Файл: Правовая культура. Правовой фетишизм. Правовой нигилизм.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и типы правовой культуры
1.1. Понятие и сущность правовой культуры
1.2. Типы, элементы и функции правовой культуры
2. Формирование правовой культуры в Российской Федерации. Правовой нигилизм и правовой фетишизм
2.1.Формирование правовой культуры
2.2. Правовой нигилизм и правовой фетишизм
У каждого государства свой путь к формированию правовой культуры и правовой государственности[39]. Это объясняется многими явлениями, в том числе социальными и историческими факторами развития страны, установленными духовными и нравственными традициями и т.д.
М.Б. Смоленский очень точно определяет развитие российского общества, как развитие правовой культуры: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизм и одновременно нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя, при длительном отсутствии значимых демократических свобод, постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое[40].
Согласиться с М.Б. Смоленским можно и в определении правового нигилизма. Правовой нигилизм исторически присущ русскому народу. Еще Н.А. Бердяев упоминал, что «Русский нигилизм был русским национальным явлением». Но при этом нигилизм нельзя назвать только русским явлением. Он имеет обширное распространение и за рубежом. Ведь, ярким представителем и одновременно родоначальником философской теории нигилизма является Фридрих Ницше. Его учение о праве буквально пронизано нигилизмом, при этом право носит второстепенных характер, признанное лишь обслуживать потребности сверхчеловека, не имея самостоятельной ценности[41].
Правовой нигилизм - это явление социальное, характеризующееся множеством черт и причин. В правовом сознании русского народа прочно укоренилось право как указания государственной власти. Представления о праве формируются как веления «сверху», от «начальства». То, что исходит от властей, то и есть право[42]. Актуальной на сегодня средой для развития правового нигилизма принято считать кризисное направление развития общества в России, экономические проблемы, сепаратизм, напряженность социума, моральную неустойчивость общества. Также, к данным критериям можно отнести некомпетентность чиновников, бюрократию.
Правовой нигилизм имеет в России благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в мире беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти[43].
Сегодня главный источник рассматриваемого зла – кризисное состояние
российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-идеологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес[44].
Практически никем из исследователей не отрицается, что в ментальность российского населения с древнейших времен заложено, что государство осознается россиянами как царь и Бог, как верховный судья и в то же время - как защитник и покровитель, т.е. уже с древних времен в сознании русского народа присутствовал идеал строгой, но справедливой власти[45]. Такое понимание власти приучило население к мысли: жизнь человека зависит не от закона, а от блюстителя власти - будь то царь, партийный вождь, президент, причем это прослеживается на любом уровне всей вертикали власти. Русский человек руководствуется законом, если его готова соблюдать власть. Высшая правовая ментальность русского человека - это справедливость.
Жизненные реалии российской действительности последних десятилетий выявили неверие основной массы населения в возможности права, в непризнание его позитивной роли в обществе. Правовая культура в России характеризуется преимущественно неправовым характером социальных практик и нигилистическим отношением к праву[46].
В основе российского законодательства лежат общепризнанные правовые ценности и принципы, созданные обществом на конкретном этапе его развития, что и образует определенный стандарт правовой культуры. В Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством, ее текст несет в себе большое количество правовой информации (об основах государственного строя, о месте и роли человека и гражданина в государстве и т.п.) и является в определенном смысле эталоном правовой жизни или правовым идеалом[47]. К правовым ценностям, в первую очередь, определяющим правовой идеал, относятся: свобода; равенство как необходимое условие обладания людьми различными благами, без каких-либо различий и изъятий; неотъемлемость, неотчуждаемость прав человека; принадлежность прав человеку с рождения и другие базовые ценности[48].
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане[49]. Его важнейшим принципом является верховенство права, которое означает верховенство закона и выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Также верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам[50].
Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна к романо-германской правовой семье, одним из признаков которой является единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство).
Все существующие теории возникновения права сводятся, главным образом, к тому, что законы возникли с целью упорядочивания отношений между людьми. При этом люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, деятельности суда и других правоприменительных органов, поведению членов общества в сфере действия права). В результате чего право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть не только положительным, но и отрицательным[51].
С точки зрения соответствия закону все поведение людей можно разделить на правомерное и противоправное. Правомерное поведение соответствует требованиям юридических норм, а его антиподом является противоправное поведение, т.е. противоречащее нормам права[52].
С субъективной стороны, противоправное поведение свидетельствует о безразличном отношении лица к общественным нормам, правовым предписаниям государства либо о сознательном и целенаправленном их нарушении, что выражает антисоциальные наклонности субъекта, его психологически отрицательную оценку правил жизни людей, их прав и свобод.
Значительное большинство участников общественных отношений ведет себя правомерно, соблюдая и уважая законы страны. Правомерное поведение является одним из важнейших условий нормального функционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка, т.е. оно всегда удовлетворяет общественные и личные интересы, для чего и устанавливаются правовые предписания[53]. Последствиями правомерного поведения являются формирование и укрепление общественного порядка, режима законности, устойчивости и стабильности правоотношений в обществе, обеспечение законных прав и интересов граждан.
Однако в последнее время у значительной части населения появилось довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться связями с «нужными» людьми и т.д. Сегодня более четко наблюдается ситуация, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают. Сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни конкретного индивида получило название правового нигилизма. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности[54]. Об этом свидетельствует достаточно большой уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего, преступлений.
Отрицательное отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе. Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан. Сущность правового нигилизма заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, закону, нормативному порядку. Правовой нигилизм является своеобразным отношением неправового сознания к праву вообще. То есть для сознания, в содержании которого отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует[55].
Среди основных причин правового нигилизма следует выделить следующие:
— подрыв доверия народа к законодателю и низкое качество самих законов. Бурные темпы правотворческой деятельности, многочисленные наслоения актов и противоречия в правовом регулировании одних и тех же вопросов создают путаницу, близкую к неразберихе[56]. Кроме этого, большинство законов имеют декларативный характер. К примеру, принятая антикоррупционная законодательная база не стала действенным средством борьбы с коррупцией. Многие антикоррупционные меры, предусмотренные различными документами, не реализованы, а выполненные мероприятия практического эффекта не дали. Французский писатель Вольтер писал, что «законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Однако большое количество принимаемых законов не обеспечивает повышения уровня защищенности граждан;
- нарушение конституционно закрепленного права граждан участвовать в управлении делами государства. Отсутствие возможности у большей части населения влиять на процесс принятия законов и государственных решений создает атмосферу отчужденности между властью и гражданами и стимулирует негативное отношение людей к законам. Зачастую власть дает разъяснения, почему и как было принято решение, но это делается уже после его принятия[57]. Человек осознает, что власть не только не прислушивается к его мнению, но и умаляет, а иногда прямо нарушает его права[58]. К примеру, Регламент Государственной Думы предусматривает возможность всенародного обсуждения законопроектов. Однако ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приняты без всенародного обсуждения, хотя в период их принятия в Государственную Думу поступали сотни тысяч обращений, в которых граждане требовали отклонить эти законопроекты, организовать их всенародное обсуждение. Несмотря на общественные протесты, эти законы были приняты;
- нарушения наиважнейших прав человека, а также нарушение принципа равенства перед законом, что подрывает веру в закон и способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права вызывает раздражение, недовольство, протест[59];
— правовое невежество, слабая информированность о законах. Правовая безграмотность в России - это не просто негативное явление, это вековая традиция. Основой правосознания наших западных соседей является формула: «пусть восторжествует правосудие, даже если погибнет мир». У русского народа на эту тему есть целый набор своих мудростей - «закон что дышло - куда повернешь, то и вышло», «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения». Пользуясь правовой безграмотностью большинства населения, многие юридические и физические лица (в том числе и органы государственной власти) злоупотребляют своими правами (полномочиями) либо не в полной мере выполняют свои должностные (профессиональные) функции, что приводит к повсеместному нарушению прав граждан и неверию в силу закона[60].
Эти и многие другие причины формируют отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, законам. «Закон суров, но это закон!» - так говорили в древности римляне, которые всегда верили в торжество и верховенство закона и неукоснительно следовали этому достаточно простому, но в то же время справедливому и основополагающему принципу. Хотелось бы верить, что это древнее изречение вернет свою актуальность, потому что в непростое для нашей страны время очень нужно, чтобы во главе всего стоял закон, защищающий интересы общества и государства от любых преступных посягательств[61]. При этом искоренение правового нигилизма и правовой безграмотности должно стать фактором формирования положительного отношения к закону.