Файл: Конкурентные преимущества спортивной организации (на примере ООО «МДК Фитнес».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительный анализ определений «конкурентоспособность предприятия» позволяет сделать следующие выводы.[6]

1. Всю совокупность определений можно делить на 3 группы (табл. 1): характеризующие внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы, без упоминания товара; базирующиеся только на товарной составляющей конкурентоспособности; сочетающие товар и производственную деятельность субъекта.

2. Лишь одно из определений (№ 2) содержит слово «превосходство». Конкурентоспособность – сравнительная категория, т. е. должен применяться математический аппарат оценки и ранжирования сравниваемых объектов.

3. Известные определения однозначно не устанавливают состав смыслообразующих элементов термина «конкурентоспособность предприятия», что препятствует выработке метода измерения ее уровня.

4. Приведенные определения не ориентированы на решение управленческих задач. Менеджмент прежде всего интересует проблема управления уровнем конкурентоспособности предприятия.

Сравнивая результаты оценки конкурентов по одной и той же методике, можно их ранжировать по конкурентоспособности.

5. В известных определениях не указывается временной фактор конкурентоспособности. Конкуренция на рынке – процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется на конкретный момент времени как баланс предприятия.

6. Лишь в определениях № 4, 6, 9, 12, 17 подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия устанавливается на определенном рынке.

Предприятие, во-первых, не может одновременно присутствовать на всех рынках; во-вторых, может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках.

7. В известных определениях, если даже упоминается товар, не производится его конкретизация. Конкурентоспособность предприятия целесообразно оценить по отношению к конкретному товару.

Не исключается, что у одного и того же производителя одни товары могут быть конкурентоспособными, а другие – годами лежат на полках.

8. Известные определения чаще ориентированы на оценку конкурентоспособности предприятий на текущий момент, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей важнее ориентация на будущее, учет потенциала роста.

Проведенный анализ литературных источников в исследуемой области позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений определения конкурентоспособности предприятий нет.


Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это его способность длительное время выпускать конкурентоспособную продукцию с показателями хозяйственно-финансовой деятельности не ниже средних по отрасли.

С целью обобщения понятия «конкурентные преимущества» изучены основные подходы к его интерпретации с помощью ключевых слов: результат, совокупность, характеристики, ценность, преимущества, компетентность, деятельность. В целом, зарубежные ученные рассматривают конкурентное преимущество с точки зрения формирования их источников, определения их качественной и количественной характеристик и предложений по формированию и сохранению конкурентных преимуществ. Каждый автор вносит свой собственный взгляд в зависимости от целей исследования.

Конкурентные преимущества в рыночной экономике выступают непосредственными характеристиками субъекта хозяйствования. Конкурентное преимущество и конкурентоспособность – тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие понятия, сущностные признаки которых состоят в том, что конкурентные преимущества представляют собой факторное условие конкуренции, а конкурентоспособность – уровень успеха, достигнутого в конкурентной борьбе. Соответственно, сущность конкурентного преимущества определяется как совокупность (уникальное сочетание) дифференцированных реальных или потенциальных факторов, способных оказать влияние на рост конкурентоспособности и достижение успеха в конкурентной борьбе, определяющих конкурентное поведение экономических субъектов.

Более подробно остановимся на вопросах конкурентоспособности в сфере физической культуры и спорта.

Спорт становится все более важным видом деятельности: со временем все больше людей участвуют в спорте (активное спортивное потребление), больше времени тратится на просмотр спорта (пассивное спортивное потребление) об этом говорилось в работе известного американского исследователя H. Koning.

По мнению Лабудина А. В., физкультура и спорт оказывают интенсивное воздействие на экономическую сферу жизни государства и общества: «на качество рабочей силы, на поведение потребителей, на структуру потребления и спроса, на туризм, внешнеэкономические связи и другие показатели экономической системы». Неслучайно в бюджетных классификациях физическую культуру и спорт всегда относят к основным отраслям, финансируемым из государственных и муниципальных бюджетов различных уровней. Однако, в отличие от обороны, национальной безопасности, физическая культура и спорт финансируются не только из бюджетных средств, но и из средств физических и юридических лиц. Это определяет особенности управления в спорте. Спортивный бизнес, таким образом, можно определить как предоставление спортивных услуг на коммерческой основе.


Следовательно, коммерциализация спорта является главной чертой современного общества, причем этот процесс протекает на фоне его дифференциации.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в современной практике работы спортивными организациями используется широкий спектр маркетинговых инструментов, которые, при умелом управлении, приносят существенные доходы. Таким образом, многообразие форм и видов спортивных организаций порождает необходимость разработки комбинированных механизмов управления, связанных с реализацией как социальной, так и экономической функции.

1.2. Факторы конкурентоспособности спортивной организации

В связи с тем, что конкурентоспособность предприятия зависит как от его деятельности, так и внешней среды, необходимо выделять и анализировать факторы, которые оказывают значительное влияние.

Анализ литературных источников показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.

Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

По мнению М. Портера, важно отличать конкурентоспособность, обусловленную врожденными факторами и достигаемую благодаря другим источникам. Факторы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества в большинстве отраслей, не достаются по наследству, а создаются в пределах региона (страны) с помощью различных специфичных для каждой территории процессов. Важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей.[7]

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предлагает делить на несколько типов.

Во–первых, на основные и развитые. Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, высокотехнологичные производства.


В зависимости от степени специализации все факторы конкурентоспособности делятся на общие и специализированные. Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей.

Еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные и искусственно созданные. К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным – техника, технология, экономическая среда и др.

Как М. Портер, многие авторы (Р.А. Фатхутдинов) всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия предлагают подразделить на внешние и внутренние. Внешние факторы – социально–экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Внутренние факторы – это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Недостатком классификации факторов конкурентоспособности, предложенной М. Портером, является то, что он выделяет лишь один признак их деления на группы (по степени специализации, в соответствии с которым факторы подразделяются на общие и специализированные), не указывая, по какому принципу выделяются основные, развитые, естественные и искусственно созданные факторы.

Создание факторов – это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Воздействие факторов, выделенных М. Портером, на российские предприятия представлено в трудах профессора В.П. Оболенского.

По мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:[8]

- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

- цена товара с возможной наценкой;

- финансы – как собственные, так и заемные;

- торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;


- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Смольянова Е.Л. и В.Б. Малицкая предлагают классификацию факторов конкурентоспособности по степени возможного контролирующего воздействия со стороны государства и предприятия.[9]

Факторы разделены на три группы (табл. 1.2):

- неконтролируемые государством (мегауровень);

- контролируемые государством, неконтролируемые предприятием (макроуровень);

- контролируемые предприятием (микроуровень).

В трудах А.А. Томпсона-А.Дж. Стрикленда обозначены следующие факторы: технологические (опыт научных исследований, способность к совершенствованию продукции и производственных процессов), производственные (низкие затраты на производство и высокое качество продукции, высокая производительность труда), распределительные (быстрая доставка и низкие затраты на сбыт продукции), маркетинговые (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции), квалификационные (ноу–хау по управлению качеством, создание новых видов продукции), организационные возможности (способность быстрого реагирования на изменения рынка), прочие факторы (имидж, патентная защита и др.). [10]

Таблица 2

Классификация факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия

Уровень

Факторы, влияющие на формирование и развитие

конкурентоспособности промышленного предприятия

Мегауровень

Глобализация, влияние ТНК, международная специализация и разделение труда, информационная революция и научно–технический прогресс, географическое положение, климатические условия

Макроуровень

Несовершенство государственного механизма, необходимость создания эффективной институциональной среды, уровень образования и квалификации населения, уровень развития общей инфраструктуры, уровень развития технологий, демографическая ситуация, наличие и степень влияния естественных монополий на экономическое развитие, особенности геополитического положения России

Микроуровень

Качество продукции, распространение продукции основных производителей в торговых точках, технология производства, стабильность работы, степень известности марки, уровень цен, дизайн упаковки, количество наименований, уровень и гибкость обслуживания, скорость и своевременность выполнения заказа, ориентация на потребителя, финансовая политика, управление персоналом, производительность труда