Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты развития воображения у детей дошкольного возраста
1.2 Развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
2 Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников
2.1 Организация и проведение исследования особенностей развития воображения дошкольников
Таким образом, мы еще раз можем подтвердить гипотезу о том, что уровень воображения подкрепляется количеством полученного ребенком опыта, а у детей более старшего возраста он больше, и иллюстрация с школьной ситуацией им более понятна, потому что большинство детей уже посещают школы для подготовки к обучению в ней.
Для успешного развития воображения и представлений ребенка мы предлагаем несколько эффективных рекомендаций.
- Яркие иллюстрации – основа заинтересованности ребенка темой. Показывайте ребенку красочные иллюстрации. Чем больше будет наглядных примеров, тем шире будет зреть ребенок.
- Большое количество реквизита для театрализаций, детских опер и концертов. Чем больше будет разнопланового реквизита и декораций, тем активнее будет работать воображение ребенка при выборе нужного ему компонента для выступления. Позвольте ребенку самому выбрать нужный ему реквизит и не забывайте хвалить его за любое креативное проявление себя.
- Позвольте ребенку навести беспорядок. Не даром говорят, что беспорядок в комнате творческого человека является творческим. Именно в нем ребенок чувствует себя наиболее комфортно. Чем более вокруг него красочных, интересных, необычных деталей, с которыми он взаимодействует, тем шире его творческий кругозор. Однако перебарщивать не стоит. А навести порядок в комнате можно даже с помощью игры-соревнования «Кто быстрее уберет игрушки». Пусть этот порядок продержится не долго, но у ребенка будет пространство для воображения.
- Всегда эмоционально-положительно реагируйте на любые оригинальные проявления ребенка в игре и творчестве.
- Внимательно выслушайте все, что вам рассказывает ребенок. Задавайте больше вопросов, когда он рассказывает историю. Проявляйте искренний интерес к его рассказам.
- Отвечайте сами на вопросы, которые задает ребенок, какими бы они странными и нелепыми были.
Такие простые, но эффективные советы помогут не только родителям, но и педагогам достичь наиболее высоких показателей в развитии воображения и мышления детей.
Таким образом, после анализа всех результатов исследований, можно однозначно говорить о том, что воображение имеет сложную структуру, которая поддается лишь одному закону, о котором говорил еще Выготский: чем больше у человека накопленного опыта, тем шире его воображение, что и было доказано на примере нескольких тестов.
Целесообразно будет порекомендовать также литературу, которая поможет в развитии воображения. Книга «Развиваем внимание и творческое мышление» Монтессори направлена также на развитие мышления ребенка. «Головоломки. Для развития творческого мышления детей 3-5 лет» Г.Н. Губановой – литература, которая поможет расширить возможности детей в творческом созидании новых образов. С.В. Кукалев предлагает несколько правил для преодоления ступора творческого воображения детей в своей книге «Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ».
Выводы по 2 главе
Таким образом, в результате проведенных исследований, мы можем сделать вывод о том, что наиболее развитое воображение и творческое мышление, а также образно-логическое мышление наблюдается у детей 6-7 лет, в то время как наиболее слабое проявление этих психических процессов проявляется в группе детей 3-4 лет. Напрашивается вывод о том, что, чем ребенок старше, тем активнее он проявляет свою креативность. Однако все не так просто. В исследовании, основанном на модифицированном тесте Роршаха заметно, что даже у детей 6 лет, наблюдается низкий уровень воображения, сравнимый с воображением детей 4 лет, это, в первую очередь, говорит об индивидуальных особенностях развития этого самого воображения у каждого ребенка.
Со многими детьми над развитием их воображения работают не только педагоги, но и родители. И чем активнее проводится такая работа, тем продуктивнее затем работает воображение ребенка, поэтому наверняка нельзя утверждать, что дети 6-7 лет намного креативнее детей 5-ти лет. Все индивидуально. Есть конечно исключения в виде знаний о школе, но в целом разница не велика, что и продемонстрировано в таблице 8, например.
Если обособлять особенности развития процессов мышления и воображения, то можно выделить основные направления творческих способностей, благодаря которым они проявляются.
- Развитие творческого воображения, в процессе которого создается продукт, богатый созданными образами. Как правило, такой процесс является направленным.
- Развитие качеств, которые и формируют воображение, оригинальность, креативность – ассоциативность, системность и диалектичность мышления. [8]
Именно детский возраст имеет наиболее богатую почву для развития и закрепления креативности. С течением времени эта «почва» оскудевает, поэтому целесообразно будет заниматься этой важной составляющей именно с дошкольного детства активно.
Таким образом, предложенные меры будут эффективно способствовать развитию креативности, воображения и творческого мышления детей и, соответственно, скажутся в целом на развитии личности каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении исследовательской работы можно сказать, что воображение – процесс неустойчивый. Оно имеет как пик своей активности, так и время наименее эффективное для своего развития. Для того, чтобы воображение имело продуктивный и активный характер, подкреплять интерес творческой личности необходимо с самого раннего возраста, с самых первых необычных, оригинальных, креативных проявлений, о чем неоднократно говорил Выготский, Рубинштейн и другие великие педагоги и психологи.
Конечно же, воображение ребенка развивается на занятиях и в повседневной жизни, но главную роль в развитии играет игровая деятельность. В игре ребенок не только знакомится с множеством явлений, которые помогают ему социализироваться, понять устройство окружающего мира и взаимодействовать с предметами, начиная с самого первого вида игры – предметной, но также развивает свои творческие способности, в том числе и воображение. В игре мы обязаны предоставлять пространство для фантазии ребенка и, конечно, предоставлять ему полную свободу действий, не важно насколько они будут правильными в контексте реальной жизни. Однако стоит помнить, что рамки приличия и норм должны быть однозначно. В игре ребенок делает первые шаги своей творческой деятельности. Взрослые являются главными помощниками в этом деле. Они обогащают ее новыми материалами, творческими элементами. Взрослые обязаны продемонстрировать ребенку многообразие способов использования одного и того же предмета в качестве других, где палочка может стать ложкой или фонариком.
С течением времени игра постепенно меняется и становится сюжетно-ролевой. Именно такой вид игры предоставляет наиболее широкое поле для творческой деятельности ребенка. Взрослые обязаны знать, во что дети играют, какой игра имеет сюжет и разнообразен ли он. Если игра повторяется изо дня в день, педагог или родитель должен показать новые правила иных игр, предложив поиграть вместе с ними, чем помогает ребенку расширять свои знания и возможности посредством общения со взрослым. Но нельзя забывать, что именно ребенок в игре является главным. Он придумывает свои правила или меняет уже имеющиеся, ведет игру по той линии, которую прочерчивает сам, взрослый является лишь помощником в таком виде деятельности.
Множество интересных игр, способствующих развитию воображения отражены в разработках Б.Н.Никитина, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко.
Нельзя забывать о вербальном развитии воображения ребенка. Наилучшим помощником в этом деле является сказка. Она – богатейшая кладезь способов развития фантазии. И способов развития воображения с помощью сказки множество, начиная от простейшего – продолжи сказку, заканчивая «переворотом» сказки наоборот, придумыванием продолжения сказки или иного конца уже известной истории. Конечно, наиболее интересным методом является придумывание собственной сказки, где взрослый предоставляет полную свободу мыслей ребенку, лишь обрамляя созданную историю в более логический и лаконичный образ.
В результате проведенных исследований было выявлено также, что на активность творческой деятельности детей влияет правильное общение взрослого с ребенком. Простая, лаконичная, эмоционально выразительная речь – залог доброжелательного отношения между ребенком и взрослым. Она способна расположить ребенка ко взрослому, позволить ребенку доверить себя и свои фантазии педагогу. Ребенок также может предложить взрослому пофантазировать вместе, но важно не перекрывать образы ребенка своими домыслами, ведь воображение ребенка в первую очередь выдвигаться на первый план.
Большое количество положительных отзывов о продуктах творческой деятельности ребенка тоже дает свои плоды. Ребенок более активно и целенаправленно занимается созданием собственных образов и важно, чтобы оценка продукта ребенка была одобрена только положительно. Еще более важно, если взрослый задаст несколько вопросов, касающихся продукта воображения ребенка.
Используя все эти методы, мы можем говорить о том, что они являются эффективными двигателями развития творческого потенциала ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Боровик. О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО ЦГЛ РОН, 2000. 112 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989, 114 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: СОЮЗ, 1997. 8-9 С.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-синтез, 2007. 11-19 С.
- Первушина О.Н. Общая психология. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. 14 С.
- Рибо Т.А. Творческое воображение. М.: Книга по Требованию, 2013. 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. 345-369 С. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. 345-369 С.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Глобус, 2008. 39 С.
- Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 2004. 6 С.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 120 С.
- Урунтатьева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Модифицированный тест Роршаха. М.: Владос, 2005. 96 С.
- Фирсов Н.Н. Микробиология. М.: 2006. 73 С.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. 160 с.
Интернет-источники