Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с этим подходом обучение оценивается таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект. Руководствуясь таким подходом, работодатели уже с большей вероятностью будут организовывать обучение и следить за тем, чтобы получить максимально возможную прибыль от вложения средств в этот процесс [24]. Руководители должны проявлять большую заинтересованность в решении таких вопросов, как возмещение затрат на обучение, снижение издержек, связанных с текучестью рабочей силы, подбор кадров и деловой оценке.

Обобщенно менеджмент человеческих ресурсов можно представить, как стратегическое и оперативное управление, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. 

Основными принципами менеджмента человеческих ресурсов являются: 

  • человек-главный фактор эффективности организации и ее конкурентоспособности; 
  • целесообразность вложений в человеческие ресурсы; 
  • повышение качества трудовой жизни; 
  • систематическое повышение квалификации и обучение персонала; 
  • стратегический подход к управлению человеческими ресурсами; 
  • ориентация на технику групповой работы; 
  • высокий профессионализм управленческих кадров [14, C. 84]. 

Таким образом, в современных условиях систематизация теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами необходима для наиболее эффективного и рационального их использования.

Выводы по 1 главе: Проведенный анализ основных теоретических подходов к менеджменту человеческих ресурсов показал:

  1. Менеджмент человеческих ресурсов предполагает непрерывное совершенствование методов работы с персоналом.
  2. Менеджмент человеческих ресурсов представляет собой стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.
  3. Методология управления человеческими ресурсами охватывает определение сущности персонала предприятия как своеобразного и наиважнейшего объекта управления, процесс формирования поведения работников, соответствующий целям и задачам предприятия, разработку принципов и методов управления персоналом.
  4. Методами управления человеческими ресурсами называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников c целью организации их деятельности в процессе производства. Различают методы:

  • организационные,
  • административные,
  • экономические,
  • социально-психологические.

5. Успешный руководитель с помощью всех методов управления сможет реализовать профессиональное руководство, и тогда его предприятие и коллектив будут конкурентоспособными.

6. В современных условиях систематизация теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами необходима для наиболее эффективного и рационального их использования.

2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов на примере филиала ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога

2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога

В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной структуры.

Октябрьская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 441 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На всех предприятиях на полигоне железной дороги трудятся более 66 тыс. человек. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок. [26]. На Рисунке 3 показана область Октябрьской железной дороги.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве [26].


Основной особенностью транспортного комплекса Северо-Запада России является его экспортно-импортная направленность. В зоне обслуживания Октябрьской дороги расположены 8 пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией [26].

Рисунок 3 – Область Октябрьской железной дороги [26]

Линия Выборг - Санкт-Петербург - Москва является звеном девятого "Критского" международного транспортного коридора. По Октябрьской дороге проходят также важнейшие для транзитных перевозок коридоры, имеющие международный статус, "Север - Юг" и "Европа - Азия". Важную роль в осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике — Усть-Луга, которые находятся в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги [26]. 

Виды деятельности:

  • Перевозка грузов и пассажиров,
  • Производство, ремонт и строительство,
  • Обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта,
  • Проектирование и конструкторская деятельность,
  • Оказание услуг связи, информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг,
  • Производство и реализация продовольственных и промышленных товаров,
  • Организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи,
  • Оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций,
  • Оказание природоохранных услуг, в том числе услуг по осуществлению производственного экологического контроля [26].

Октябрьская железная дорога — старейшая транспортная магистраль России, имеющая богатую историю, сегодня переживает период обновления с тем, чтобы соответствовать уровню задач, поставленных перед транспортным комплексом страны правительством РФ. Дорога удовлетворяет спрос на транспортные услуги пассажиров и крупнейших производителей промышленной продукции Санкт-Петербурга, Карелии, Кольского полуострова, Нечерноземья. Октябрьская дорога является связующим звеном между Востоком и Западом, обеспечивает растущий международный товарообмен. Главные направления магистрали — Мурманск - Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Кошта — важнейшие звенья международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Европа - Азия" [26].  


Обеспечивая доставку грузов к крупнейшим портам Балтийского, Белого и Баренцева морей, соединяя регионы России со странами Северной Европы и Балтии, труженики Октябрьской магистрали решают задачи интеграции железных дорог России в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства, закрепленные концепцией "Транспортная стратегия России", принятой в 2003 году. В основу инвестиционной деятельности положена прогрессивная научно-техническая, инновационная политика по развитию железнодорожной инфраструктуры.

Одна из главных своих задач — совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок, и, следовательно, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции. От того, насколько экономически эффективно будет организована деятельность дороги, зависит степень востребованности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта. [26].

Цель реформирования железнодорожной отрасли — полное удовлетворение спроса на перевозки, повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к клиентам. На Октябрьской сегодня для этого создаются необходимые условия: реализуются логистические принципы в управлении перевозочным процессом, развиваются информационные технологии, расширяется спектр транспортных услуг. Мы открыты для партнеров и готовы совместно решать все возникающие проблемы. Наш принцип — эффективное, плодотворное взаимодействие с грузовладельцами, другими видами транспорта, региональными администрациями с соблюдением паритета интересов и достижением гармоничного развития экономики Северо-Западного региона [26].

В отчете финансово-хозяйственной деятельности Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» указано, что по итогам 2018 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 140,4 млн пассажиров в пригородном сообщении, 23,8 млн пассажиров - в дальнем сообщении и 298,8 млн тонн грузов. В Таблице 1 приведены основные показатели Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» за 2018 год.

Таблица 1 – Основные показатели за 2018 год [26]

Эксплуатационная длина

10441 км

Численность сотрудников на полигоне дороги

66182 человека

Средняя заработная плата

55657 рублей

Перевезено грузов

294, 8 млн тонн

Перевезено пассажиров:

в дальнейшем сообщении

в пригородном сообщении

23, 8 млн человек

140,4 млн человек


В Таблице 2 представлена организационная структура управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», которая является линейно-функциональной организационной структурой управления.

Преимущества организационной структуры Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»:

  • Четкие и лаконичные управленческие связи;
  • Ясное разграничение сфер ответственности и полномочий;
  • Экономичность и оперативность принятия решений;
  • Простота контроля выполнения распоряжений;
  • Быстрота реакции исполнителей на прямые приказы;
  • Согласованность действий сотрудников.

Таблица 2 – Структура управления Октябрьской железной дорогой – филиала ОАО «РЖД»

Начальник дороги

Первый заместитель начальника дороги

Первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации

Главный инженер

Заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов

Заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам

Заместитель начальника дороги по взаимодействию с органами власти

Заместитель начальника дороги по строительству

Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению)

Заместитель начальника дороги по безопасности и режиму

Существующая структура управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» сложилась исходя стоящих перед предприятием задач и сложившихся рыночных условий. Такая схема управления позволяет направлять деятельность руководства на обеспечение согласованной работы всех подразделений для исполнения поставленных задач.

2.2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога

ОАО «РЖД» рассматривает персонал в качестве главного актива и ценностного ресурса компании. Повышение конкурентоспособности компании как работодателя, привлечение и закрепление в холдинге «РЖД» персонала необходимой квалификации, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются главными задачами в данном направлении [26].