Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воображение многогранно и представляет перед исследователями целое поле для его изучения.

Л.Д. Столяренко в своих исследованиях выделил несколько видов воображения. Среди них основными является пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение делится на произвольное (грезы, мечты) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Такой вид воображения подчиняется желаниям, которые воплощаются в образах. Образы, тем самым, «удовлетворяют» неудовлетворенные потребности, которые есть у личности. Образы, рожденные пассивным воображением направлены на положительное окрашивание эмоций и вытесняют негативные и аффективные.

Пассивное воображение отличается от активного тем, что направлено на мнимое удовлетворение желаний и потребностей, в то время как реалистическое направлено на действительное.

Пассивное воображение схоже с активным лишь в том, что порождает образы и представления, которые образуются в сознании из опыта жизни.

Активное воображение всегда ставит перед собой задачу реализации творческой или личностной цели. В таком воображении мало места мечтательности или фантазии, все действия, как правило, направлены на создание объективной возможности появления новых творческих и оригинальных взаимосвязей между существующими в памяти человека и условиями общества.

Активное воображение направлено на окружающую среду человека, социум и обстоятельства, в которых он находится, а не на свое внутреннее состояние. В конце концов, активное воображение от пассивного отличается еще и тем, что направляется задачей; движется лишь с помощью волевого усилия и поддается контролю воли.

Воссоздающее воображение является одним из видов активного воображения, с помощью которого создаются новые образы, сюжеты, представления у людей в рамках условий, схем, задач, которые поступили извне (от общества, обстоятельств, событий). И тем не менее, воображение все равно создает решения и образы, ранее не воспринимаемые человеком. Таким образом, воссоздающее воображение есть ничто иное, как процесс перестраивания, комбинирования имеющихся в памяти впечатлений из опыта в нечто новое, синтезированное.

Понятие антищигатирующее воображение трактуется у Л.Д. Столяренко как предвидение последствий и результатов своих действий. Ф.Лерш назвал такую способность прометеевской (глядящей вперед), которая прямо пропорционально зависит от жизненной перспективы: чем человек моложе, тем ярче представлена перспектива. У пожилых людей воображение ориентировано на прошлый жизненный опыт.


Творческое воображение характеризуется самостоятельным созданием образов и идей человеком, которые представляют собой ценность для общества, и которые преобразовываются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Такой вид воображения является основой всех творческих видов деятельности.

В структуре творческого воображения исследователи выделили два типа интеллектуальных операций: первый – операции, с помощью которых создаются идеальные образы; второй – операции, на основе которых происходит переработка готовой продукции.

Т.Рибо – первый, кто изучил эти процессы и выделил две основные операции: диссоциация – подготовительная операция, с помощью которой дробится чувственно данный опыт. В ходе такой обработки опыта его части способны входить в новые комбинации. Диссоциация является первым этапом творческого воображения, в котором происходит подготовка материала. Если диссоциации не происходит, творческое воображение не может осуществляться.

Ассоциация – процесс, в ходе которого создается целостный образ из частей единиц образов. Именно этот процесс дает возможность появиться новым сочетаниям и образам. [10]

Итак, изучив сущность воображения, можно говорить о том, что оно представляет собой очень сложный процесс, который может являться как управляемым, так и наоборот.

Одно из самых важных функций воображения состоит в том, что оно позволяет предсказывать результаты деятельности до его начала, помогая человеку ориентироваться в процессе деятельности. Воображение позволяет принимать решение даже без достаточной полноты знаний о проблеме или событии, однако это не означает, что этот процесс всегда рождает правильные пути решения проблемы.

Можно также сделать вывод о том, что простор для воображения и появления решения сокращается при привычной или определенной ситуации, и чем ситуация неопределеннее, тем выше шанс на появление оригинального решения.

1.2 Развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии

Проблема развития воображения является до конца не раскрытой, ответы на множество вопросов о возникновении воображения так до сих пор и не найдены, еще больше вопросов оставляет за собой воображение как психический процесс, который имеет свое развитие с течение жизни человека. Раскрытием этой проблемы занималось множество отечественных и зарубежных ученых. У каждого педагога, психолога, философа была своя точка зрения насчет воображения. Рассмотрим некоторых из них.


Евгения Александровна Флерина – исследователь детского творчества отмечала, что воображение есть ничто иное как осознанное отражение действительности ребенком в процессе разных видов деятельности: лепке, конструировании, рисунке, которое непосредственно построено на активности воображения и впечатлений, полученных при помощи разных видов искусств – словесное, художественное и другие. Ребенок не копирует то, что происходит вокруг него, он комбинирует это в связи с личным накопленным опытом. В своей работе «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» она на основе своих наблюдений делает интересные умозаключения. Говоря о творческом процессе в рисунке, автор отмечает, что благодаря опоре (педагогу, руководящему, помощнику) улучшается качество изображение и именно такая опора позволяет развиваться детскому творческому воображению. При правильном руководстве детским творчеством у ребенка обнаруживается развитие воспроизводящего воображение, а сам продукт (рисунок) отражает в себе способности и творческие данные ребенка. Е.А. Флерина также говорит о том, что краски, бумага, карандаши становятся неотъемлемым спутником ребенка в познании окружающего мира, а все, что остается взрослым – создать благоприятные для этого условия. Главная ценность в этом процессе – реализация и отражение замыслов и переживаний ребенка, поиск образов для их выражения. Как исследователь детского творчества, Флерина замечает, что именно такой вид детской деятельности способствует не только развитию воображения, но и инициативы, чувств, воли и памяти. А задача взрослого в этом деле – заинтересовать, приобщить, привлечь внимание, возбудить желание ребенка творить и создавать. [13]

Таким образом, можно заметить, что Евгения Александровна придерживалась позиции, в которой двигающей силой развития воображения ребенка непосредственно является взрослый, который должен уметь правильно воздействовать на воображение.

Российский психолог и специалист в области возрастной и педагогической психологии Ольга Михайловна Дьяченко в своей работе «Развитие воображения дошкольника» говорит о том, что воображение является одним из компонентов творчества. Воображение, по ее словам, это базис любого творчества. Дьяченко, ссылаясь на исследования великого отечественного психолога Л.Выготского, сообщает о том, что воображение ребенка не появляется сразу с его рождения, оно развивается по мере накопления ребенком опыта. «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» - сообщает Лев Семенович. [3] Наиболее «сензитивным» периодом для развития воображения является дошкольное детство. [4]


Лев Семенович Выготский, глубоко изучая воображение, также выявил один из главных законов, которому подчиняется воображение: деятельность воображения зависит от богатства накопленного опыта человека, ибо именно этот опыт и является материалов, из которого потом создаются образы. Этим и можно объяснить скупость фантазии ребенка - у него еще недостаточно опыта. [3] Тем самым мы должны помочь ребенку в увеличении опыта, который автоматически раздвигает рамки его воображения, что способствует более активному проявлению творческой деятельности.

Второй формой связи фантазии с реальностью Выготский назвал готовым продуктом фантазии и каким-либо сложным явлением действительности. Описал он это как переработанные элементы действительности, которые требуют большого опыта, дабы воссоздать эти образы. Здесь, в отличие от первой формы, в которой воображение опиралось на опыт, все наоборот – теперь опыт опирается на воображение. В работе описаны хорошие примеры, которые легко помогают понять эту форму, например, чтение рассказа, описывающего какое-либо место, которое раньше ребенок не видел, но которое он четко обрисовывает с помощью воображения, и уже когда ребенок попадет в похожее место, он наверняка вспомнит, как сам рисовал его в голове.

Третьей формой является эмоциональная связь, которая проявляется в двух направлениях: первое – любая эмоция или чувство стремится к материализации в известных образах, соответствующих этому чувству. В таком случае эмоция обладает возможностью самостоятельно подбирать впечатления или образы, которые созвучны настроению, в котором человек пребывает на данный момент. Ведь в печали или радости мир начинает играть совершенно другими красками. Во втором направлении наоборот, воображение влияет на чувства. Это значит, что любой плод нашего воображения обратно оказывает влияние на наши чувства, а если плод не соответствует действительности, то чувство, которое он вызывает, является настоящим, действенным. Иными словами, это можно назвать иллюзией. Яркий пример, это рождение ребенком образа монстра из горы одежды на стуле в сумерках. По факту – как выясняется, это лишь гора одежды, но эмоция страха, которую испытывает ребенок – настоящая.

Четвертая форма связи воображения с реальностью заключается в рождении плода фантазии, которое никогда не наблюдалось в опыте и не похоже ни на что, когда-либо существующее, но позже имеющее возможность воплотиться, материализоваться и стать реально существующим объектом, способным воздействовать на другие. Ярким примером является любой вид орудия, робототехники или машины. Они создаются посредством комбинирующего воображения человека, но ранее никогда не существовали. [3]


Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» сравнивает творческое воображение с образной памятью. Последнюю он характеризует как воспроизведение прошлого опыта, который отображается не точно, в силу специфики этого психического процесса. Такая память содержит в себе множество изменений, трансформаций, сдвигов, но не является воображением.

Воображение же подразумевает независимость от полученных данных. Оно проявляется в своем смысле лишь тогда, когда воображение способно отойти от непроизвольных изменений и способно свободно оперировать образами. Для воображения, как замечает Сергей Леонидович, характерна свобода по отношению к прошлому опыту, которая дает возможность перерабатывать материал и преобразовывать его в нечто новое.

Рубинштейн справедливо определяет два уровня «мощи» творческого воображения, которые заключаются в том: 1) насколько воображение придерживается ограничений, от которых зависит осмысленность творений; 2) насколько оригинальны и отличны от данного его порождения. [7]

Таким образом, можно заметить сходство выводов одних из самых влиятельных отечественных исследователей, психологов, которые сделали масштабный вклад в изучение такого важного и нужного психического процесса как воображение. Их исследования даже спустя долгие годы являются актуальными и интересными для изучения.

Наряду с великими отечественными исследователями мы рассмотрим понимание воображения со стороны зарубежных педагогов и психологов.

Французский психолог Теодюль Рибо внес огромный вклад в понимание структуры воображения. В своей работе «Творческое воображение», он не дает точного определения понятия «воображение», но определяет существенный его признак. В отличие от воспроизводящего воображения, которое требует памяти, творческое воображение требует чего-то нового. Лишь памяти недостаточно, важно еще наличие желания и страсти к этому действию.

Также Рибо уделил большое внимание образам, которые являются материалом для воображения: 1) полные образы, которые представляют собой обыденные предметы и вещи, которые встречаются каждый день и остаются в памяти достаточно ясными; 2) неполные образы, которые появляются из разных источников: от слабых или недостаточных для восприятия и от переживаний, полученных аналогичными предметами; 3) схематические образы – это образы, которые лишены индивидуальных свойств и характеристик.