Файл: Правовая культура. Правовой фетишизм. Правовой нигилизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- правовая культура общества

- правовая культура личности[16].

В научной литературе часто можно встретить третий вид правовой культуры – это правовая культура социальной группы, которая характеризуется уровнем правосознания в группе общества и на уровне фактического выполнения требований действующего законодательства[17].

Однако, поскольку характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, обратить внимание на правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении отдельных социальных групп, а не правовой культуры как таковой[18].

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов – уровень правосознания и правовой активности граждан.

Уровень правового сознания выражается в степени развития знания, понимания прав граждан, должностных лиц сосредоточиться на запрещении использования права на исполнение обязанностей.

Каждый человек должен понимать, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать, что значит уметь интерпретировать отдельные положения закона, разъяснения целей определения сферы деятельности; уметь на практике правовые знания закона для защиты прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.[19]

А.Ю. Вандин при рассмотрении понятия «правовая культура разбивает ее на несколько элементов:

1. Правовые источники (письменные источники права, мифология, обычаи, религиозные традиции);

2. Правовая деятельность индивидуумов, общественных групп, правовых институтов общества в целом, направленная на правовое воспитание, обучение, образование, т. е. трансляцию правовой культуры»[20].

Правовая культура включает в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов - законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения[21].

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

- знание и понимание права;

- отношение человека к праву, т.е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и законных человеческого поведения;


- уровень правового поведения юридически значимого поведения, которое может происходить в присутствии навыками эффективного использования юридических ресурсов для реализации субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

- юридическая психология;

- правовая идеология[22].

В связи с этим М.Ю. Осипов, выделяет ряд функции правовой культуры:

1. Отражательная функция (отражает правовую действительность);

2. Функция моделирования (определяет поведение субъектов права, предлагая определенные модели поведения);

3. Селективная (выбирает те или иные правовые нормы);

4. Генетическая (создает правовую реальность)[23];

5. Регуляторная (подчиненное поведение и деятельность субъектов права не только правовым стандартам, но и правовым ценностям, идеалам и стереотипам);

6. Функция правовой идентификации (определяет тип правовой системы и не позволяет ей превращаться в другой тип);

7. Функция правовой социализации (способствует развитию социальной и правовой черты личности)»[24]. Данные функции оказывают непосредственное значение на правовую культуру.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры.

Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности.

2. Формирование правовой культуры в Российской Федерации. Правовой нигилизм и правовой фетишизм

2.1.Формирование правовой культуры

Формирование правовой культуры – это не отдельный процесс, развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Их общая цель – создание правового и нравственного климат в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности, а также связь ответственность перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, достоинство, то есть ориентирован на человека, стоящего в центре экономических, социальных, политических и культурных процессов[25].


Правовая культура строится на основе обычаев и традиций, которые передаются в устной и письменной форме из поколения в поколение многие тысячелетия, которые сохраняли и обеспечивали жизнеспособность данного рода, племени, народа, общества, устанавливали взаимоотношения членов общества, в роду, в семье, в племени, обеспечивали подчинение власти, обладали общественно принятыми и общеобязательными категориями преступления. Помимо этого, правовая культура строится на основе правотворческих и правоприменительных органах, а также на культуре субъектов права[26].

Нельзя не сказать, что правовая культура сформировалась так же на основе такого переосмысления культурных продуктов, таких как ценности, идеи, правила[27]. В каждой группе людей, сообществе сначала формируются общепринятые идеи, которые составляют основу общей культуры, основанные на желании защитить свою семью, страну, стремление к справедливости, сострадания, уважения к старшим. Затем, на основе соблюдения ценностных приоритетов возникает шаблон установленных правил и формируются запреты. Набор ценностно-приоритетных формул и моделей поведения в их развитие в соответствии с изменяющимися условиями среды обитания привели к выбору определенной категории жизнеспособности, формирования и развития новых идей[28]. Эти точки зрения способствуют формированию идеологических составляющих жизни, предупреждению возникающих новых культурных явлений, проектированию и развитию идей общественной жизни, в том числе идеи по формированию правовой культуры, которая базируется на общечеловеческих ценностях, таких, как справедливость, честь, достоинство, милосердие, защита слабых и невинных[29].

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле - это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества[30]. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет право свободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей. Следует отметить, что изменяющееся содержание всех сторон жизни и деятельности нашего общества отразилось, безусловно, и на состоянии правовых явлений и отношений.


Так, значительно возрос количественный и качественный показатель правонарушений и иных форм поведения, отклоняющихся от общепринятых правил поведения и социальных норм. В целом возросли масштабы противоправных деяний и иных форм отклоняющегося поведения[31].

В этой связи, назрела необходимость повысить уровень правовой культуры личности молодого человека, находящегося в завершающей стадии первичной социализации и в начальной стадии вторичной социализации. Конечно, нельзя утверждать, что в СССР права человека исключительно попирались. Нельзя соглашаться с определением «империя зла», но и нельзя оправдывать нарушения прав человека в СССР. В 1990-е гг. распался СССР, и наша страна вновь прошла через тяжелейшие испытания. Существовавшие законы не действовали, государство находилось на грани крушения, в такой ситуации было не до обеспечения верховенства права[32].

Правовая культура общества, если и существовала ранее, то в тот конкретный исторический период была полностью уничтожена.

Все вкратце описанные этапы истории наложили отпечаток на правовую культуру общества и личности в России: население не доверяет власти, закону, в чём, состоит важнейшая преграда становлению правовой культуры в России[33].

В настоящее время существует множество проблем в процессе формирования правовой культуры. Часто мы можем наблюдать безразличие и скептическое отношение к законодательству или недоверие и часто полное отрицание его ценности. С чем же связано подобное отношение?

Одной из самых важных проблем складывания правовой культуры в обществе является недоступность и неизвестность правовых норм гражданам. Это проявляется, в первую очередь, в том, что люди, не имеющие юридического образования, не знают и не ознакомлены в полной мере со своими правами и обязанностями, и, как следствие, не способны распознать их нарушение и требовать защиты. Только знание закона, умение ориентироваться в нем поможет не только личности, но и государству встать на путь правового развития[34].

Следующая не менее важная проблема на пути становления правовой культуры - это нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности. В глазах народа право утрачивает свою силу и авторитет потому, что бытует концепция, что законы лишь формальны и не соблюдаются непосредственно властными структурами. Как следствие, отсюда вытекает правовой нигилизм[35].


Но всегда нужно учитывать тот факт, что формирование позитивного отношения к праву и наличие высокой правовой культуры у граждан в большей степени зависит от наличия этой самой правовой культуры у должностных лиц, а именно у сотрудников правоохранительных органов и служащих государственных учреждений различных уровней[36].

Конечно, если говорить о путях преодоления кризиса в развитии правовой культуры необходимо упомянуть и о борьбе с коррупцией. Об этом распространенном явлении существует множество дискуссий и, по общему мнению, для того, чтобы её искоренить требуется зарубежный опыт и разработанные российскими учеными-правоведами меры. Все проекты нормативно-правовых актов должны выноситься на всенародное обсуждение и утверждаться совместно с органами законодательной власти. Возможно, данная мера и представляет собой идеализированную модель поведения, но она во многом способствовала бы принятию эффективных законов, которые облегчили бы во многом жизнь населения. В таком случае, граждане смогли бы принимать непосредственное участие в законотворческом процессе, изучали нормативно-правовые акты и, соответственно, повышали уровень своей правовой культуры.

Для формирования правовой культуры необходима прочная и тесная взаимосвязь между государством и человеком. Ведь вторые должны ощущать свою значимость в жизни страны, своё центральное место. Открытое и эффективное взаимодействие призвано создать крепкую основу для реализации конституционных прав и свобод граждан[37]. В ходе реализации государственной политики необходимо максимально снять препятствия, сделать «прозрачным» диалог между государственной властью, ее структурами, должностными лицами, негосударственными органами и организациями с одной стороны и гражданином с другой[38].

Подытожив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан правовых знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, борьбе с преступностью. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством.