Файл: Роль мотивации в поведении организации (ПАО «Лукойл»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации сотрудников
1.1 Определение мотивации и развитие взглядов на мотивацию
1.2 Основные теории мотивации сотрудников
Глава 2. Анализ существующей системы мотивации персонала
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Анализ системы мотивации специалистов
2.3 Разработка системы мотивации специалистов НПЗ компании "Лукойл"
В любой ситуации поведение человека считается для него оптимальным, то есть действия человека, как правило, стремятся к получению наибольших выгод для себя в материальном и моральном плане. Данное утверждение с полной уверенностью можно именовать законом оптимального поведения. Таким образом, необходимо создать на предприятии такие условия, которые регулируют трудовые отношения, и должны обязательно позволять сотруднику удовлетворять собственные интересы при результативном и качественном выполнении производственных задач.
Повышение производительности труда сотрудников, а также удержание ключевых сотрудников компании и приток новых качественных человеческих ресурсов является главным эффектом от успешного внедрения системы мотивации сотрудников.
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее. Поэтому особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию. Не денежные стимулы - внимание со стороны руководства, поддержка в трудной ситуации, признание заслуг - нередко являются для персонала важными и не менее действенными, чем материальные, но при этом менее затратными для предприятия с финансовой точки зрения.
В предыдущей части, в результате проведенного анализа существующей системы мотивации сотрудников компании «Лукойл», было выявлено несколько моментов в данной структуре мотивации, которые смогли бы поспособствовать более устойчивому и эффективному развитию предприятия, как относительно конкретных подразделений компании, так и в целом всей организации.
Проведенный анализ системы мотивации персонала говорит о том, что в ПАО "Лукойл " достаточно высокий показатель текучести кадров относительно работников зарубежных предприятий на 20172018 годы, что отрицательно влияет на деятельность компании. Данный показатель информирует о наличии нестабильности и неэффективности работы мотивационной системы компании, а именно в зарубежных подразделениях. Продолжение тенденции увеличения текучести кадров в будущем может привести, как к полной неэффективности работы действующей мотивационной системы организации, так и к падению производительности всей компании в целом. Главным образом строит обратить внимание на совершенствование системы в рамках нематериального стимулирования, поскольку руководство компании в большей степени заинтересовано в развитии именно данного вида стимулирования.
На этапах анализа персонала и системы мотивации была обобщена полученная информация о существующей системе мотивации, найдены основные факторы, которые требуют доработки и создания в рамках существующей модели мотивации персонала.
На основании вышесказанного, необходимо создать усовершенствованную мотивационную систему для сотрудников компании «Лукойл», а именно для специалистов, которые совершают свою деятельность на нефтеперерабатывающих заводах компании.
Для разработки усовершенствованной системы мотивации специалистов НПЗ необходимо указать конкретные моменты, которые, с точки зрения теории, позволят улучшить функционирование действующей мотивационной системы компании относительно мотивации специалистов НПЗ, а именно:
а) ввести курсы/ лекции по развитию управленческих компетенций специалистов НПЗ для продолжения совершения своей деятельности на руководящих должностях;
б) обеспечить развитие внутрикорпоративных социальных программ для всех специалистов НПЗ, а не только молодых сотрудников;
в) обеспечить развитие программы получения дополнительного опыта по стажировке/программе обмена со специалистами зарубежных НПЗ компании (для зарубежных специалистов на НПЗ в России);
г) обеспечить поощрение специалистов НПЗ за проявление инициативы по решению задач компании, не входящих в их компетенции.
Более подробное описание предложенных мероприятий с целью разработки усовершенствованной системы мотивации специалистов НПЗ:
а) Введение курсов по развитию управленческих компетенций позволит специалистам продолжать развивать свой потенциал после многолетней продолжительной работы в должности специалиста. Сотрудники будут заинтересованы в данных курсах, поскольку это позволит им в полной мере ощутить систему управления в должности руководящего лица, в рамках конкретного подразделения относительно НПЗ, где они и совершают свою деятельность. Это также позволит самой компании пополнить недостающие ценные кадры эффективных менеджеров и руководителей. Развитие управленческих компетенций также позволит вовлечь специалистов НПЗ в разработку и совершенствование программ мотивирования и стимулирования других сотрудников. Стоит также помнить и о том, что заработанная плата у руководящих должностей, соответственно выше, нежели чем у специалистов.
б) Обеспечение развития внутрикорпоративных мероприятий позволит обеспечить своевременное и объективное информирование работников по вопросам, связанным с деятельностью ПАО «Лукойл». Большое значение для информирования специалистов будет иметь внутренний корпоративный портал, на котором будут размещены информационные и аналитические обзоры, учебные и справочные материалы. Также следует обратить внимание на заинтересованность специалистов НПЗ в участии разного рода корпоративных праздниках, поздравления с днем рождения, совместные выезды на природу, проведение вместе с коллективом праздников с участием членов семей сотрудников.
в) Обеспечение развития программы получения дополнительного опыта по стажировке /программе обмена со специалистами зарубежных НПЗ компании (для зарубежных специалистов на НПЗ в России). Это позволит специалистам применить свои навыки и опыт для совершения своей деятельности за рубежом, при этом перенимая опыт своих коллег, практикуя навыки иностранных языков. Данная программа позволит специалистам, при ее успешном прохождении, трудоустроиться по месту прохождения стажировки сотрудником на постоянной основе. Это также отличная возможность со стороны предприятия уменьшить показатель текучести кадров среди работников зарубежных НПЗ, поскольку специалисты российских подразделений будут в наибольшей мере заинтересованы в данной программе. Также программа поспособствует развитию компетенции по эксплуатации новых установок специалистами (на НПЗ).
г) Обеспечить поощрение специалистов НПЗ за проявление инициативы по решению задач компании, не входящих в их компетенции. Вознаграждения для сотрудников играет далеко не самую последнюю роль, однако в данном случае, речь идет о нематериальном виде вознаграждения, которое ожидает сотрудника в результате проявление его инициативы по необходимому для компании решения конкретно поставленных задач. Это позволит специалисту более уверенно чувствовать свою необходимость как сотрудника внутри всей компании, при этом получая за это вознаграждения. В основе данного вида поощрения лежит британская концепция вознаграждения сотрудника за его вклад в развитие компании. Специалисты за проявление своих инициативных качеств будут получать разного рода подарки, туристические путевки.
Заключение
Целью данной курсовой работы являлась разработка усовершенствованной системы мотивации специалистов НПЗ транснациональной компании «Лукойл».
В рамках достижения цели был проведено изучение теоретических основ мотивации, а также осуществлен анализ компании ПАО «Лукойл»: ее деятельности, организационной структуры управления и, самое главное, действующей системы мотивации с целью разработки более усовершенствованной системы мотивации для специалистов компании, осуществляющих свою деятельность на нефтеперерабатывающих заводах компании «Лукойл». Также были выполнены все задачи в соответствии с поставленной целью данной работы.
Выполненные в курсовой работе исследования в полной мере показывают одну из главных проблем, охватывающих не только компанию «Лукойл», но и многие другие - это неспособность руководящих должностей компании поспособствовать развитию нематериальных вариантов стимулирования для персонала организации. Данная работа является отличным примером необходимости внедрения и развития нематериального стимулирования среди других компаний, и не только в России.
По итогам работы можно сказать, что современное управление персоналом, также включая специалистов, не представляется без хорошо организованной, эффективно действующей системы мотивации работников. Организация мотивации на предприятии - одна из наиболее важных задач службы управления персоналом. Систему мотивации в организации необходимо сформировать так, чтобы предоставлять ее членам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств.
В результате проведённого исследования выяснено, что теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к современной структуре потребностей.
Проведенный в работе анализ ПАО «Лукойл» показал, что компания является одной из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Обладая высоким техническим потенциалом, имея большой запас ресурсов, привлекая высококвалифицированных сотрудников, ПАО «Лукойл» ведет успешную деятельность.
Анализ системы мотивации труда в организации показал, что управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Для разработки усовершенствованной системы мотивации специалистов НПЗ компании были предложены следующие рекомендации и мероприятия: введение курсов/ лекций по развитию управленческих компетенций специалистов НПЗ для продолжения совершения своей деятельности на руководящих должностях, обеспечение развития внутрикорпоративных социальных программ, обеспечение развития программы получения дополнительного опыта по стажировке/программе обмена со специалистами зарубежных/российских НПЗ компании, обеспечение поощрения специалистов НПЗ за проявление инициативы по решению задач компании, не входящих в их компетенции.
Список использованных источников
- Александрова А.В., Бахтина Т.Б. Мотивация как ключевая функция эффективного управления персоналом//Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-1. С. 12-18.
- Андрейко М.Н., Ниценко З.А., Короткова А.Н. Мотивация и стимулирование в управлении персоналом компании//В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 161-163.
- Афонченко Д.А. Мотивация труда, как составляющая управления персоналом и ее роль в системе менеджмента качества организации//Социальные науки. 2016. № 4 (14). С. 21-28.
- Бабинцева Е.И., Серкина Я.И. Мотивация инновационной активности в управлении персоналом//Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 5-1 (10). С. 20-21.
- Беков А.А. Важность мотивации персонала в современной экономике//В сборнике: научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2017 год. Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. 2018. С. 757-760.
- Бондарева Е.В. Нематериальная мотивация управления персоналом в условиях кризиса//В сборнике: социально-экономические проблемы и закономерности развития северо-кавказского федерального округа. Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. 2016. С. 75-79.
- Верхоглазенко В.Н. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2014. №4. – С. 23-24.
- Волгин Н.А. Экономика труда и социально-трудовая сфера: Проблемы теории и практики, новые подходы. М.: Наука, 2014. – 370 с.
- Воронина А.К., Рудская Е.Н. Мотивация и управление персоналом в период кризиса//Вектор экономики. 2018. № 3 (21). С. 37.
- Грачева О.Е. Мотивация как основа управления персоналом//В сборнике: Молодежь в науке и творчестве Материалы международной научно-практической конференции обучающихся: сборник научных статей: сборник научных статей: в 2 частях. Гжельский государственный университет. 2016. С. 69-72.
- Григорьева О.И. Мотивация как элемент управление персоналом//В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор О.А. Новоселов. 2015. С. 54-56.
- Долгошеев А.В. Мотивация в современной практике управления персоналом//Друкеровский вестник. 2015. № 3 (7). С. 99-104.
- Зинин В.А. Мотивация труда: содержание и формы осуществления в рыночных условиях: Автореф. М.: Наука, 2016. – 216с.
- Иванова Е.В. Современные проблемы мотивации персонала на российских предприятиях//Экономика и социум. 2018. № 4 (47). С. 840-846.
- Каблахов Р.И., Павлова Ю.Д. Мотивация в системе управления персоналом//В сборнике: Современные проблемы экономики и менеджмента: поиск решений сборник научных трудов. Москва, 2016. С. 117-125.
- Клевцова К.С. Мотивация как инструмент управления персоналом//Вопросы науки и образования. 2017. № 1. С. 117-120.
- Кокин Ю.П. Система мотивов и стимулов к высокоэффективному труду в современных условиях. -М.: НИИ труда, 2016. – 416 с.
- Колбас В.В. Мотивация как элемент системы управления персоналом в малом бизнесе//В сборнике: евразийская экономическая конференция. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. С. 51-53.
- Костенко Т.Ю. Эффективные способы мотивации трудового персонала//В сборнике: наука и общество: проблемы современных исследований ХII Международная научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А Э. Еремеева. 2018. С. 45-49.
- Осадчая Е.В., Сычанина С.Н. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности управления персоналом//В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 24-28.
- Пугачев В.П., Руководство персоналом организации: учебник. -М.: Аспект-пресс, 2016. – 354 с.
- Разумкина А.А. Мотивация как инструмент эффективного управления персоналом организации//Экономика и социум. 2016. № 10 (29). С. 869-871
- Рыбкина М.В., Суркова М.А. Стимулирование и мотивация как элемент эффективного управления персоналом//В сборнике: институциональные и финансовые механизмы развития различных экономических систем сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 208-211.
- Соломанидина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учеб. пособие. - М.: Рос. экон. акад., 2015. – 365 с.
- Телегина К.Ю. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении российским персоналом организации//Профессиональная
- Томилина Е.П., Эреджепова А.И. Мотивация труда персонала российских предприятий//В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 64-66.
- Фатеева С.В., Гончарова И.В. Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии//Вестник современных исследований. 2018. № 5.4 (20). С. 392-394.
- Хомутова Е.А. Нематериальная мотивация и стимулирование как технологии управления кадровым персоналом//В сборнике: закономерности и противоречия развития национальных экономических систем. Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 232-235.
- Хомутова Е.А. Нематериальная мотивация и стимулирование как технологии управления кадровым персоналом//В сборнике: закономерности и противоречия развития национальных экономических систем. Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 232-235.
- Чернышева Н.Н., Великанов В.В. Мотивация как инструмент управления персоналом//В сборнике: Научные исследования: векторы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Главный редактор О.Н. Широков. 2017. С. 204-207.