Файл: Управление запасами ( Экономическая сущность и виды запасов предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях рыночной экономики роль отдельного предприятия как самостоятельного субъекта экономической деятельности существенно возрастает. Стремясь к повышению экономической эффективности деятельности многие предприятия в настоящее время должны пересматривать политику производства и сбыта, а также материально-технического обеспечения, организации транспортировки и складирования. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение данных целей является эффективное управление запасами на предприятии. Так как величина запасов с одной стороны определяет возможность предприятия бесперебойно и непрерывно работать, удовлетворять покупательские потребности, но с другой стороны связана со значительными затратами проблема управления запасами с целью обеспечения нормального функционирования предприятия возникает в любой отрасли экономики.

Эта проблема в настоящее время является актуальной для многих российских предприятия. Объясняется это тем, что стремясь к повышению экономической эффективности деятельности многие предприятия пересматривают существующие системы управления запасами, осуществляют реорганизацию бизнеса. От эффективности управления запасами на предприятии зависит величина получаемой им прибыли, а также его финансовое состояние. Поэтому вопросы организационного и методического обеспечения более эффективного управления запасами приобретают для них высокую значимость.

Необходимо отметить, что теоретические основы управления запасами разрабатывались многими российскими и зарубежными учеными и практиками. А последнее время вопросами эффективного управления запасами занимались такие российские ученые, как Б.А. Аникин, О.И. Волков, М.А. Девяткин, А.Л. Гаджинский, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, А.М. Родионов, К.А. Раицкий, В.И. Сергеев, а также такие зарубежные ученые, как Д.Д. Бауэрсокс, Д. Шехтер, Г. Сандер, Дж. Сток и другие. Однако отдельные аспекты данной проблемы разработаны недостаточно, что в совокупности с ее высокой практической значимостью для отдельных предприятий обусловили актуальность темы исследования данной работы.

Объектом исследования, проведенного в данной работе, является акционерное общество «Кореновский сахарный завод», а предметом исследования является система управления запасами на данном предприятии.

Целью данной работы является анализ эффективности управления запасами на предприятии.

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:


1) определить экономическую сущность и провести классификацию запасов предприятия;

2) дать понятие и раскрыть функциональное содержание систем управления запасами;

3) дать сравнительную характеристику моделей управления запасами.

4) оценить экономическую эффективность управления запасами в АО «Кореновский сахарный завод».

Теоретическую основу работы составили результаты исследования российских и зарубежных авторов в области финансового менеджмента, логистики, экономики предприятия, перечень которых представлен в списке литературы. В работах данных авторов рассматриваются экономическая сущность запасов предприятия, исследуется их состав и структура, анализируются современные модели и инструменты управления запасами.

Методологическую основу исследования составили методы вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности, метод анализа коэффициентов, графический метод.

Глава 1. Методологические основы организации управления запасами на предприятии

1.1 Экономическая сущность и виды запасов предприятия

В современных условиях ведения бизнеса, которые характеризуются динамичным развитием внешней среды и усилением конкуренции, стремление к повышению эффективности деятельности определяет содержание и структуру целей многих современных предприятий. Одной из таких целей является повышение эффективности использования внутренних ресурсов за счет их адаптации к внешним условиям функционирования предприятий. Одним из инструментов решения этой задачи является повышение эффективности управления запасами предприятия. Материально-производственные запасы являются составной часть оборотных активов организации.

Наиболее общую формулировку понятия запасы дает своей книге «Логистика» А.М. Гаджинский:  «Запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления»[1]. В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» под запасами понимаются активы предназначенные для продажи при обычной хозяйственной деятельности, числящиеся в незавершенном производстве, предназначенные для потребления в процессе производства и при оказании услуг[2].


В соответствии с этим же положением, запасы предприятия включают в себя:

  1. материалы, предназначенные для использования в процессе производства;
  2. незавершенное производство;
  3. готовую продукцию
  4. товары, в том числе землю и другие материальные активы, закупленные и предназначенные для перепродажи;

малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

По мнению Б.Л. Бродецкого с точки зрения их экономического содержания все запасы целесообразно классифицировть по трем видам[3]:

  1. Производственные запасы;
  2. Незавершенное производство;
  3. Готовая продукция.

К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов: производственные и товарные (рисунок 1).

Материальные

запасы

Производственные

запасы

Товарные запасы

Запасы текущие

Запасы страховые

Запасы сезонные

Рисунок 1. Основные виды материальных запасов

В условиях производства продукции на основе заказа на текущий период времени (месяц, квартал) управление производственными запасами приобретает особую важность, вследствие чего сосредоточимся в данной работе на всестороннем изучении проблем управления производственными запасами.

Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные.

Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

  • отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
  • возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
  • непредвиденного возрастания спроса[4].

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.


Также запасы могут быть классифицированы по времени возникновения (Приложение 1). Из данного приложения видно, что классификация запасов по данному критерию позволяет выделить следующие их виды[5]:

- Максимальный желательный запас, который определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами.

- Гарантийный (страховой, резервный) запас, который предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

- Текущий запас, который соответствует уровню запаса в любой момент времени учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако необходимо выяснить насколько необходимы запасы для предприятия, а также определить модели управления запасами, характерные для современных условий хозяйствования.

1.2 Модели управления запасами

Цель создания запасов на предприятии — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов, сырья, комплектующих и исключение необходимости непрерывных поставок. Механизм решения данной задачи определяется различными моделями управления запасами. На практике разработано много моделей, приемов и стратегий управления запасами. Выбор их зависит от особенностей производства, состава используемых показателей для целей управления, характера взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, организации сбыта готовой продукции, наличия квалифицированных специалистов в области управления, их технической оснащенности и др.

Как отмечает В.А. Галанов решение обобщённой задачи управления запасами определяется следующим образом[6]:

В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени.

В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

Размер и точка заказа обычно определяются из условий минимизации суммарных затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных. Суммарные затраты системы управления запасами выражаются в виде функции их основных компонент следующим образом (рисунок 2):


Суммарные затраты системы управления запасами

Затраты на приобре-тение

Затраты на оформле-ние заказа

Затраты на хранение заказа

Потери от дефицита

Рисунок 2. Основные компоненты системы управления запасами[7]

Затраты на приобретение становятся важным фактором, когда цена единицы продукции зависит от размера заказа, что обычно выражается в виде оптовых скидок в тех случаях, когда цена единицы продукции убывает с возрастанием размера заказа. Затраты на оформление заказа представляют собой постоянные расходы, связанные с его размещением. Таким образом, при удовлетворении спроса в течение заданного периода времени путем размещения более мелких заказов (более часто) затраты возрастают по сравнению со случаем, когда спрос удовлетворяется посредством более крупных заказов (и, следовательно реже). Затраты на хранение запаса, которые представляют собой расходы на содержание запаса на складе (например, процент на инвестированный капитал, затраты на переработку, амортизационные расходы и эксплутационные расходы), обычно возрастают с увеличением уровня запаса. Наконец, потеря дефицита представляют собой расходы, обусловленные отсутствием запаса необходимой продукции. Обычно они связаны с ухудшением репутации поставщика у потребителя и с потенциальными потерями прибыли.

Рисунок 3 иллюстрирует зависимость четырёх компонентов затрат обобщенной модели управления запасами от уровня запаса.

Суммарные затраты

Затраты на хранение

Затраты на оформление заказа

Закупочная цена

Потери, связанные со штрафами

Минимальные затраты

Оптимальный уровень

Уровень запаса

Суммарные годовые затраты

Рисунок 3. Обобщенная модель управления запасами[8]

Оптимальный уровень запаса соответствует минимуму суммарных затрат. Отметим, что модель управления запасами не обязательно должна включать все четыре вида затрат, так как некоторые из них могут быть не значительными, а иногда учёт всех видов затрат чрезмерно усложняет функцию суммарных затрат.

На практике какой – либо компонент затрат можно не учитывать при условии, что он не составляет существенную часть общих затрат. Этот фактор необходимо иметь ввиду при изучении различных моделей.

Рассмотрим некоторые модели управления запасами.