Файл: Роль мотивации в поведении организации (ПАО «Лукойл»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации сотрудников
1.1 Определение мотивации и развитие взглядов на мотивацию
1.2 Основные теории мотивации сотрудников
Глава 2. Анализ существующей системы мотивации персонала
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Анализ системы мотивации специалистов
2.3 Разработка системы мотивации специалистов НПЗ компании "Лукойл"
Размер прямого материального вознаграждения каждого работника компании зависит от следующих факторов:
а) относительного веса его должности, отраженного в ее принадлежности к определенному должностному разряду;
б) уровня его профессиональной компетентности, отраженного в положении зарплаты данного работника внутри диапазона оплаты («вилки»), установленного для его должностного разряда;
в) продемонстрированной им эффективности работы и достигнутых результатов за определенный период, отраженных в размере его премиальных выплат за этот период;
г) уровней оплаты сопоставимых должностей на рынке труда, предоставляемых компаниями-конкурентами, и целевого (желательного) положения ПАО «Лукойл» на конкурентном рынке труда для данного уровня или группы должностей.
В основе материальной составляющей лежит базовая заработная плата и переменная часть вознаграждения. Величина базовой заработной платы зависит от выполняемых обязанностей, сложности решаемых задач, уровня ответственности и устанавливается для каждого работника с учетом образования и практического опыта.
Система оплаты труда строится на принципах единства, прозрачности, объективности и конкурентоспособности заработной платы, ее регулярной индексации на основе индекса потребительских цен и периодического повышения, сопровождающего рост производительности труда. Постоянный мониторинг рынка труда позволяет компании своевременно реагировать на изменения размера заработной платы в регионах присутствия с тем, чтобы обеспечить ее конкурентоспособный уровень. Проводится регулярный анализ уровня инфляции и изменения покупательной способности заработной платы, по результатам которого своевременно принимаются соответствующие управленческие решения.
При оценке конкурентоспособности уровней оплаты труда своих работников компания учитывает фиксированную и переменную части прямого материального вознаграждения.
Компания проводит регулярный анализ инфляции и изменений покупательной способности фиксированной части вознаграждения и принимает необходимые решения в зависимости от динамики рыночных изменений и финансовых возможностей компании.
Размер переменной части общего прямого материального вознаграждения зависит от достижения компанией в целом, ее отдельными подразделениями, организациями, группами и коллективами работников, отдельными работниками ПАО «Лукойл» согласованных целей и задач, отраженных в сбалансированном наборе показателей результативности.
Система премиальных выплат служит для поощрения как достижения индивидуальных целей, так и ответственности за достижение коллективных и корпоративных целей и задач, что осуществляется путем сбалансированного сочетания индивидуальных, коллективных и общекорпоративных элементов в премиальных выплатах работников.
Соотношение фиксированной и переменной части вознаграждения, баланс индивидуального, коллективного и общекорпоративного элементов в премиальных выплатах работников различается в зависимости от:
а) должностного уровня работника;
б) специфики деятельности работника и / или его подразделения;
в) рыночной практики для сопоставимых должностей;
г) иных факторов, например, принадлежности работника к категории «мобильного персонала».
Переменная часть вознаграждения состоит из краткосрочных и долгосрочных премиальных выплат. Компания стремится к тому, чтобы переменная часть вознаграждения более тесно зависела от финансовых результатов компании. Система премирования работников направлена на достижение общекорпоративных целей, взаимосвязана с системой ключевых показателей деятельности и создает дополнительную заинтересованность работников в повышении эффективности общей работы. Компания стремится к достижению оптимального сочетания показателей эффективности, стремясь найти баланс между показателями эффективности в краткосрочном и долгосрочном периоде, оценкой результатов отдельных сотрудников и компании в целом, показателями финансовой и операционной деятельности.
Краткосрочные премиальные выплаты производятся при достижении установленных показателей деятельности за месяц, квартал, год, с учетом результативности каждого сотрудника.
В компании принята программа долгосрочного стимулирования, направленная на создание стимулов, способствующих росту прибыли, повышению капитализации и инвестиционной привлекательности компании, привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов.
Непрямое материальное вознаграждение, предоставляемое компанией в форме программ социальной защиты работников и программ дополнительных льгот сверх обязательного государственного обеспечения, является неотъемлемой частью системы общего вознаграждения и учитывается компанией при оценке привлекательности и конкурентоспособности предоставляемого общего вознаграждения.
Непрямое материальное вознаграждение включает программы социальной защиты работников (в том числе обязательные, или государственные, программы и добровольные, или корпоративные, программы) и программы дополнительных льгот (дополнительные льготы, доступные всем работникам, и дополнительные льготы для отдельных категорий работников).
Под нематериальным вознаграждением понимаются все формы признания заслуг и поощрения, ценность которых для работника не определяется и не исчерпывается их непосредственным денежным эквивалентом. Нематериальное вознаграждение включает как государственные награды (звания, почетные грамоты), так и корпоративные (знаки отличия, призы за победу в конкурсах «Лучший по профессии»). Компания будет поддерживать и развивать систему нематериального вознаграждения.
Лукойл уделяет особое внимание нематериальному вознаграждению своих работников. Ежегодно государственными, ведомственными и наградами ПАО «Лукойл» награждается около 2000 работников, что является достойной оценкой их вклада в результаты Компании. В каждом дочернем обществе разработаны и действуют свои локальные нормативные акты, регламентирующие порядок награждения работников за успехи в труде.
При выборе целевого положения ПАО «Лукойл» на конкурентном рынке труда компания руководствуется следующими принципами:
а) компания определяет соответствующий конкурентный рынок труда для различных групп персонала: московский, региональный или международный;
б) компания определяет ограниченное количество групп работников и должностей, которые имеют ключевое значение для успеха бизнеса компании и в отношении которых компания стремится платить выше среднего по соответствующему конкурентному рынку;
в) в отношении остальных работников компания стремится платить на среднем уровне соответствующего конкурентного рынка;
г) решения в отношении списка ключевых должностей и конкурентного рынка пересматриваются по мере изменения рыночной конъюнктуры, политики, внешних и внутренних условий деятельности компании и ее подразделений.
Программы социальной защиты (медицинское страхование, страхование жизни, пенсионное обеспечение, страхование от несчастных случаев) имеют целью обеспечить работникам компании необходимый и достаточный уровень медицинского обслуживания, предоставить гарантии защищенности при возникновении непредвиденных обстоятельств и повышение уровня возмещения утраченного заработка при выходе на пенсию. Предоставление таких программ также снижает риск и потенциальные затраты компании при возникновении страховых случаев.
Дополнительные льготы, предоставляемые компанией и организациями группы «Лукойл» сверх установленных законодательством, имеют целью повышение привлекательности пакета общего вознаграждения, предоставляемого компанией для привлечения, мотивирования и удержания работников. Набор дополнительных льгот каждого работника определяется его должностным уровнем, особенностями региона, в котором он работает, характером его деятельности, его принадлежностью к определенным защищаемым группам персонала и другими параметрами. Список и правила предоставления дополнительных льгот (сверх согласованных в результате переговоров с профсоюзами) зависят от тенденций на рынке труда, финансовых возможностей компании, приоритетов политики управления персоналом и могут быть изменены компанией.
Компания стремится к использованию единых принципиальных подходов к системе общего вознаграждения, включая единую систему должностных разрядов и базовый набор дополнительных льгот, в организациях группы «Лукойл». При этом компания оставляет за ними право использования нестандартных форм организации работы, в частности проектного управления и межфункциональных рабочих групп и комиссий, в случаях, когда такая необходимость определена потребностями и спецификой деятельности.
Компания будет проводить активную политику информирования (в соответствии с существующими правилами и процедурами) всех работников, участников рынка труда, других заинтересованных лиц о конкурентных преимуществах системы общего вознаграждения, предоставляемого компанией, с тем, чтобы повысить объективность оценки всего предоставляемого пакета и сделать систему более прозрачной внутри и вне компании.
Несомненным плюсом в структуре системы мотивации персонала компании «Лукойл» можно отметить наличие основных концепций построения эффективной системы мотивации сотрудников. Среди прочих, стоит отметить сочетание материальной и нематериальной мотивации, которая, несомненно, выделяется по сравнению с остальными факторами мотивации. Именно на базе совместного содействия материальной и нематериальной мотивации и строится общая система вознаграждения в компании. Однако, стоит заметить, что это лишь один из возможных аспектов развития и совершенствования мотивационной структуры не только компании «Лукойл», но и других организаций, стремящихся построить эффективную систему мотивации. Компания «Лукойл» стремится разными путями усовершенствовать свою систему мотивации путем создания эффективной системы общего вознаграждения. Однако достижение этой цели требует использование наибольшего количества основных концепций в развитии уже имеющейся системы мотивации для построения более эффективной системы мотивации. Именно поэтому, компании необходимо использовать как можно больше аспектов, относительно сочетания материального и нематериального вознаграждения. Соответственно, необходимо выделить основные аспекты (концепции) в действующей структуре мотивационной системы компании «Лукойл», на которые сделан наименьший упор, или которые отсутствуют вовсе.
В результате анализа структуры системы мотивации, можно сделать вывод о недостатке внимания относительно нескольких важных аспектов в структуре мотивации персонала компании, которые требуют доработки и усовершенствования для увеличения ее эффективности.
Во-первых, следует выделить отсутствие расширенного потенциала развития в системе мотивации нематериальных видов стимулирования персонала, в частности, отсутствие каких-либо детально разработанных поощрений в отношении специалистов компании, которые проработали уже несколько лет. В данном случае следует уделить больше внимания развитию нематериального вознаграждения для сотрудников (специалистов), работающих на НПЗ.
Во-вторых, необходимо особое значение придать развитию корпоративной системы внутри компании, а именно в отношении специалистов, работающих на НПЗ. Наибольший акцент в корпоративной системе нематериального стимулирования трудовой деятельности направлен в отношении молодых сотрудников, что безусловно очень важно для мотивационной составляющей системы, однако не стоит забывать про остальных сотрудников, а именно специалистов. Именно на развитие корпоративной системы и следует сделать акцент в развитии и разработке усовершенствованной системы мотивации специалистов НПЗ компании.
В-третьих, следует обратить внимание на развитие управленческих компетенций для специалистов, которые стремятся продолжить свою деятельность уже в роли руководящих лиц, при этом демонстрируя наличие карьерного роста внутри компании. Для этого следует ввести курсы/лекции по развитию управленческих навыков, компетенций для специалистов НПЗ.
2.3 Разработка системы мотивации специалистов НПЗ компании "Лукойл"
Мотивация сотрудников является основой успешного бизнеса, то даже самый безупречный и основательный бизнес-план не получит эффективной реализации, если персонал компании не выполняет план, работает без энтузиазма, не проявляет инициативы и личной заинтересованности в успехе предприятия.
Разработка системы мотивации персонала на предприятии — это приоритетная задача современного руководителя, который стремится организовать максимально эффективный процесс работы своей компании. Однако стоит упомянуть о том, что разработка мотивацион- ной системы для специалистов требует отдельного внимания со стороны руководства той или иной компании. Именно небольшие нюансы в подходе относительно создания производственной эффективности внутри компании и отличает мотивационную систему персонала от мотивации специалистов и тем более руководящих должностей.