Файл: Правовая культура. Правовой фетишизм. Правовой нигилизм.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и типы правовой культуры
1.1. Понятие и сущность правовой культуры
1.2. Типы, элементы и функции правовой культуры
2. Формирование правовой культуры в Российской Федерации. Правовой нигилизм и правовой фетишизм
2.1.Формирование правовой культуры
Необходимость преодоления правого нигилизма и восстановления силы права, а не права силы - реализуется в нашей стране пока с большим трудом. Это и не может быть иначе, т.к. правовая культура обладает большой инерцией и меняется крайне медленно. В подавлении правового нигилизма главную роль играет правовая культура общества и отдельной личности. Правовая культура тесно взаимосвязана с моралью и нравственной культурой. Одним из важнейших стабилизаторов общества является правовое воспитание, которое должно быть системным и постоянным. Оно должно быть направлено на решение нескольких основных задач и проблем: искоренение правовой безграмотности; всеобщее системное правовое обучение граждан (в том числе и должностных лиц); привитие каждому человеку как правовому индивиду потребности в использовании правовых знаний и навыков в личной и социальной жизни; формирование уважительного отношения к Конституции и законодательству; ответственный и индивидуальный подход к правовому обучению различных групп, а также раннее начало данного процесса[62].
2.3.Правовой фетишизм
Правовой фетишизм – это форма деформации правосознания, в которой праву придаются сакральные свойства, формируется идея безусловного авторитета, абсолютной истинности, святости, высшей справедливости и непогрешимости права. Оно превращается из социального регулятора в объект почитания, превозношения, своеобразного обожествления, в идеальный (нематериальный) идол[63].
Этот идол требует слепого поклонения, фанатичной преданности, служения всей своей жизнью, жертв в виде отказа от разностороннего развития личности, семейного благополучия, дружеского общения и т.д. В итоге он ведет к борьбе с инакомыслием, стремится поработить себе все естество человека и через него распространиться на других людей.
Правовой фетишизм является крайней формой правового идеализма, когда утрачиваются все адекватно воспринимаемые правовые идеи, происходит вырождение правового начала, выхолащивание правовой сущности и облечение в правовую форму неправовых феноменов[64].
Отдельные свойства правового фетишизма на современном этапе проявляются, в частности, в гипертрофировании, абсолютизации идей демократии, гуманизма, концепции прав человека, под эгидой защиты которых грубо нарушается государственный суверенитет, проводятся насильственные, боевые действия в отношении целых народов, разрушаются государства, подрываются культурно-нравственные устои общества, уничтожаются объекты мирового культурного наследия.
Таким образом, идеи гуманизма и прав человека убивают человека.
Правовой фетишизм, как любое идолопоклонство, ведет к перерождению системы ценностей человечества.
Антиценности не просто ведут борьбу с ценностями, они занимают место последних, присваивают себе их положительные качества, наделяют их своими негативными признаками и, как следствие, стремятся их уничтожить либо заключить (локализовать) в некое «гетто», духовную резервацию[65].
Фетишизм приводит к «законодательной гонке», существенно снижающей качество принимаемых законов, а также к неоправданному желанию изменить действующую Конституцию, хотя на нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться в полном объёме реализовать заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные её статьи[66].
Представители правового фетишизма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действий[67].
Пути преодоления правового фетишизма:
- повышение уровня общей и правовой культуры, правосознания
- предупреждение правонарушений, в первую очередь – преступности
- совершенствование законодательства
- массовое правовое просвещение
- правовое воспитание
- правовое воспитание
- укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины
- уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод
- подготовка высококвалифицированных кадров юристов
- правовая реформа[68].
На сегодняшний день проблема повышения правовой культуры и проблема правового нигилизма возведена в ранг государственной проблемы. В связи с этим Д.А. Медведев утверждает: «Россия - страна правового нигилизма, таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна. Борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу»[69].
На данный момент остро стоит задача формирования правовой культуры личности, а также повышения правового сознания в социуме. Требования к обновленной правовой культуре состоят, главным образом, в повышенной компетенции участников права, то есть явным должно быть стремление самих граждан к познанию правовой структуры общества, его законодательства; а также формированию правильного правового поведения, которое ориентировано на ответственное следование нормам права, поддержке демократизма в реализации правового поведения[70]. Но правовая идеология и правовые нормы в рамках развития правовой культуры в России, могут ухудшать ситуацию. Поскольку, насилие, ущемление естественных прав человека и т.д. приводят к правовому нигилизму и криминализации личности и даже общества в целом.
Таким образом, принятие современного, прогрессивного законодательства может привести к стабилизации правовой культуры в России.
Следовательно, продвигающееся в России правовое развитие не просто носит ценный характер, а очень важный в формировании правовой культуры.
Таким образом, можно утверждать, что на данном этапе в современном обществе проходит период трансформации правовой культуры, происходит переосмысление самой ситуации отношений государства и личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
На данный момент в правовой науке отсутствует единый подход к пониманию сущности правовой культуры и ее структуры. Кроме того, нет разработанных подходов к пониманию в чем же причина возникновения правового нигилизма, его элементов, путей преодоления и профилактики. В литературе философии права можно встретить разные определения правовой культуры.
Среди правовых институтов правовая культура представляет собой одно из самых разносторонних явлений, она составляет внутреннюю сторону структуры общества, помогает регулировать поведение отдельных индивидов, ссылаясь на исторические особенности тех или иных этносов, а также предопределяет социальную стабильность в обществе.
Правовая культура, представляет собой один из важнейших аспектов общенациональной или даже общечеловеческой культуры, которая воплощается в самом праве и практике юристов, также является неотъемлемой частью гражданского общества и правового государства.
Правовая культура является основным и главнейшим показателем развития общества и формируется как необходимость существования правовой стороны общества. Она оказывает непосредственное влияние на всю систему правоотношений, правопорядок, на правовой менталитет народа и различных общественно-социальных групп. Следовательно, интегрированные качества правовой культуры не ограничиваются ролью нормативного ориентира. Ее целью является активное вторжение в социальную среду, воздействие на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого типа правового поведения.
Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.
Правовая культура в России находится на стадии формирования, встречая, к тому же, ряд непростых проблем и противоречий. Важно не забывать, что формирование правовой культуры – многосторонний процесс и все его субъекты - государство, общество и личность - должны быть заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание. складывания полноценной правовой культуры.
В Российской Федерации сложилась такая ситуация, при которой меры, предложенные государством в области повышения уровня правовой культуры, сводятся лишь к информированию, правовому просвещению и юридическому образованию, что подразумевает передачу юридических знаний независимо от тех ценностей, которые развиты у личности, ее духовности. Правовая грамотность сама по себе, а также наличие знаний в области юриспруденции не могут даже в совокупности гарантировать правопорядок. Усилия государства, семьи и всего общества должны быть направлены не на усвоение юридических знаний с самого детства, а на привитие духовных ценностей личности, которые могут стать стержнем для нравственного и правопослушного поведения.
Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния, несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.
Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Правовой нигилизм – это в целом скептически-отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений, а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости (правовой негативизм).
Правовой фетишизм – это другая крайность в реальном состоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением, что достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.
Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и других издержек состояния правосознания связано с длительной и кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.
Для преодоления явлений деформации правосознания необходимо усовершенствовать процесс правового воспитания граждан, начиная с самого юного возраста путем агитаций, проведений мероприятий, меняющих представление об органах власти, так как главной причиной неуважения, а значит несоблюдения закона, является неуважительное отношение к государству в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Автономов, А.С. Структурный анализ правовой культуры / А.С. Автономов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. - № 2 (57). - С. 5-9.
- Адаева, О.В., Забаев, Д.С. Понятие и задачи правовой культуры общества / О.В. Адаева, Д.С. Забаев // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 181-183.
- Белицкий, А.А. Значение правовой культуры и правосознания в современном российском обществе / А.А. Белицкий // В сборнике: Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи материалы международной научной студенческой конференции. - 2016. - С. 29-33.
- Вандин, А.Ю. Правовая культура и правовой нигилизм в современном российском обществе (на примере Владимирской области) /А. Ю.Вандин // Вестник Владимирского юридического института. - 2013. - № 4 (29). – С. 154-158.
- Витман В.Н. Правовая культура: понятие, функции и виды // Modern Science. - 2019. - № 4-2. - С. 214-217.
- Гадисов, С.Р. Правовая культура российского общества в условиях глобализации / С.Р. Гадисов // Правовая культура. - 2016. - № 2 (25). - С. 107-111.
- Дзанагова, М.К., Бетеева, М.М. Правовая культура общества. Формирование и проблемы / М.К. Дзанагова, М.М. Бетеева // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 36 (78). - С. 69-71.
- Евсеев, А.В., Лядов А.О., Петров И.В. Теория государства и права / А.В. Евсеев, А.О. Лядов, И.В. Петров. - СПб., 2014. - 200 с.
- Иванова М.П., Сафронов В.В. Правовая культура // Молодёжь Сибири - науке России: материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 119-120.
- Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) / И.А. Ильин // Правоведение. - 1992. - № 3. - С.96-98.
- Корчагина, И.М., Завьялова, Г.И. Правовая культура и правовой нигилизм в современном российском обществе (на примере Оренбургской области) / И.М. Корчагина, Г.И. Завьялова// Современные тенденции развития науки и производства IV Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах. - 2016. - С. 43-48.
- Лагун Д.А. Кризис и деформация правосознания // http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/121048/1/22-37.pdf
- Лебедева, А.А. Правовая культура в современном обществе / А.А. Лебедева // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 53-55.
- Левен, Ю.С. К вопросу о правовой культуре в современном российском обществе / Ю.С. Левен // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) Материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей. - 2016. - С. 260-262.
- Мавриди, К.Н., Арутюнов, Э.К., Калинько, А.В. Правовая культура в системе социального регулирования общества / К.Н. Мавриди, Э.К. Арутюнов, А.В. Калинько // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 121-123.
- Мельников, В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества / В.Ю. Мельников // Культура: управление, экономика, право. - 2016. - № 3. - С. 18-26.
- Москалева, А.С. Тенденции развития правовой культуры современного общества в Российской Федерации / А.С. Москалев // Перспективы развития научных исследований: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2016. - С. 103-107.
- Назарова, М.Г. Причины деформации правовой культуры и правосознания / М.Г. Назарова // Социальные отношения. - 2016. - № 3 (18).- С. 64-70.
- Низаева, Ю.М. Правовая культура в современном обществе / Ю.М. Низаева // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 190-191.
- Осипов, М. Ю. Правовая культура и механизм ее формирования / М. Ю. Осипов // Журнал российская права, 2012. - № 1 (181). – С.75-81.
- Павленко, Е.М. Влияние деформаций правого сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека / Е.М. Павленко // Российское государствоведение. - 2016. - № 2. - С. 15-27.
- Петелина, И.В. Правовое государство и правовая культура российского общества / И.В. Петелина // Правосознание современного общества: правовой, исторический, социальный и философский аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 140-146.
- Петров, А.В., Баукен, А.А. Теория государства и права / А.В. Петров, А.А. Баукен. - Челябинск: ЮУрГУ, 2014. - 238 с.
- Петрова Я.Л. Основные направления преодоления юридического фетишизма и индифферентности // Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики. - 2014. - № 1 (4). - С. 23-27.
- Романова, Е.Е. Правовая культура современного российского общества / Е.Е. Романова // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - № 1 (19). - С. 84-87.
- Рудых С.А. Виды дефектов правосознания / С.А. Рудых // Интеграция теории, методологии и практики в современных науках и образовании: материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 226-231.
- Самотесов, А.В. Правовой фетишизм как один из видов деформации правового сознания / А.В. Самотесов // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: сб. научных трудов по материалам II-ой Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 197-198.
- Склифус, С.В. Правосознание и правовая культура российского общества в условиях становления и развития демократического государства / С.Ф. Склифус // Транспорт: наука, образование, производство: международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 224-226.
- Смоленский, М.Б. Правовая культура и ее роль в развитии гражданского общества в России как фактор укрепления национальной безопасности / М.Б. Смоленский // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2004. - № 2. - С. 14-16.
- Сокольская, Л.В. Правовая культура общества как целостная многоуровневая система / Л.В. Сокольская // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 12 (73). - С. 13-24.
- Теория государства и права / под ред. М.И. Астахова. – М., 2016.
- Толпыкин, В.Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права / В.Е. Толпыкин // Философия права. - 2009. - № 4. - С. 35-37.
- Усманова, Е.Ф. Задачи правовой культуры и ее роль в правотворческой и правоприменительной деятельности / Е.Ф. Усманова // Мир науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 12.
- Усманова, Е.Ф. Коммуникативная функция правовой культуры / Е.Ф. Усманова // Российский юридический журнал. - 2015. - № 5 (104). - С. 9-14.
- Усманова, Е.Ф. Правовая культура российского общества в современных условиях / Е.Ф. Усманова // Мир науки и образования. - 2016. - № 3 (7). - С. 16.
- Фадина, Е.Ю. Формирование правовой культуры общества / Е.Ю. Фадина // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 317-319.
- Фалюшина, К.А. Состояние правовой культуры российского общества / К.А. Фалюшина // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 196-200.
- Цветков П.Ю., Шведчиков П.Г. Деформация правового сознания как негативное явление в современном российском обществе // EurasiaScience Сборник статей. - 2017. - С. 203-204.
- Шарова, М.Д. Правовая культура современного российского общества М.Д. Шарова // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2017. - № 1. - С. 317-321.
- Щеглов, А.В., Сандул, Я.В. Правовая культура и правовое сознание как важные составляющие безопасности современного российского общества / А.В. Щеглов, Я.В. Сандул // Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 4. - С. 357-362.
- Якушева, И.П. Правовой нигилизм как форма деформации правового сознания в России / И.П. Якушева // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 225-227.