Файл: Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм (Структура правовой культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, можно сделать вывод, что человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать. Правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения гражданина или же общества в целом.

§3. Функции правовой культуры.

«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».[15]

Высокий уровень правовой культуры обеспечивает координацию действий индивидов, входящих в социальное целое, является основой стабильности и порядка в обществе. Кроме того, правовая культура выступает основой теоритической и организационной деятельности по формированию правового государства и гражданского общества, устанавливает связь между гражданами в сфере права.

Понятие «правовая культура» предполагает оценку правовой жизни того или иного общества и сравнение его с идеалами и ценностями, именно это обусловливает актуальность и высокое значение данной категории.

Функциональное значение правовой культуры обусловлено тем, что она является сложным и структурированным культурно-правовым явлением. Многоуровневость структуры правовой культуры определяет разнообразие ее функций. Кроме того, правовая культура является неотъемлемой частью культуры общества как сложной системы с ее многообразными функциями в обществе.

В юридической литературе принято выделять шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую. Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны.[16]

Праворегулятивная функция правовой культуры состоит в обеспечении эффективно действующего механизма правовой системы, внесении упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, взглядов и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой конкретного общества.

«Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности». [17]


Правосоциализаторская функция обеспечивает формирование правовых взглядов и установок личности посредством правового воспитания, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования ценностей, а также заимствования прогрессивных начал из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение средств для достижения правовых целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой системе.

Функции правовой культуры направлены на обеспечение качества правовой жизни. Они оказывают воздействие на все элементы правовой системы, нацелены на обеспечение требуемого уровня правосознания, качество правового воспитания и юридического образования, подготовки юридических кадров, работы правоохранительных органов. Как отмечает С. С. Алексеев, правовая культура — «явление более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре — высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.».[18]

Таким образом, данный вопрос имеет большое значение для общества. Единого подхода к трактовке категории «правовая культура», ее структуре, содержания не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно и многоаспектно. Работа, направленная на повышение уровня правовой культуры граждан является предпосылкой укрепления стабильности и порядка в обществе, так как правовая культура является качеством правовой жизни граждан. Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в содержании правовой культуры несомненно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка».[19]


Глава 2. Задачи правовой культуры, процесс ее формирования и проблемы, препятствующие повышению уровня правовой культуры.

Высокий уровень правовой культуры обеспечивает эффективное функционирование правовой системы, отражаясь в сознании и поступках граждан, в их отношении к праву. Кроме того, именно благодаря правовой культуре правовые ценности, идеалы передаются новым поколениям.[20]

Правовая культура общества нуждается в систематическом формировании, стимулировании и развитии. Формирование правовой культуры в обществе осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, организациями, обществом в целом.

Целенаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, правовых идеалов необходима для формирования общественного правосознания. Прежде всего, это способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, различные мероприятия (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой и др..

Целью деятельности общественных институтов по формированию правовой культуры в обществе является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».[21]

Правовое воспитание является целенаправленной деятельностью по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Важно «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства».[22] Знание и понимание основных принципов права обеспечивает понимание его ценности и необходимости, способствует трансформации знаний в убеждения.

Кроме того, любая культура включает в себя способы регуляции социальных отношений, запреты и предписания, представления о добре и зле. «Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности на протяжении веков являлся этикоцентризм, т.е. подчинение права более высоким, нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества начиная с X в., в связи с принятием христианства православного обряда».[23] Данный факт, несомненно, оказал влияние на уровень правовой культуры и отношение к праву российского общества. Не зря правовую культуру на основе ценностных критериев делят на западную (англосаксонскую, романо-германскую и др.) и восточную (исламскую, японскую, китайскую и др.) правовые культуры. Противоречивость и сложность русской культуры обусловлена тем, что в России пришли во взаимодействия два потока мировой истории – Восток и Запад.


Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино, телевидение и др.. Существует практика принятия опыта других стран в области формирования правовой культуры граждан через кино и телевидение.

«…Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания…».[24] Отношение граждан к праву во многом зависит от качества работы государственных органов и должностных лиц, уровня жизни. Высокий уровень правовой культуры предполагает уважение закона и порядка, отсутствие безразличия к несправедливости, развитое правосознание. Но это возможно лишь в том случае, если теоритические знания будут донесены до населения, у которого присутствует вера в право. Ведь «…правовая культура выступает продуктом деятельности человека и находит свое отражение в совокупности правовых ценностей…».[25] Именно понимание роли права в жизни общества является основой, необходимой для повышения уровня правовой культуры. Так, серьезной проблемой на пути повышения уровня правовой культуры граждан является распространение беззакония, несправедливости, неуважительного отношения к праву, в результате чего наступает отсутствие реакции общества на совершающиеся преступления, факт их совершения становится нормальным явлением для общества. Так может возникнуть опасность поведения антисоциальной направленности у новых поколений.

Наиболее значимыми проблемами в процессе формирования правовой культуры являются правовая безграмотность населения, противоречие нормативно-правовых актов и реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства. Препятствием повышению уровня правовой культуры общества является и проблема доступа к получению достоверной правовой информации. На сегодняшний день основную информацию люди получают из интернета, поэтому нельзя уверенно утверждать, что информация открытого доступа является достоверной и актуальной на сегодняшний день. Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, однако, профессор отмечает, что «преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры».[26] Формирование уважительного отношения к праву, знание гражданами своих прав и обязанностей является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.


Рассуждая о факторах, влияющих на повышение уровня правовой культуры, стоит упомянуть необходимость борьбы с коррупцией. В данной борьбе должны использоваться меры, разработанные российскими учеными, но не стоит забывать и о зарубежном опыте.

Формирование правовой культуры – сложный процесс, участие в котором должны принять все его субъекты, а значит, народное обсуждение проектов нормативных правовых актов сыграло бы положительную роль в данном процессе и повысило бы уровень уважения общества к праву. «Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка».[27]

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование правовой культуры, а также достижение ей определенного уровня зависит от многих факторов, в том числе от качества работы государственных органов, учебных заведений и т.д., так как высокий уровень профессионально-правовой культуры действует во взаимодействии с правовой культурой граждан. Профессионально-правовая культура проявляется в глубоком знании права и понимании его принципов, а также в профессиональном отношении к праву и практике его применения. Важно ознакомление граждан с идеалами, правовым опытом и традициями других стран, где уровень правовой защищенности, следовательно, правовой культуры выше.

Нельзя переоценить значение правовой культуры в процессе обеспечения стабильности и порядка в обществе. Формирование правовой культуры, повышение ее уровня – сложный процесс, затрагивающий многие стороны общественной жизни. В настоящее время существует множество проблем, препятствующих повышению уровня правовой культуры, преодоление которых возможно лишь при должной работе государственных органов, должностных лиц, учебных заведений и др..

Глава 3. Правовой нигилизм и правовой фетишизм, их влияние на систему общественных отношений.

Право является социальным явлением, вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть как положительным (человек понимает необходимость и ценность права), так и отрицательным.