь и ноябрь – 40% и 47%, соответственно. Это объясняется тем, что именно в это время проходят соревнования по боксу среди школьников. Также из данных таблицы видно, что самый востребованный тип номера среди постояльцев – «стандарт» 2-хместный, в течение всего года процент его заселяемости не опустился ниже 9%.
Одним из основных показателей, характеризующих эффективность деятельности гостиничного предприятия, является показатель «RevPAR». Он рассчитывается как произведение между загрузкой номерного фонда и средней ценой за номер в отеле за рассматриваемый период [9, с. 121].
Расчет данного показателя представлен в таблице 9.
Таблица 9
Расчет показателя RevPAR гостиницы «Патриот»
Наименование показателя |
Года |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
|
Количество номеров, ед. |
80 |
80 |
80 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Количество дней периода, дн. |
365 |
365 |
365 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Доступное количество мест в год, комнато/сутки |
29200 |
29200 |
29200 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Фактическая загрузка, % |
28 |
30 |
31 |
2 |
1 |
3 |
107,1 |
103,3 |
110,7 |
Средняя цена номера, руб. |
1706 |
1706 |
1706 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
RevPAR |
477,6 |
511,8 |
528,8 |
34,2 |
17 |
51,2 |
107,1 |
103,3 |
110,7 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что показатель RevPAR в 2018 году увеличился на 10,7% по сравнению с 2016 годом, что говорит о повышении эффективности деятельности гостиничного предприятия. Это связано с увеличением процента загруженности номерного фонда, который в 2017 году составил 31%, что на 3% больше, чем в 2016 году.[13]
Важная роль при анализе эффективности деятельности гостиницы принадлежит рассмотрению организационно-управленческих ресурсов, основу которых составляют трудовые ресурсы. В таблице 10 представлен штат работников ООО «Гостиница «Патриот».