Файл: Конкурентные преимущества спортивной организации (на примере ООО «МДК Фитнес».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты конкурентных преимуществ спортивной организации
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ спортивной организации
1.2. Факторы конкурентоспособности спортивной организации
1.3. Методы оценки конкурентных преимуществ спортивной организации
2.1. Характеристика спортивной организации ООО «МДК Фитнес Тверь»
2.2. Анализ рынка спортивных организаций в г. Тверь
2.3. Оценка конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь»
2.4. Рекомендации по конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь»
3. Солярий;
4. Русская баня;
5. Массаж;
6. Маникюр;
7. Персональные тренировки;
8. Фитнес-бар.
Для ООО «МДК Фитнес Тверь»» характерен линейный тип организационной структуры, которая основана на единоличном управлении фитнес-клуба руководителем, имеет четкую систему взаимосвязей и ясно выраженную ответственность. Схема организационной структуры ООО «МДК Фитнес Тверь» представлена в рисунке 4.
Рисунок 4 – Организационная структура ООО «МДК Фитнес Тверь»
ООО «МДК Фитнес Тверь» возглавляет директор, который координирует работу компании, контролирует все управленческие решения, принимает решения о приеме на работу или увольнению сотрудников.
2.2. Анализ рынка спортивных организаций в г. Тверь
Российский рынок спортивно-оздоровительных услуг – один из самых быстрорастущих, что подтверждают основные доминантные характеристики отрасли (показатели, дающие общее представление об отрасли), представленные ниже:
- Ёмкость рынка – 701 млн.долл.;
- Динамика рынка – 130-140%;
- Рентабельность рынка – 30%.
За последние четыре года число фитнес-клубов в Твери выросло более чем втрое.
Российский рынок фитнес-услуг имеет достаточный потенциал роста при ориентировании на западные тенденции, где, например, в США фитнесом увлечены 14,1% населения, в Великобритании - 6%, в то время, как в России фитнесом занимаются лишь 2% населения.
На рисунке 5 представим карту расположения всех фитнес-клубов города Твери.
Рисунок 5 – Карта расположения фитнес-клубов города Твери по состоянию на 2021 год
По цене на услуги фитнес клубы города Твери можно разделить на 3 группы:
- Фитнес-клубы премиум-класса;
- Фитнес-клубы средний класса;
- Фитнес-клубы эконом класса.
К фитнес-клубам премиум-класса можно отнести «Максимус», «Карро», «Family Lab», «Румянцево».
К фитнес-клубам эконом-класса можно отнести «С-Фитнес», «Студия фитнес», «макс фит» и другие.
На клубы высшей категории, стоимость годовой карты в которых колеблется в пределах 1500-4000 долл. и выше, приходится 72% оборота столичного рынка фитнеса.
На рисунке 6 представим ценовую структуру Тверского рынка фитнес-услуг, % от количества фитнес-клубов.
Рисунок 6 - Ценовая структура Тверского рынка фитнес-услуг, % от количества фитнес-клубов
Клубы среднего ценового сегмента (6001000 долл. за годовую карту) приносят порядка 28% дохода фитнес-услуг.
В настоящее время премиум-сегмент заполнен уже на 70-90% и срок окупаемости клубов данного сегмента вырос до 5-6 лет. В связи этим многие игроки направляют свои усилия на освоение среднего ценового сегмента. Наибольшие перспективы ожидают клубы, предоставляющие широкие возможности для семейного фитнеса, предлагая клиентам широкий спектр сопутствующих услуг, новые групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и оборудование, соответствующее мировым стандартам. Не случайно в последнее время крупные сети уделяют особое внимание развитию этого сегмента.
Проведем анализ потребительского спроса на услуги фитнес-клубов в г. Твери. На рисунке 7 представим потребителей фитнес-услуг в городе Тверь.
Рисунок 7 - Потребители фитнес-услуг в городе Тверь
Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос почти в три раза. Помимо этого, среди по-спортивному активных женщин 61% считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот у мужчин эта доля не превышает 40% (рис. 2.7). Большую роль в привлечении клиентов в фитнес-клубы в последнее время играет наличие в фитнес-клубе универсального зала для игровых видов спорта.
В настоящее время отдельных клубов больше, чем сетевых. Динамику соотношения определить достаточно затруднительно, поскольку известно количество сетевых игроков на тверском рынке, но нет точных данных о локальных клубах.
Крупнейшими игроками рынка фитнес-услуг можно признать «Румянцево», «Максфит» и «Вегас». Высокая концентрация фитнес-клубов в Твери заставляет крупных игроков осваивать новые регионы, продумывать стратегию освоения среднего ценового сегмента, а конкуренция в больших городах - продумывать новые стратегии продаж клубных карт.
В настоящее время на тверском рынке насчитывается порядка 50 клубов, а в 2020 г. их будет уже порядка 70 клубов. Точной их классификации не существует, однако самое распространенное деление — по площади и по стоимости услуг. По первому критерию выделяются крупные клубы от 2 тыс. кв. м, средние — от 0,5 до 2 тыс. кв. м и мелкие — до 500 кв. м. Второй стоимостный критерий подразумевает деление всех клубов на классы: «премиум», «люкс» и «эконом». Эти две классификации взаимосвязаны, так, принадлежность к сегменту «премиум» подразумевает наличие площади не менее 2 тыс. кв. м, однако желательно и не более 6 тыс. кв. м. Клубы средних размеров могут работать как в категории «люкс», так и «эконом» — это зависит от наличия нескольких залов и класса имеющихся в распоряжении клуба тренажеров.
В Твери к премиум-сегменту (стоимость абонемента – от 25 до 50 тыс. руб.) относят порядка 4 клубов, они привлекают клиентов не за счет территориального расположения, а благодаря широкому спектру услуг, наличию нескольких залов для тренировок, бассейна, полного сервисного обслуживания. Это имеющая 3 клуба «Румянцево», «Викинг», «Family Lab.». Это клубы с большой площадью, бассейном, отвечающие всем современным требованиям.
Примерно две трети от оставшегося количества – это средние фитнес-клубы, работающие как в сегменте «люкс» (стоимость годовой карты от 15 до 20 тыс. руб.), так и «эконом», где более активно продаются отдельные занятия или карты на месяц стоимостью от 1,5 до 3 тыс. руб.
Характерной особенностью для Тверского региона является значительная степень консолидации рынка – значительная его часть поделена между несколькими крупными игроками, которые были указаны ранее.
Таким образом, общие черты характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке фитнес-услуг ‒ одинаковая номенклатура услуг и уровень цены (рис. 8).
Рисунок 8 – Территориальное расположение фитнес-клубов по районам г. Твери, %
Первое место по количеству действующих фитнес-центров в Твери занимает Заволжский район. Здесь функционирует 29% фитнес-клубов от общего числа клубов в городе. На втором месте Пролетарский район – 27% фитнес-клубов, на третьем – Центральный район - 23% фитнес-клубов, на четвертом - Московский район – 21% фитнес-клубов. Данное распределение фитнес-клубов обусловлено концентрацией платежеспособного населения, сложившимися зонами деловой активности и активным развитием первичного рынка жилой недвижимости.
2.3. Оценка конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь»
Проведем анализ конкурентоспособности сети фитнес-клубов ООО «МДК Фитнес Тверь». Для этого на рисунке 9 представим карту рынка присутствия компании в России.
Рисунок 9 – Рынки присутствия ООО «МДК Фитнес Тверь» в России
Приведем характеристику ведущих фитнес-клубов (конкурентов) г. Твери по состоянию на начало 2021г.
Таблица 3
Характеристика ведущих фитнес-клубов (конкурентов) г. Твери по состоянию на начало 2021г.
Фитнес-клуб, год открытия |
Доля на рынке, % |
Общая площад, м. кв. |
Количество тренажерных залов |
Количество залов для групповых занятий |
Бассейн, джакузи |
Цена годовой карты, тыс. руб. |
Количество постоян- ных клиен- тов, чел. |
«Румянцево» |
40 |
8000 |
3 |
9 |
Взрослый бассейн (4 дорожки по 25 м с противотоком). Детский бассейн. Зона джакузи |
50,0 |
4800 |
«Викинг» |
35 |
1500 |
2 |
6 |
Взрослый бассейн (4 дорожки по 25 м) |
30,0 |
1700 |
«МаксФит» |
25 |
500 |
1 |
2 |
Нет |
20,0 |
500 |
Проведем анализ положения фитнес-клуба м на региональном рынке г. Твери в рамках внешней и внутренней конкурентной среды. В данной отрасли работает много компаний, но будем рассматривать конкретный район, где расположен анализируемый фитнес-клуб (проспект Калинина, дом 17). Для анализа были выбраны фитнес-клубы «МаксФит», «Фитнесс Экспресс» и «Тонус-клуб». Данные выбранные клубы находятся в одном районе – Пролетарский, и сосредоточены по одной улице – Калининский проспект (рис. 10).
Рисунок 10 – Расположение конкурентов в г. Твери
Итак, в рассматриваемом районе основными игроками на рынке фитнес-услуг в г. Тверь являются: «МаксФит», «Фитнесс Экспресс» и «Тонус-клуб». Анализ конкурентов представим в таблице 4.
Таблица 4
Анализ конкурентов ООО «МДК Фитнес Тверь»
ООО «МДК Фитнес Тверь» |
«МаксФит» |
«Фитнесс Экспресс» |
«Тонус-клуб» |
|
Конкурентные масштабы |
глобальные |
региональные |
глобальные |
региональные |
Стратегические намерения |
Быть среди лидеров |
Сохранение позиций |
Быть среди лидеров |
Сохранение позиций |
Цели относительно рыночной доли |
Увеличение рыночной доли |
Удержание существующей доли рынка |
Расширение через внутренний рост |
Удержание существующей доли рынка |
Конкурентная позиция (ситуация) |
Усиление позиции |
Способность сохранить настоящую позицию |
Способность сохранить настоящую позицию |
Усиление позиции |
Стратегическое положение |
Комбинация наступления и обороны |
Главным образом оборонительное |
Комбинация наступления и обороны |
Комбинация наступления и обороны |
Конкурентная стратегия |
Дифференциация, основанная на репутации компании, сервисе, фокусирование на географическую нишу |
Стремление к низкоценовому лидерству, фокусирование на географическую нишу |
Дифференциация, основанная на репутации компании, сервисе, фокусирование на географическую нишу |
Дифференциация, основанная на технологическом преимуществе, сервисе |
Участники рынка занимают каждый свою нишу, слабо конкурируя друг с другом. «МаксФит» осваивает новые сегменты в менее дорогих торговых центрах. Целевой аудиторией сети «Фитнесс Экспресс» являются люди со средним и ниже среднего уровнями дохода. Конкуренция в стоимости проявляется лишь по отдельным позициям, но ведущие игроки рынка поддерживают средний ценовой уровень.
Далее рассмотрим применение анализа конкурентов на основе концепции «4Р» для оценки конкурентной среды конкретного фитнес-клуба ООО «МДК Фитнес Тверь».
Для практического применения и простоты анализа КСП используется качественная трехбальная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям. Итоговая оценка конкурентов определяется либо простым усреднением, либо проводится определение средневзвешенного результата. Выбор методики определяется наличием количественной и качественной информации.
Для данного исследования рассмотрим три близлежащих конкурента ООО «МДК Фитнес Тверь» (табл. 5).
Таблица 5
Анализ конкурентов ООО «МДК Фитнес Тверь»
Показатели |
ООО «МДК Фитнес Тверь» |
Конкуренты |
||
«МаксФит» |
«Фитнесс Экспресс» |
«Тонус-клуб» |
||
Размер компании |
Средний |
Средний |
Малый |
Малый |
Ассортимент услуг |
Широкий |
Широкий |
Малый |
Малый |
Качество услуг |
Высокое |
Средне |
Низкое |
Низкое |
Качество тренажеров |
Высокое |
Высокое |
Среднее |
Низкое |
Внешний вид (дизайн) |
Отличный |
Хороший |
Удовлетворительный |
Удовлетворительный |
Результативность |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Мед.обслуживание |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Стадии занятий |
Все |
Все |
Частично |
Частично |
Цены |
Цены соответствуют качеству услуг |
Высокие |
Низкие |
Низкие |
Реклама |
Частая (радио, СМИ, социальные сети) |
Постоянная с использованием всех видов носителей |
Периодическая (печатные СМИ) |
Периодическая (радио, печатные СМИ) |