Файл: Правовая культура. Правовой фетишизм. Правовой нигилизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлены на формирование правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Развитие страны в качестве современного цивилизованного государства способствует развивающаяся правовая культура.

Указанная тема весьма актуальна, поскольку именно правовая культура общества имеет влияние на происходящие в государстве изменения. Обосновывается ключевая роль правовой культуры в модернизации современного российского общества.

В условиях глобализации российская правовая культура испытывает влияние различных национальных правовых культур. Российская Федерация на современном этапе ее развития должна использовать достижения мировой юридической мысли, но при этом обя­зана сохранить самобытность собственной правовой культуры.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

В современной публицисти­ческой и научной ли­тературе существуют различные оценоч­ные мнения о право­вой культуре совре­менного российского общества, при этом чаще всего состояние российской правовой культуры научным сообществом оценивает­ся критически.

Деформация правосознания такое же исторически далекое явление, как и правосознание, и само право. Анализ истории нашего государства позволяет сделать вывод о том, что, деформация правосознания была в нашем государстве на протяжении всей его истории, потому что вместе с российским правом развивалась и система наказаний, если есть наказания, значит, есть и деформация. По мере развития государства, появлялись новые формы деформации правового сознания.

Правовой фетишизм является своего рода преувеличением роли права, видение в нем сверх силы, способной беспрекословно регулировать все сферы жизни общества. Правовой нигилизм - одна из форм деформации правосознания, выраженная в осознанном игнорировании норм права, его отрицания как социального института и регулятора. Правовой нигилизм и правовой фетишизм актуальны для современного российского общества. Еще большей проблемой современного общества является множественность одновременно присутствующих форм деформации правового сознания.


Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Цель работы – исследование правовой культуры, правового нигилизма и правового фетишизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие и сущность правовой культуры;

2.Охарактеризовать типы, элементы и функции правовой культуры;

3.Исследовать формирование правовой культуры

4.Проанализировать правовой нигилизм;

5.Рассмотреть правовой фетишизм.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, обуславливающие сущностные особенности правовой культуры, правового нигилизма и правового фетишизма.

Предметом исследования являются понятие и виды правовой культуры, особенности правового нигилизма и правового фетишизма.

Теоретические основы темы курсовой работы представлены в исследованиях О.В. Адаевой, А.С. Автономова, А.А. Белицкого, А.С. Москалевой, Е.Ф. Усмановой и других.

В структуре курсовой работы выделяются следующие элементы: введение, основная часть из двух глав, заключение и список использованной литературы.

В первой главе курсовой работы рассмотрены сущность, понятие, типы, элементы и функции правовой культуры.

Во второй главе курсовой работы изучены формирование правовой культуры в Российской Федерации, правовой нигилизм и правовой фетишизм.

1.Понятие и типы правовой культуры

1.1. Понятие и сущность правовой культуры

Под культурой в целом понимают выработанную тысячелетиями систему ценностей, ориентиров и форму их выражения, которые являются обязательными для соблюдения. Данное понятие берет свое начало с латинского слова «cultura», что означает «воспитание», «образование», «развитие». Культура - понятие собирательное, имеющее множество сторон и разновидностей[1].

Правовая культура - один из видов общей культуры, который выражает взаимоотношения субъектов общественной жизни с правом, законами и другими юридическими категориями. Согласно А. В. Петрову, «под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»[2].


Правовая культура – это часть общей культуры, отражающая деятельность человека не только в правовой сфере, но и за ее пределами связанная с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами[3].

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности[4].

М.Ю. Осипов раскрывая понятие правовая культура, дает следующее определение: «правовая культура – это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии»[5]. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия[6].

Правовую культуру можно обозначить как качественную ха­рактеристику правовой жизни социума. Она фиксируется в исторических пра­вовых памятниках, а также в современном существующем законодательстве. По мнению В.Е. Толпыкина: «Правовая культура выступает следствием и пока­зателем зрелости правовой системы общества. Свое проявление она находит как на уровне общества в целом, так и применительно к отдельным сферам об­щественной жизни, конкретным видам социальной деятельности (производ­ственной, управленческой, образовательной, культурно- воспитательной и т.д.)»[7].

В настоящее время в юридической литературе встречаются различные интерпретации данного определения. Но все правоведы сходятся и соглашаются друг с другом в одном: правовая культура - качество правовой жизни общества, а также знание, понимание и, обязательно, соблюдение норм права каждым отдельным членом общества.


Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим, правовым и социальным государством, а это в свою очередь предполагает наличие у граждан определенного уровня правосознания - совокупности представлений, чувств и взглядов, которые связаны с системой права нашего государства[8]. А правовая культура и есть реализованное в повседневной практике и деятельности людей правосознание.

Правовая культура человека начинает зарождаться сначала родителями в семье, затем преподавателями в учебных заведениях. Особенно важно объяснить человеку на подсознательном уровне, что реализация предоставленных ему государством прав и свобод напрямую зависит от того, будет ли он принимать и соблюдать законодательство[9].

Развитие правосознания гражданина и общества способствует преодолению отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, т.е., всего того, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство[10].

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом являются основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Правовая культура отражается в деятельности человека не только в правовой сфере, но и далеко за её пределами, если она связана, так или иначе, с применением норм права и правовых знаний. Последние сегодня особенно необходимы многим наукам и дисциплинам как гуманитарного, так и технического профиля, ведь человеку любой профессии приходится взаимодействовать с юридическими нормами.

Первенствующую роль правовая культура имеет в применении всемирно известного либерально- демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Но эта модель поведения эффективна лишь в том случае, если человек обладает определенным и необходимым уровнем правовой и нравственной культуры. Если же этот уровень не достигнут, то вполне вероятно, что индивид легко может встать на путь злоупотребления данным принципом[11].

Главную роль в формировании правовой культуры занимает само государство. Ведь воспитание личности с высокой гражданской позицией, личности, которая будет уважать законы и активно участвовать в жизни страны - первоочередная задача государства. Эти качества представляют собой важные стороны сущности правовой культуры, развитие которой позволит говорить нам о построении правового государства.


Правовая культура общества проявляется в культуре отдельно взятого индивида, которая характеризуется уважением к нормам права, достаточным информированием о праве, пониманием и следованием праву[12]. Роль правовой культуры в структуре социальных отношений определяет­ся тем, что с помощью нее устанавливаются определенные границы свобод субъектов права, т.к. свобода не может существовать без различных ограниче­ний[13].

Правовая культура подразумевает углубленное знание гражданами и должностными лицами норм права, а также предполагает наличие умений и навыков в пользовании законами и применении их в практическом смысле, неотъемлемой частью является авторитет права, признания его как ценности социальной и нравственной для нормального функционирования общества.

Правовая культура необходима обществу для укрепления норм законности и социальной справедливости, а также для создания такой системы нравственно­сти, при которой человек может спокойно жить и существовать в обществе, а также плодотворно трудиться. Здесь немаловажную роль играет главенство и качество закона.

По мнению российского ученого И.А. Ильина «свобода каж­дого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается сво­бода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе»[14].

Оптимальный уровень правовой культуры подразумевает под собой, что права и обязанности субъектов права основываются на двух основных принципах: разрешено все, что не запрещено законом (для граждан) и запреще­но все, что не разрешено законом (для государственных органов).

1.2. Типы, элементы и функции правовой культуры

Типы правовой культуры:

- индивидуальная – выполненный объем знаний правовых норм (большинство людей принимают правовые знания из окружающей среды или личного опыта), а также уважение к закону;

- правовая культура профессиональной группы. Она подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры;

- социально-правовой культуры общества, частью созданных духовных ценностей[15].

Понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях: