Файл: Конкурентные преимущества спортивной организации (на примере ООО «МДК Фитнес».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Спортивная индустрия – это ориентированная на человека сфера деятельности, которая призвана удовлетворять потребности трех групп потребителей: зрителей (индивидуальных и корпоративных), спортсменов (индивидуалов и команды; любителей и профессионалов; организованных и не организованных в группы) и спонсоров. Спорт м это товар или услуга, или комбинация из этих двух понятий, приносящие удовольствие или пользу спортивным болельщикам, спортсменам или спонсорам.

Товары и услуги спорта принадлежат к четырем основным категориям: спортивные мероприятия, спортивные товары, спортивные тренировки и спортивная информация, главной из которых являются спортивные мероприятия (открытый чемпионат Континентальной хоккейной лиги; Олимпийские игры; чемпионат мира). Они стимулируют развитие всех остальных спортивных продуктов, в том числе самих спортсменов, которых можно рассматривать как спортивный продукт, потому что их выступления подчинены удовлетворению потребительского спроса любителей спорта и спонсоров. Поэтому в условиях рыночной экономики с целью изучения и удовлетворения потребительского спроса на товары и услуги спорта необходимо применение современных инструментов управления, одним из которых и является маркетинг.

В последние годы конкурентоспособность стала достаточно дискутируемой концепцией. На фоне международной открытости экономик и глобализации экономических отношений не только развитые, но и наиболее динамично развивающиеся страны повышение конкурентоспособности провозглашают в качестве одной из основных задач своей экономической политики.

Усиливающаяся конкуренция на мировых рынках, нестабильная финансово-экономическая ситуация в глобальной среде подталкивают государства к поиску путей стабильного экономического развития с использованием имеющихся конкурентных преимуществ, а также к разработке и реализации мер и механизмов привлечения иностранных инвестиций и технологий с целью модернизации производства и выпуска более конкурентоспособной продукции. Актуальность международной конкурентоспособности для современных стран определяет необходимость исследования современных научных представлений о сущности данного понятия.

Всё вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Определенный вклад в развитие теории управления конкурентоспособностью внесли К. Бери,Д. Дей, Ж.-Ж. Ламбен, М. Портер, А. Пулфорд,Дж. Эткинсон. Вопросы конкурентоспособности занимают значительное место в трудах таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, А. Дайан, П. Друкер, Б. Карлофф, Ф. Котлер, М. Мескон, Ф. Роджерс, Р. Уотерман, А. Уотерман, Й. Шумпетер и др.


Проблемами конкурентоспособности предприятия занимались российские исследователи В. С. Андрианов, М. И. Гельвановский, А. П. Градов, А. Селезнев, Р. А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов, белорусские исследователи Н. В. Немогай, Л. Н. Нехорошева и др.

Цель курсовой работы - разработка рекомендаций по повышению конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь».

В соответствии с целью определены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ спортивной организации;

- выявить факторы конкурентоспособности спортивной организации;

- определить методы оценки конкурентных преимуществ спортивной организации

- привести характеристику спортивной организации ООО «МДК Фитнес Тверь»;

- провести анализ рынка спортивных организаций в г. Тверь;

- оценить конкурентные преимущества спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь»;

- разработать рекомендации по повышению конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь».

Объектом исследования в курсовой работе является ООО «МДК Фитнес Тверь».

Предметом исследования являются конкурентные преимущества ООО «МДК Фитнес Тверь».

Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные методы познания и научные подходы к изучению объектов, явлений. В работе использовались системный, маркетинговый, поведенческий, традиционный, инновационный и другие научные подходы исследования. Были использованы также методы и принципы предметно-логического, структурно-функционального анализа, экспертных оценок, методические подходы к изучению эффективности использования потенциала организаций.

Информационной базой курсовой работы послужила научная, специальная, учебно-методическая литература российских и зарубежных авторов, научно-правовые акты в сфере туризма, бухгалтерская и статическая отчетность объекта исследования, материалы научно-практических конференций, статьи периодических печатных изданий, Интернет-ресурсы.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

В первой главе «Теоретические аспекты конкурентных преимуществ спортивной организации» рассмотрены понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ спортивной организации, определены факторы конкурентоспособности спортивной организации, а также выявлены методы оценки конкурентных преимуществ спортивной организации.


Во второй главе «Оценка конкурентоспособности и конкурентных преимуществ спортивной организации ООО «МДК Фитнес Тверь»» дана характеристика объекта исследования по заданным параметрам, дана характеристика рынка спортивных организаций в г. Тверь, проведена оценка конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь», а также разработаны рекомендации по повышению конкурентных преимуществ спортивной организаций ООО «МДК Фитнес Тверь».

Заключение содержит основные выводы и результаты исследования.

Теоретические аспекты конкурентных преимуществ спортивной организации

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ спортивной организации

Понятие «конкурентоспособность» наряду с другими, аналогичными ему по степени обобщения, уровням соподчинения, взаимосвязям и т.п. – такими как «полезность», «эффективность», «ценность» и др. – являются частными понятиями, конкретными формами выражения общего понятия «результативность».

В научных работах, связанных с рассмотрением проблем понятийно-категориального аппарата теории эффективности, приводятся точки зрения лишь с экономических позиций, хотя очевидно, что верное решение данной проблемы может быть найдено лишь с общенаучных позиций, в философской плоскости.

Во многих исследованиях, в том числе и тех, где предприняты попытки определения понятия «результат», авторы едины во мнении, что «результативность» представляет собой производное понятие от понятия «результат». Содержание и форму выражения понятий «результат» и «эффект» определены нами в работах:[1]

- с философской точки зрения результат представляет собой качественный итог развития процесса, явления, объекта в пространстве и во времени. Эффект же представляет собой конкретную форму результата – конечный результат, и определяется как нарушение равновесия в сторону одной из взаимодействующих противоположностей в пространстве и во времени. Равновесное же состояние противоположностей характеризуется отсутствием эффекта;


- экономический результат есть качественный итог развития отдельных элементов или в целом экономической системы на конкретный момент времени или за определенный период;

- экономический эффект есть конечный результат, отражающий изменение равновесия в пользу одного из взаимодействующих противоположных процессов экономической системы за определенный временной интервал;

- в соответствии с целевой установкой, выбранными приоритетами процесс последовательного формирования результата может быть условно организован в виде следующей системной цепи начальный результат – промежуточные результаты – конечный результат;

- результат и эффект являются однородными понятиями и количественно выражаются абсолютными величинами. В сравнении с эффектом результат является общим понятием и обладает более сложными содержанием и формой. Эффект как конечный результат обладает качеством той из взаимодействующих противоположностей, доминирование которой изменило равновесие в ее пользу. Это обстоятельство и обусловливает отличительную способность эффекта характеризовать, в частности, успешность, полезность функционирования отдельного процесса или системы в целом.

Результативность представляет собой степень соответствия одной взаимодействующей противоположности другой. Кроме того, во взаимосвязи с категорией «результат» категория «результативность» может быть определена и как степень соответствия соотносимых и соподчиненных результатов. Результативность возможно выразить и как характеристику способа движения, развития в направлении цели с последующей ее полной или частичной реализацией.

Во взаимосвязи с категорией «эффект» категория «эффективность» может быть определена как степень взаимного соответствия соотносимых эффекта начальному или (и) промежуточному результатам.[2]

Результативность представляет собой оценочную категорию и носит общий характер. Следовательно, ее конкретные формы проявления – «полезность», «рентабельность», «конкурентоспособность» и др. выступают как частные оценочные понятия.[3]

В Большом энциклопедическом словаре содержание понятия «конкурентоспособность» трактуется следующим образом: «конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений».


Р.А. Фатхутдинов в одной из своих работ приводит следующую дефиницию: «конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке». Далее, Р.А. Фатхутдинов, отталкиваясь от Европейской формы по проблемам управления, отмечает: «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов».[4]

Итак, в общем случае термин «конкурентоспособность предприятия» увязывается с термином «конкурентоспособность» как способность конкурировать, т. е. бороться или противостоять чему-то.

Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия, проведем анализ проанализированных литературных источников (табл. 1)[5].

Таблица 1

Обзор определений понятия «конкурентоспособность» предприятия

Автор, источник

Определение

Определения, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы

1. Баринов В.

Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели

2. Блинов А. О.,

Захаров В. Я.

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей

3. Захаров А. Н.

Конкурентоспособность организации - обладание свойствами, создающими пре­имущества для субъекта экономического соревнования

4. Калашникова Л. М.

Конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, ста­бильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы

5. Куприянова Т.

Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах

6. Маракулин М. В.

Конкурентоспособность компании - способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше - с положительной динамикой)

7. Фигурнов Э. Б.,

Донец Ю. Ю.

Конкурентоспособность компании - способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше - с положительной динамикой)

8. Старовойтов М. К., Фомин Б. Ф.

Конкурентоспособность предприятия - эффективность использования его про­изводственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конку­рента)

9. Светуньков С. Г.

Конкурентоспособность - «уровень предприятия» является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рын­ках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инноваци­онная политики

10. Завьялов П. С.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико- функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов

Определения, базирующиеся на товарной составляющей конкурентоспособности

11. Миронов М. Г.

Конкурентоспособность предприятия - способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише

12. Фатхутдинов Р. А.

Конкурентоспособность организации - это ее способность производить конку­рентоспособный товар или услугу

13. Europian management forum

Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, из­готовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента

14. Васильева З. А.

Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) - способность удов­летворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору парамет­ров

15. Дулисова И. Л.

Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потреб­ности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, или конкурентоспособ­ность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка

Определения, сочетающие товар и производственную деятельность субъекта

16. Донцова Л. В.

Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям ана­логичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

17. Рубин Ю. Б.,

Шустов В. В.

Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов

18. Сергеев И. В.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал

19. Фасхиев Х. А.

Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается, как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т. е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналогов и поль­зующиеся более приоритетным спросом у потребителей

20. Ермолов М. О.

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, от­ражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя- конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конк­ретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности