Файл: Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм (Структура правовой культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получивший широкое распространение правовой нигилизм - серьезная преграда для создания правового государства, обеспечения законности и правопорядка. Он препятствует проявлению реальной силы права, его активной роли в обществе.

Так, без преодоления правового нигилизма задача создания правового государства практически неосуществима.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - переоценку права. Несмотря на то, что правовой фетишизм играет менее значимую роль, он также причиняет вред государству и обществу. Правовой нигилизм и правовой фетишизм – две крайности, которые необходимо устранять, если целью деятельности является повышение правовой культуры общества.

§1. Правовой нигилизм: понятие, формы, источники и причины.

Правовым нигилизмом называют форму правосознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к праву. «Есть и другие дефиниции правового нигилизма. Так, профессор В.И. Червонюк определяет правовой нигилизм как сформировавшееся в общественном сознании или психике человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в жизни общества».[28] Сущность правового нигилизма заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, а с точки зрения причин – в юридическом невежестве, косности, правовой невоспитанности, низком уровне правовой культуры основной массы населения. М.Хайдегтер говорил, что нигилизм «есть историческое движение, а не какое-то представленное учение или воззрение, это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием мировую катастрофу»[29].

Можно выделить ряд форм выражения правового нигилизма: осознанное и умышленное нарушение законов, и подзаконных актов (преступление); массовое неисполнение и нарушение правовых норм; пропаганда в обществе псевдоправовой литературы и отрицательно настроенных идей: возникновение теорий и идей, оправдывающих противоправное поведение человека, запрещенное законодательством; «противостояние законов»: создание законов и подзаконных актов органами государственной власти различных ветвей власти, которые противоречат и исключают действующее законодательство; конфликт между законодательством федерального уровня и законодательством субъектов; массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.[30]


Правовой нигилизм-это явление, поэтому для него характерен ряд признаков: широкое распространение и массовость; бесконтрольность; вариативность форм его проявления; дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); соединение нигилизма с иными антиправовыми явлениями; распространение правового нигилизма при помощи средств массовой информации.[31]

Причины возникновения правового нигилизма непосредственно связаны с уровнем правовой культуры граждан конкретного государства. Низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм, а также отрицание ценности права – проблема, несомненно, присущая нашему обществу, имеющая глубокие корни из прошлого, о чем можно сделать вывод, обратившись к истории. О ценности права заговорили относительно недавно (во второй половине XX века). Если в сознании людей отсутствует понимание ценности права, вера в него, то о высоком уровне правовой культуры не может быть речи. Академик О.Е. Кутафин отмечает: «Мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас... У нас пока не верят в законы и не уважают их».[32]

Правовая культура включает в себя также все достижения общества в области права (законодательство, его уровень и эффективность). На уровень правовой культуры влияет качество законов и способы их реализации, уровень культуры правосудия. Таким образом, высокий уровень правовой культуры возможен лишь при высоком уровне законодательства, правосудия и работы государственных органов в целом.

Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Исследователи правового нигилизма, в частности профессор В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют: во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенством российского правосудия. И хотя после реформ 60-х годов XIX в. проблемы конституции, демократизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма; во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положением об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона и т. д. Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву; в-третьих, административно-командные методы, преимущественно используемые в управлении страной на протяжении всей истории советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества; в-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т. е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстных целей; в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат – утрата доверия праву, закону, политическим и правовым институтам; в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.[33]


К сожалению, нельзя сказать, что в нашей стране сложились юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к праву (приложение А), так как на протяжении длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры. «Законодательство, — пишет Е.А. Лукьянова, — не воспринимается населением, оно стало хаотичным, пробельным, ущербным...».[34]

Кроме того, существует точка зрения, согласно которой источником правового нигилизма может стать правовой идеализм. Необоснованная вера в право, в его абсолютную способность решать любые проблемы приводит к разочарованию на практике, а, следовательно, становится причиной правового нигилизма.

«Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства. Это, в свою очередь, является причиной увеличения роста преступлений и иных правонарушений. Правовой нигилизм каждого государства отличается между собой, так как каждое государство уникально, поэтому и причины правового нигилизма отличается в зависимости от государства. Но в России главной причиной правого нигилизма нужно считать факт того, что не все законы исполняются полностью, и граждане знают об этом. Это объясняется тем, что отрицательно направленный гражданин, узнав о так называемой «лазейке» в законе, попытается ее использовать в своих интересах и иногда противоправных. Данный факт приводит к тому, что человек перестает руководствоваться нормами права в своем поведении и доходит до правового нигилизма».[35] Кроме того, часто граждане при совершении деяния руководствуются не нормами права, а религиозными нормами или же нормами морали, что, в свою очередь, преуменьшает роль права как регулятора общественных отношений.

§2. Правовой фетишизм: понятие и причины.

Правовой фетишизм – это преувеличение реальных регулятивных возможностей права; возведенное в абсолют понимание роли юридических средств в реализации общественных задач.

По мнению В.И. Гоймана, юридический (то есть правовой) фетишизм представляет собой «гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей».[36]


В.М. Баранов характеризует юридический фетишизм как «гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических и иных задач».[37]

Так, можно сделать вывод, что главным признаком данного явления является переоценка роли права.

Правовой фетишизм характеризуется следующими важнейшими признаками: 1) он является формой деформации правового сознания и характеризуется всеми ее чертами; 2) он проявляется в правовом сознании носителей, которыми могут выступать отдельный индивид, социальная группа и общество в целом; 3) сущность его заключается в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений, то есть в решении социально-политических, экономических и иных задач, стоящих перед обществом (фактически же право и его институты такими возможностями не обладают); 4) он обусловлен и коренится в правовом невежестве и невоспитанности его носителей, отсутствии у них должной правовой культуры.[38]

Данное явление противоположно правовому нигилизму, однако сходно с ним по результатам действия. Правовой фетишизм законодателя приводит к принятию нормативных актов, реализация которых невозможна. Такие акты становятся декларативными, что, в свою очередь, подрывает доверие к праву. Так, можно сделать вывод о том, что правовой фетишизм часто является источником правового нигилизма, способствует его распространению в обществе.

Правовой нигилизм выражает недооценку права, а правовой фетишизм (идеализм) - переоценку права. Данные явления имеют общие причины - юридическое невежество, низкий уровень правовой культуры. Правовой фетишизм, как и правовой нигилизм, имеет негативные последствия для государства и общества, порождает у людей кризис веры в право. «Например, в начале 90-х годов провозглашались такие лозунги как ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др. Все это хотели в короткие сроки закрепить на законодательном уровне. Закрепили. А результата не получили».[39]

Основная проблема правового идеализма – ошибочность оценки роли общественных отношений и закона, их взаимодействия. Закон является лишь официальным признанием факта, в большинстве случаев на его основе правоотношения не возникают. Вера людей в законы, способные решить любую проблему порождает правовой нигилизм.


Правовой фетишизм - весьма распространенная в российском обществе форма деформации правового сознания. Данное явление характерно как для индивидуального, так и для группового (в том числе профессионального) и общественного правосознания.

«Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане - в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые демократические институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги "перестройки", а затем и периода реформации. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось»[40].

Основная причина отсутствия действенности большинства нужных законов заключается в отсутствии необходимых механизмов их реализации, а также отсутствии правовой среды, необходимой для их функционирования. «Абсолютизация права наделение его государственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления - это погружение в мир иллюзий. Однако полусотней или сотней законов положения не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами»[41].

Таким образом, правовой фетишизм играет такую же отрицательную роль, как и недооценка роли права в регулировании общественных отношений (правовой нигилизм), поэтому борьба с различными формами проявления правового фетишизма должна осуществляться параллельно, вместе с преодолением различных форм проявления правового нигилизма. Обществу необходимо преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой фетишизм, которые «питают друг друга»[42].

§3. Влияние правового фетишизма (идеализма) и нигилизма на систему общественных отношений, пути преодоления правового нигилизма как проблемы, присущей российскому обществу.

Важным аспектом темы «Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм» является соотношение правового нигилизма и правового фетишизма (идеализма).