Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для любой организации невероятно важен процесс и качество управления. Более того, управление должно охватывать все структуры и системы предприятия, оказывая положительное влияние на факторы его успеха. В условиях ускорения развития технического прогресса и информационных технологий, в условиях глобализации возросла роль человеческого потенциала, выступающего в качестве стратегического фактора успеха организации, а, следовательно, и роль менеджмента человеческих ресурсов.
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях рыночной экономики только высокоорганизованные компании с качественным менеджментом человеческих ресурсов могут добиться эффективной работы. Именно поэтому в курсовой работе будут рассматриваться вопросы, которые раскрывают сущность менеджмента человеческих ресурсов.
Объект исследования – филиал ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога.
Предмет исследования — менеджмент человеческих ресурсов на примере филиала ОАО «РЖД» - Октябрьская железная дорога.
Цель курсовой работы – анализ менеджмента человеческих ресурсов и разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
- Рассмотреть понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов;
- Определить задачи, функции и методы менеджмента человечески ресурсов;
- Описать организационно-экономическую характеристику филиала ОАО «РЖД» - Октябрьской железной дороги;
- Провести анализ менеджмента человеческих ресурсов филиала ОАО «РЖД» - Октябрьская железная дорога и выявить проблемы при управлении.
- Представить рекомендации по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы
Полученные в ходе выполнения курсовой работы результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теоретических и эмпирических исследований в области менеджмента человеческих ресурсов. Материалы курсовой могут представлять интерес для менеджеров и работников служб управления человеческими ресурсами российских компаний.
Курсовая работа содержит введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список литературы.
Первая часть представляет собой теоретический обзор по исследуемой теме, в который входят: понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов, а также задачи, функции и методы менеджмента человеческих ресурсов.
Во второй части был проведен анализ менеджмента человеческих ресурсов филиала ОАО «РЖД» - Октябрьская железная дорога, были выявлены проблемы при управлении.
В третьей части даны рекомендации, внедрение которых позволит усовершенствовать менеджмент человеческих ресурсов в ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов
Экономическая эффективность работы организации в значительной мере определяется организованностью системы управления, которая зависит от четкой структуры организации и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Менеджмент человеческих ресурсов предполагает непрерывное совершенствование методов работы с персоналом [25].
В настоящее время в науке и практике менеджмента человеческих ресурсов выделяют различные понятия для обозначения участия людей в трудовом процессе, такие как трудовые ресурсы, рабочая сила, кадры, трудовой потенциал, человеческие ресурсы.
Веснин В. В. отождествляет понятия «рабочая сила», «кадры», «персонал» и «человеческие ресурсы» и определяет человеческие ресурсы в редакции «отношение к людям как к основному достоянию любой организации» [3, C. 102].
Согласно М. А. Дьяконовой, «человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для производства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека» [8, С. 15].
Обобщенно понятие человеческие ресурсы можно представить, как структурированную совокупность человеческого потенциала, его личностных качеств, рабочий силы и человеческого капитала, а конкретно человеческие ресурсы организации (персонал) – это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие определенными профессиональными и качественными характеристиками. Персонал является основой любого предприятия, без которого не осуществится ни одна хозяйственная деятельность. От качественного подбора специалистов зависит положительный результат рабочего процесса.
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе имеются различные точки зрения на содержание понятий «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами», «менеджмент человеческих ресурсов». Это объясняется не только разнообразием в подходах у практиков и ученых к экономическим явлениям, a также и многоаспектностью, и многообразием видов деятельности, входящих в основы управления. Приведем некоторые из них.
Менеджмент человеческих ресурсов можно определить, как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия [11, C. 99].
В трудах А. Григорян отмечено, что управление человеческими ресурсами рассматривается как «система разработки и реализации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по поводу регулирования отношений труда и занятости на уровне организации» [6, C. 254].
А. А. Раренко определяет управление персоналом как «комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, которые обеспечивают эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятия» [19, С. 47].
Ю. Г. Одегов понимают под управлением человеческими ресурсами «выполняемую в организациях деятельность, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей» [16, С. 107].
По мнению Т. А. Кузнецовой, управление персоналом представляет собой «совокупность механизмов, принципов, форм и методов воздействия на формирование, развитие и использование персонала организации, реализуемых как ряд взаимосвязанных направлений и видов деятельности» [12, С. 58].
Некоторые специалисты рассматривают менеджмент человеческих ресурсов как составную часть управления персоналом, в котором выделяют два этапа развития: управление кадрами и управление человеческими ресурсами [13. С. 69].
Несмотря на разные подходы ученых, существует единое мнение относительно отличий управления персоналом и менеджмента человеческих ресурсов:
1. Концепция менеджмента человеческих ресурсов рассматривает персонал организации в качестве контролируемых издержек и развиваемых инвестиций, в то время как концепция управления персоналом рассматривает работников лишь в качестве издержек.
2. В менеджменте человеческих ресурсов сотрудник – фактор преимущества в конкурентной борьбе, а в управлении персоналом – фактор производства.
3. Для управления персоналом характерны лишь краткосрочные перспективы, для менеджмента человеческих ресурсов – долгосрочные.
4. Задачами управления персоналом являются привлечение, сохранение, мотивация работников, а задачами менеджмента человеческих ресурсов – конкурентные преимущества, рентабельность, гибкость работников [24].
Анализируя различные трактовки «управления персоналом» и «управления человеческими ресурсами», можно сделать вывод, что существующие в литературе определения мало чем отличаются друг от друга, но важно подчеркнуть, что управление человеческими ресурсами влияет на будущее фирмы, а управление персоналом позволяет осуществить намеченные задачи на заданном этапе.
Таким образом, можно заключить, что по своей сущности «управление персоналом» представляет собой комплекс управленческих воздействий (принципов, методов, средств и форм) на интересы, поведение и деятельность работников в целях оптимального использования их потенциала при осуществлении трудовых функций и эффективного функционирования организации, а «управление человеческими ресурсами» можно понимать как направление управленческой деятельности, в которой человеческий персонал компании рассматривается как один из главных ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактор ее эффективности и роста, средство достижения стратегических целей.
Важнейшей задачей и главным предназначением менеджмента человеческих ресурсов оказывается обеспечение совместной, хорошо организованной и эффективной работы людей, создание возможности для развития активности, находчивости, инициативности и ответственности каждого работника. Собственно, в этом и заключается основная задача любой социальной организации (производственной, торговой, научно-исследовательской и т. п.), любого социального института, то ли это государство, культура, наука или система образования [24].
Сущность менеджмента человеческими ресурсами определяет эффективное решение проблем, связанных с управлением людьми [25].
На Рисунке 1 представлены подходы к исследованию форм управления человеческими ресурсами.
ПОДХОДЫ
к
исследованию
форм
управления
Управленческая
среда.
Производственная
среда.
Научно-исследовательская
среда.
Инновационная
среда
СИСТЕМНЫЙ
АСПЕКТНЫЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
Экономическая
позиция.
Социально-психологическая
позиция.
Образовательная
позиция
Принципы
(
научности,
системности,
эффективности,
контроля).
Правила.
Нормы.
Требования
Рисунок 1 – Подходы к исследованию форм управления человеческими ресурсами [15, С.115]
Одним из распространенных подходов является системный, который преследует цель всестороннего рассмотрения и описания объекта изучения. Он используется не только при изучении объекта исследования, но и при оценке его эффективности. Комплексная система показателей оценки инновационного потенциала кадров включает:
- управленческую, маркетинговую, образовательную, производственную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность предприятия;
- материально-техническое, социальное и финансовое обеспечение;
- организационную и инновационную инфраструктуру [22, С. 235].
В настоящее время широко применяется при изучении кадровых вопросов аспектный подход, который позволяет с экономической, социально-психологической, образовательной позиций провести исследование, оценить и разработать эффективную стратегию управления персоналом [17].
Концептуальный подход основывается на выполнении принципов, норм, правил, требований, которые должны применять руководители в процессе управления. К ним относятся: принципы научности, системности, эффективности, контроля; принцип, при котором каждый менеджер несет полную ответственность за управление кадровым ресурсом, и принцип, при котором наемный работник рассматривается как полноценный сотрудник компании [23].
Выделяют три фактора, которые оказывают воздействие на работников в организации:
1) Иерархическая структура организации (в качестве основного средства воздействия выделяют отношение власти и подчинения, влияние "сверху" на человека c помощью убеждения, поощрения, проверки над распределением материальных благ);
2) Культура (вырабатываемые организацией, обществом, группой людей совместные ценности, установки поведения, социальные нормы, регламентирующие действия личности, заставляющие индивида вести себя так, a не иначе без видимого принуждения);
3) Рынок (сеть равноправных отношений, которые основаны на купле-продаже продукции и услуг, равновесии интересов продавца и покупателя, отношениях собственности) [24, C. 32].
Данные факторы воздействия являются довольно сложными понятиями и изредка используются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.