Файл: Роль мотивации в поведении организации (ПАО «Лукойл»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации сотрудников
1.1 Определение мотивации и развитие взглядов на мотивацию
1.2 Основные теории мотивации сотрудников
Глава 2. Анализ существующей системы мотивации персонала
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Анализ системы мотивации специалистов
2.3 Разработка системы мотивации специалистов НПЗ компании "Лукойл"
1.2 Основные теории мотивации сотрудников
Теории мотивации достигли немаловажного этапа своего развития еще в 1940-х. «Двойственность» в отношении мотивационного учения поспособствовала возникновению и последующему формированию 2-х классов теорий мотивации - содержательных и процессуальных. Содержательные теории анализируют аспекты, которые оказывают воздействие на мотивацию, и сосредоточены в большей степени на выявлении потребностей у индивидов, установлении их приоритетности, воздействии на мотивацию (теории А. Маслоу, Ф. Херцберга, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда) .
Самыми известными теориями мотивации среди данной группы являются:
а) теория потребностей Маслоу;
б) теория существования, связи и роста Альдерфера;
в) теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
г) теория двух факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу. Абрахам Маслоу - один из самых известных экспертов в мотивационной области и психологии. Маслоу выделил пять групп потребностей:
а) Физиологические потребности. К данной группе принадлежат все виды потребностей, которые человек обязан удовлетворить, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность. Это потребности в пище, воде, воздухе, убежище и другие. Большинство представителей людей, работа которых направлена в основном на удовлетворение потребностей данной группы, в наименьшей степени интересуются содержанием своей деятельности. Для руководства такими группами людей следует предоставить им такой уровень заработанной платы, чтобы он обеспечивал им выживание, а требования к их работе должны не слишком отягощали существование.
б) Потребность в безопасности. Потребности людей данной группы напрямую сопряжены с их стремлением к стабильности и защищенности. Для индивида, который пребывает под воздействием этих потребностей, немаловажны гарантии предоставления работы, обеспечение пенсией, медицинская страховка. Для того, чтобы грамотно управлять такой группой людей необходимо позаботиться о создании надежной системы социального страхования, также стоит помнить о применении справедливых принципов регулирования их работы.
в) Потребность принадлежать к социальной группе. Индивид в данной группе потребностей заинтересован в участии в коллективных действиях, он хочет дружбы, любви или членства в какой-либо группе таких же индивидов, как и он сам, стремится принять участие в общественных мероприятиях. Качественных результатов можно достичь только при бригадной форме организации труда, при этом используя массовые мероприятия, которые должны выходить за границы деятельности, а также напоминание сотрудникам о том, что коллеги по работе их ценят.
г) Потребности признания и уважения. Эта группа потребностей представляет из себя стремление индивидов ощущать себя компетентными, уверенными в себе, сильными людьми. Люди, которые подвержены большому воздействию этой потребности, заинтересованы к лидерскому положению или к положению авторитета, признанного со стороны при решений определенных вопросов. При администрировании такого рода людьми необходимо применять различные виды морального поощрения, формулирования признания их заслуг. Для достижения этой цели могут быть применены: присвоение титулов и званий, публикации в прессе и упоминание руководством на различных выступлениях, мероприятиях об их заслугах, вручение почетных наград.
д) Потребности самовыражения. Эта категория характеризуется наличием в себе потребности, которые выражаются в желании индивида к применению своих навыков, возможностей и умений для самоутверждения в бизнесе, управлении. Люди с этой потребностью готовы к восприятию себя и общества и они, также, независимы. При руководстве такой группой людей необходимо как можно более максимально реализовывать их способности, стараться предоставлять им уникальные задачи, обеспечивать независимость в выборе средств и привлекать к их работе.
е) Теория потребностей Маслоу - одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. Теория существования, связи и роста Альдерфера. К. Альдерфер полагает, что потребности человека должны быть связаны в отдельных группах. Но в отличие от пирамиды потребностей Маслоу, он выделяет только 3 группы потребностей, среди которых:
а) потребности существования;
б) потребности связи;
в) потребности роста.
Потребности существования по Альдерферу содержат в себе 2 группы потребностей пирамиды Маслоу: потребность в безопасности и физиологические потребности [24, С. 47].
Потребность связи по Альдерферу содержит социальную природу индивида, желание человека быть членом семьи, иметь друзей, врагов, руководителей. По этой причине к этой группе необходимо добавить потребности человека в желании принадлежать к определенной социальной группе людей, признания и уважения, которые напрямую сопряжены с возможностью индивида занимать конкретное положение в мире, а также ту долю потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая сопряжена с групповой иерархией.
Потребности роста похожи потребностям самовыражения у Маслоу и содержат в себе также те потребности, относящиеся к категории признания и самоутверждения, связанные с тягой человека к вырабатыванию решительности, к самосовершенствованию. Эти 3 группы потребностей, также, как и в теории Маслоу, размещены в иерархическом порядке. Но стоит обратить внимание на то, что между теориями Маслоу и Альдерфера присутствует одно очень важное отличие. Согласно теории Маслоу, движение происходит от потребности к потребности исключительно снизу-вверх: только в этом случае потребности нижнего уровня удовлетворяются, индивид переходит к потребности следующего, более высокого уровня. Альдерфер считает, что движение происходит не в одну, а в обе стороны: вверх, в случае неудовлетворения потребности нижнего уровня, и вниз, в случае неудовлетворения потребностей следующего, более высокого уровня. При этом Аль- дерфер полагает, что неудовлетворенность потребностей верхнего уровня приводит к усилению уровня влияния потребности низшего уровня, что, в свою очередь, переключает интерес человека на этот уровень. Например, если индивид не смог удовлетворить свои потребности служебного роста, то тогда у него опять "включаются" потребности связи. В теории Альдерфера отображена иерархичность потребностей в направлении от конкретных потребностей к менее конкретным. Аль- дерфер полагает, что в случае, если потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переход на определенную потребность на нижнем уровне, что и характеризует собой противоположный процесс сверху вниз.
Теория потребностей Мак-Клелланда. Данная теория производит основной акцент на потребности высших уровней.
Д. МакКлелланд полагал, что людям присущи три потребности:
а) власть,
б) успех,
в) причастность.
Потребность власти предполагает собой желание воздействовать на других индивидов. Если люди нуждаются во власти это не означает, что они представляют из себя рвущихся к власти карьеристов в негативном значении этих слов. Относительно этой теории, при потребности власти в чистом виде у индивидов, отсутствует предрасположенность к авантюризму, главной считается необходимость к проявлению собственного воздействия.
Потребность успеха удовлетворяется не благодаря провозглашению успехов самого индивида, а совокупностью процессов доведения своей деятельности до успешного результата. Индивиды с высокоразвитой потребностью успеха, предпочитают такие ситуации, когда они могут самостоятельно взять на себя обязательство за поиск решения каких-либо проблем, и заинтересованы в том, чтобы конкретные результаты, которых они достигли, поощрялись соответственно. Для того чтобы мотивировать индивидов с такой потребностью, необходимо ставить перед ними задачи с умеренным уровнем риска или возможностью провала, предоставлять им достаточно полномочий с целью развязывания их инициативы, а также необходимо постоянно и конкретно стимулировать их соответственно с достигнутыми результатами [11, С.55].
Мотивация, в основе которой лежат потребности в причастности определяет интерес индивидов в окружении друзей, налаживании тесных взаимоотношений, оказании поддержки другим людям. Индивидов с выработанной потребностью причастности будет привлекать такая работа, которая предоставит им большие возможности социального общения. Менеджер может также удовлетворить их потребности, уделяя им больше времени и, при этом, время от времени, объединяя таких людей в раздельные группы.
Двухфакторная теория Герцберга. Данная теория базируется на представлениях о том, что необходимо акцентировать гигиенические факторы и мотивацию.
Гигиенические факторы тесно сопряжены с окружающей средой, в которой происходит процесс. Отсутствие или дефицит гигиенических факторов активизирует у индивида неудовлетворение своей работой. Но и наличие этих факторов само по себе не вызывает удовлетворения работой и, также, не способно смотивировать инидивида на что-либо. К данным факторам также можно отнести доход, условия труда, политику менеджмента, уровень контроля, взаимоотношения с сотрудниками и управляющим, подчиненными.
Теория Герцберга во многих компаниях применялась на практике. Итоги исследований выявили, что для результативного применения теории Герцберга следует сформировать перечень гигиенических и, в особенности, мотивирующих факторов, а также предоставить работникам возможность самостоятельно установить и указать на то, что они ценят больше всего.
Процессуальные теории, возникновение которых напрямую сопряжено с работами В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера, анализируют мотивацию прежде всего, как процесс и обращают особое внимание на когнитивные предпосылки поведения, которые реализуются в мотивации и деятельности. Появившиеся впоследствии теории справедливости и атрибуции внесли дополнительный вклад в формирование взглядов на мотивацию, хотя и не дали возможность сформировать ее единую концепцию.
Самыми известными теориями мотивации среди данной группы являются:
а) Теория ожиданий В. Врума.
б) Портера-Лоулера «Теории ожидания и теории справедливости».
Теория ожиданий связана с работами В. Врума. Данная теория базируется на том, что присутствие интенсивной потребности - не единственное требование мотивации индивида к достижению конкретной цели. Человек также должен верить тому, что тип поведения, который он выбрал, приведет его к удовлетворению или получению того, что он хочет.
Ожидания - это анализ конкретного индивида вероятности определенного события. При анализе мотивации теория ожидания акцентирует внимание на три взаимосвязи:
а) затраты труда - результаты;
б) результаты - вознаграждение;
в) вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением.
В случае если индивиды не ощущают непосредственной взаимосвязи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация станет слабеть. Недостаток связи может свершиться в результате неверной самооценки сотрудника, его неподготовленности или неграмотного обучения, недостаточности прав у сотрудника для выполнения конкретной задачи. Ожидания в отношении вознаграждений результатов - это ожидания какого-либо поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Значимость поощрения также определяет мотивацию в теории ожиданий.
Применение теории ожиданий на практике. Для результативной мотивации руководителю необходимо установить четкое соответствие между достигнутыми результатами и поощрением. Поэтому необходимо предоставлять поощрение только за продуктивную работу. Руководителям следует создать высокий, но достигаемый уровень результатов, которые будут ожидаться от сотрудников, и убедить их в том, что они могут их достичь, если приложат соответствующие силы. Помимо этого, руководителю необходимо знать, как тот или иной их сотрудник оценивает тот или иной вид поощрения. Стоит помнить о том, что сотрудники смогут достичь степени результативности, который требуется для получения поощрения, если делегированный им уровень полномочий, их профессиональные навыки и умения способствуют выполнению конкретных задач.
Модель Портера-Лоулера. Данная теория содержит в себе компоненты теории ожиданий и теории справедливости. В их модели присутствуют пять переменных:
а) затраченные усилия;
б) восприятие;
в) полученные результаты;
г) вознаграждение;
д) степень удовлетворения.
В соответствии с данной моделью, достигнутые результаты находятся в прямой зависимости от приложенных работником сил, его навыков, а также осознания им собственной значимости. Степень приложенных сил определяется ценностью поощрения и уровнем уверенности в том, что этот уровень усилий действительно повлечет за собой абсолютно конкретный уровень поощрения. Помимо этого, устанавливается соответствие между поощрением и результатами - индивид удовлетворяет собственные потребности при помощи поощрений за достигнутые результаты.