Файл: Правовая культура. Правовой фетишизм. Правовой нигилизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Правовой нигилизм и правовой фетишизм

У каждого государства свой путь к формированию правовой культуры и правовой государственности[39]. Это объясняется многими явлениями, в том числе социальными и историческими факторами развития страны, установленными духовными и нравственными традициями и т.д.

М.Б. Смоленский очень точно определяет развитие российского обще­ства, как развитие правовой культуры: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизм и одновременно нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в добро­го, справедливого лидера, вождя, при длительном отсутствии значимых демо­кратических свобод, постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое[40].

Согласиться с М.Б. Смоленским можно и в определении правового нигилизма. Правовой нигилизм исторически присущ русскому народу. Еще Н.А. Бердяев упоминал, что «Русский нигилизм был русским национальным явлением». Но при этом нигилизм нельзя назвать только русским явлением. Он имеет обширное распространение и за рубежом. Ведь, ярким представителем и одновременно родоначальником философской теории нигилизма является Фридрих Ницше. Его учение о праве буквально пронизано нигилизмом, при этом право носит второстепенных характер, при­знанное лишь обслуживать потребности сверхчеловека, не имея самостоятель­ной ценности[41].

Правовой нигилизм - это явление социальное, характеризующееся мно­жеством черт и причин. В правовом сознании русского народа прочно укорени­лось право как указания государственной власти. Представления о праве фор­мируются как веления «сверху», от «начальства». То, что исходит от властей, то и есть право[42]. Актуальной на сегодня средой для развития правового ниги­лизма принято считать кризисное направление развития общества в России, экономические проблемы, сепаратизм, напряженность социума, моральную не­устойчивость общества. Также, к данным критериям можно отнести некомпе­тентность чиновников, бюрократию.

Правовой нигилизм имеет в России благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в мире беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти[43].


Сегодня главный источник рассматриваемого зла – кризисное состояние
российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-идеологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес[44].

Практически никем из исследователей не отрицается, что в ментальность российс­кого населения с древнейших времен зало­жено, что государство осознается россияна­ми как царь и Бог, как верховный судья и в то же время - как защитник и покровитель, т.е. уже с древних времен в сознании рус­ского народа присутствовал идеал строгой, но справедливой власти[45]. Такое понимание власти приучило население к мысли: жизнь человека зависит не от закона, а от блюстите­ля власти - будь то царь, партийный вождь, президент, причем это прослеживается на любом уровне всей вертикали власти. Рус­ский человек руководствуется законом, если его готова соблюдать власть. Высшая пра­вовая ментальность русского человека - это справедливость.

Жизненные реалии российской дейс­твительности последних десятилетий вы­явили неверие основной массы населения в возможности права, в непризнание его по­зитивной роли в обществе. Правовая культура в Рос­сии характеризуется преимущественно не­правовым характером социальных практик и нигилистическим отношением к праву[46].

В основе российского законодательства лежат общепризнанные правовые ценности и принципы, созданные обществом на конк­ретном этапе его развития, что и образует оп­ределенный стандарт правовой культуры. В Конституции РФ Россия провозглашена пра­вовым государством, ее текст несет в себе большое количество правовой информации (об основах государственного строя, о месте и роли человека и гражданина в государс­тве и т.п.) и является в определенном смыс­ле эталоном правовой жизни или правовым идеалом[47]. К правовым ценностям, в первую очередь, определяющим правовой идеал, от­носятся: свобода; равенство как необходимое условие обладания людьми различными бла­гами, без каких-либо различий и изъятий; неотъемлемость, неотчуждаемость прав че­ловека; принадлежность прав человеку с рождения и другие базовые ценности[48].


Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничива­ет себя действующими в нем правовыми нор­мами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, долж­ностные лица, общественные объединения и граждане[49]. Его важнейшим принципом являет­ся верховенство права, которое означает вер­ховенство закона и выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие обще­ственные отношения регулируются законами. Также верховенство закона означает утверж­дение его господства, т.е. такого положения за­кона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам[50].

Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна к романо-германской правовой семье, од­ним из признаков которой является единая иерархически построенная система источни­ков писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (зако­нодательство).

Все существующие теории возникно­вения права сводятся, главным образом, к тому, что законы возникли с целью упоря­дочивания отношений между людьми. При этом люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывает­ся правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, деятельности суда и других правоприменительных органов, поведению членов общества в сфере действия права). В результате чего право как социальное явле­ние вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть не только поло­жительным, но и отрицательным[51].

С точки зрения соответствия закону все поведение людей можно разделить на пра­вомерное и противоправное. Правомерное поведение соответствует требованиям юри­дических норм, а его антиподом является противоправное поведение, т.е. противоре­чащее нормам права[52].

С субъективной стороны, противоправ­ное поведение свидетельствует о безразлич­ном отношении лица к общественным нор­мам, правовым предписаниям государства либо о сознательном и целенаправленном их нарушении, что выражает антисоциальные наклонности субъекта, его психологически отрицательную оценку правил жизни людей, их прав и свобод.

Значительное большинство участников общественных отношений ведет себя пра­вомерно, соблюдая и уважая законы стра­ны. Правомерное поведение является одним из важнейших условий нормального фун­кционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка, т.е. оно всегда удовлетворяет общественные и личные интересы, для чего и устанавли­ваются правовые предписания[53]. Последс­твиями правомерного поведения являются формирование и укрепление общественного порядка, режима законности, устойчивости и стабильности правоотношений в обществе, обеспечение законных прав и интересов граждан.


Однако в последнее время у значительной части населения появилось довольно распро­страненное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться связями с «нуж­ными» людьми и т.д. Сегодня более четко на­блюдается ситуация, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают. Сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях созна­тельное отрицание значимости права, законов в социальной жизни конкретного индивида получило название правового нигилизма. В некоторых случаях правовой нигилизм пере­растает в крайнюю степень искажения право­сознания, превращается в антипод законнос­ти[54]. Об этом свидетельствует достаточно большой уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего, преступлений.

Отрицательное отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе. Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропа­гандой своего мировоззрения среди других граждан. Сущность правового нигилизма заключается в общем негативно-отрицатель­ном, неуважительном отношении к праву, закону, нормативному порядку. Правовой нигилизм является своеобразным отноше­нием неправового сознания к праву вообще. То есть для сознания, в содержании которого отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует[55].

Среди основных причин правового ни­гилизма следует выделить следующие:

— подрыв доверия народа к законодате­лю и низкое качество самих законов. Бур­ные темпы правотворческой деятельности, многочисленные наслоения актов и противо­речия в правовом регулировании одних и тех же вопросов создают путаницу, близкую к неразберихе[56]. Кроме этого, большинство законов имеют декларативный характер. К примеру, принятая антикоррупционная за­конодательная база не стала действенным средством борьбы с коррупцией. Многие ан­тикоррупционные меры, предусмотренные различными документами, не реализованы, а выполненные мероприятия практичес­кого эффекта не дали. Французский писа­тель Вольтер писал, что «законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Однако большое количество принимаемых законов не обеспечивает повышения уровня защи­щенности граждан;


  • нарушение конституционно закреп­ленного права граждан участвовать в уп­равлении делами государства. Отсутствие возможности у большей части населения влиять на процесс принятия законов и госу­дарственных решений создает атмосферу от­чужденности между властью и гражданами и стимулирует негативное отношение людей к законам. Зачастую власть дает разъяснения, почему и как было принято решение, но это делается уже после его принятия[57]. Человек осознает, что власть не только не прислушива­ется к его мнению, но и умаляет, а иногда пря­мо нарушает его права[58]. К примеру, Регла­мент Государственной Думы предусматривает возможность всенародного обсуждения за­конопроектов. Однако ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «Об организации предоставле­ния государственных и муниципальных услуг» приняты без всенародного обсуждения, хотя в период их принятия в Государственную Думу поступали сотни тысяч обращений, в которых граждане требовали отклонить эти законо­проекты, организовать их всенародное обсуж­дение. Несмотря на общественные протесты, эти законы были приняты;
  • нарушения наиважнейших прав че­ловека, а также нарушение принципа ра­венства перед законом, что подрывает веру в закон и способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бесси­лие же права вызывает раздражение, недо­вольство, протест[59];

— правовое невежество, слабая инфор­мированность о законах. Правовая безгра­мотность в России - это не просто негатив­ное явление, это вековая традиция. Основой правосознания наших западных соседей яв­ляется формула: «пусть восторжествует пра­восудие, даже если погибнет мир». У русско­го народа на эту тему есть целый набор своих мудростей - «закон что дышло - куда повер­нешь, то и вышло», «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», «строгость закона компенси­руется необязательностью его исполнения». Пользуясь правовой безграмотностью боль­шинства населения, многие юридические и физические лица (в том числе и органы государственной власти) злоупотребляют своими правами (полномочиями) либо не в полной мере выполняют свои должностные (профессиональные) функции, что приво­дит к повсеместному нарушению прав граж­дан и неверию в силу закона[60].

Эти и многие другие причины форми­руют отрицательное отношение к опреде­ленным правилам, нормам, принципам, за­конам. «Закон суров, но это закон!» - так говорили в древности римляне, которые всегда верили в торжество и верховенство закона и неукоснительно следовали этому достаточно простому, но в то же время спра­ведливому и основополагающему принципу. Хотелось бы верить, что это древнее изрече­ние вернет свою актуальность, потому что в непростое для нашей страны время очень нужно, чтобы во главе всего стоял закон, за­щищающий интересы общества и государс­тва от любых преступных посягательств[61]. При этом искоренение правового нигилиз­ма и правовой безграмотности должно стать фактором формирования положительного отношения к закону.