Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Воображение является одним из основных психических процессов, благодаря которому ребенок имеет возможность проявлять себя и развиваться с творческой стороны. Это особое свойство психики, которое находится отдельно от других психических процессов и занимает особое место среди восприятия, памяти и мышления. Во многом развитие ребенка и его поведение зависит именно от этого компонента психики. Стоит заметить, что вся материальная и духовная культура человечества была создана лишь благодаря воображению, творческому мышлению и творческой деятельности людей.

Проблемой развития воображения повсеместно занимается множество ученых и педагогов среди которых наиболее углубленно изучали тему А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их исследования были ориентированы на изучение вопросов развития воображения отдельной личности и проявление оригинальности, креативности и индивидуальности творческой деятельности в процессе игры. Ведь именно в игре ребенок может наиболее действенно овладеть творчеством. Среди них музыкальная, художественная, изобразительная творческая деятельность и другие.

Ни для кого не секрет, что воображение нуждается в особом подходе для своего развития. Оно динамично развивается в дошкольном возрасте и претерпевает торможение к более зрелому, поэтому, если не заниматься его интенсивным развитием еще в детском возрасте, развивать его далее будет практически невозможно. В связи с этим новые возможности воображения сокращаются, что приводит к оскудению личности и снижению творческого потенциала.

Стоит отметить, что проблема развития воображения дошкольников является и будет являться актуальной всегда. С развитием общества и социального фона, в котором начинает свою жизнь каждый человек, меняются и задачи образования. Сейчас в век новых технологий и ускоренного темпа жизни, как никогда актуальна тема с развитием воображения, ведь новые проблемы и задачи требуют новых решений, подвижности и гибкости мышления, а новые условия жизни требуют быстрой адаптации и творческого подхода к решению проблем. Новые социальные образования теперь требуют активную личность, способную мыслить нестандартно, креативно. В связи с этим, перед образовательными учреждениями встает новая задача развития изобретального потенциала юных членов общества. Таким образом мы выходим на определение воображения с точки зрения психологии. «Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений». [5]


Только новый подход к уже известной проблеме способен двигать общество и его развитие дальше. Это один из принципов развития общества, а дошкольное образование – первая ступень к решению этой важной задачи.

Цель курсовой работы изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

- изучение теоретической базы психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте;

- рассмотреть и описать виды и особенности развития воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности;

- организовать и провести исследования для выявления уровня развития воображения детей и создать условия для успешного развития воображения дошкольников;

- проанализировать результаты и на их основе составить рекомендации для развития воображения детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является изучение воображения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности воображения детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: широта воображение детей зависит от количества накопленного опыта и от методов и приемов, которыми пользуется педагог в процессе развития воображения.

Методом написания курсовой работы является теоретический анализ литературы, эксперимент, диагностика развития воображения.

Курсовая работа состоит из введения и двух частей: 1 часть – теоретическая и посвящена описанию теоретических аспектов развития воображения у детей дошкольного возраста, в которой раскрывается сущность и виды воображения дошкольника, развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии, изучаются особенности развития воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

2 часть курсовой работы имеет практический характер и включает в себя экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников, а также анализ полученных результатов с составлением рекомендаций для успешного развития воображения дошкольников.

Каждая глава завершается кратким выводом по изученным вопросам.

Также в курсовой работе присутствует заключение, которое дает важный вывод по всей исследовательской работе и подводит черту под всем вышеописанным. В списках литературы указаны основные источники, которые были использованы для раскрытия темы. В приложении можно ознакомиться с бланками, которые использовались для проведения эксперимента, а также все необходимые для него иллюстрации из теста Роршаха.


Экспериментальная база исследования: детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области.

Экспериментальная группа исследования: дети группы «Теремок» 3-4 лет и группы «Сказка» 5-7 лет.

1 Теоретические аспекты развития воображения у детей дошкольного возраста

Сущность и виды воображения дошкольника

Воображение — фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. [14] Другими словами, воображение – это процесс, который позволяет рождать в голове события, вещи, никогда не существующие в нашем поле зрения ранее. Это синтез происшествий, сцен, событий, которые уже происходили, но которые в совокупности никогда не существовали. Другими словами, воображение воссоздает что-то опирающееся на действительность.

Ученые выделяют несколько несколько видов синтеза представлений в процессе воображения:

«Агглютинация – синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (например, образы кентавра, русалки и т. п.).» [9]

Гиперболизация – увеличение или уменьшение объекта или предмета, изменение его качеств.

«Заострение – прием воображения, для которого характерно акцентирование какой-либо части образа или определенного его качества.» [16]

«Схематизация – процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств». [17]

Типизация представляет собой выделение похожего, повторяющегося свойства в похожих явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Процесс воображения необходим каждому человеку в реальной жизни, дабы находить пути и решение сложных жизненных задач.

Для того, чтобы фантазия человека работала активно, ее нужно формировать с самого юного возраста. Этим и занимается педагогика и психология. Однако тема развития воображения и по сегодняшний день является наименее раскрытой и разработанной. Одно известно наверняка – воображение у детей дошкольного возраста настолько активно и ярко, что множество педагогов и психологов рассматривали это свойство, как особую детскую способность, которая ослабевала с течением времени и с годами теряло силу.


Согласно мнению советского психолога Ильенкова Эвальда Васильевича, воображение характерно способностью «видеть» целое раньше, чем его части и лишь благодаря ассоциациям может строить целостный образ. Следовательно, одной из отличительных особенностей воображения можно назвать «уход от действительности», создание совершенно иного, нового образа, а не просто воспроизведение уже полученных представлений. [7]

Т. Рибо считал, что воображение не предоставляется человеку с самого его рождения. Оно развивается с накоплением впечатлений, практического опыта, знаний, развития иных психических функций. Этот психический процесс развивается во взаимосвязи с развитием самой личности, в единстве с памятью, волей, мышлением и чувствами, а также в процессе воспитания и обучения. Современная наука исследует это свойство в контексте онтогенеза.

В Фирсов Н.Н. в своей книге «Микробиология» онтогенез трактует как «индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. [12]

Рассмотрим основные периоды онтогенеза в контексте развития воображения.

Период новорожденности является первым кризисным периодом в психическом развитии человека. В это время интенсивно развиваются все органы чувств, поэтому необходимо создавать всевозможные условия для их успешного развития. Также у ребенка появляется первая социальная потребность – общение. Именно непосредственно-эмоциональное общение также является и ведущим видом деятельности. Начинает формироваться первоначальная память. Благодаря всем этим особенностям и происходит отражение действительности через накопление первого опыта.

В раннем детстве (1-3 года) у детей еще нет четкой границы между вымыслом и реальностью. В этот период дети с бурным воображением могут придумать ситуацию, вещь, животное, которого не существовало или они никогда его не видели и наивно считать, что это действительно было. Это происходит именно из-за невозможности определения плода своей фантазии (оно же воображение) от реально существующего события или живого существа.

В период первого детства (4-7 лет) ребенок начинает наделять предметы и образы возможностью к действию. В этом возрасте личность учится изменять и модернизировать созданные образы, управлять ими. Также ребенок уже может регулировать свою фантазию, но составлять определенный план действий или планировать будущие шаги он еще не способен. Такая способность начинает появляться к 5-ти годам.


В возрасте 6-7 лет активность воображения достигает такого уровня, что ребенок уже может создавать в сознании свои миры, в которых он способен существовать. Не редко родители встречались с такими проблемами, когда ребенок старшего дошкольного возраста разговаривает сам с собой, а на вопрос «с кем ты разговариваешь?» он спокойно отвечает – «со своим другом». Эти ситуации не стоит рассматривать, как психическую проблему, просто у ребенка очень бурно работает фантазия, которой он активно пользуется и создает «друзей» и «миры», в которых потом благополучно живет.

Период второго детства (мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет) характеризуется возможностью ребенка создавать собственные разнообразные ситуации, придает одним предметам свойства совершенно других (листья как деньги в игре, камушки как продаваемый товар). Ребенок начинает испытывать трудности в реальной жизни и нередко может уходить в свой воображаемый идеальный мир.

Подростки (юноши 13-16 лет, девушки 12-15) имеют мечтательный характер. Зажатые дети активно начинают принимать на себя роли более сильных и физически крупных героев, которым несвойственны комплексы, которые есть у ребенка. Ребенок начинает перевоплощаться в героев, у которых нет недостатков, которые отравляют сегодняшний день. В этом возрасте подростки создают идеальные образы будущего, к которым следует стремиться. Воображение теперь становится творческим и продуктивным, произвольное внимание и дисциплина укрепляются, развиваются память и восприятие.

В юношеском возрасте (юноши 17-23, девушки 16-21) укореняется характер человека, но еще многое в восприятии и воображении можно исправить, изменить, дополнить, развить.

В зрелом возрасте (мужчины 24-35, женщины 22-35) вера в сказочных персонажей и волшебство начинает работать по-другому. Креативность в этом возрасте может помочь человеку добиться больших высот в реализации своего творческого потенциала.

Преклонный возраст характерен спадом всех психических функций. На первое место выдвигается забота о семье, а человек становится пассивным, малоэмоциональным, обидчивым. Возникают страхи, которые личность начинает воспринимать остро. Человек ищет для себя новые хобби и увлечения, которые способны отвлечь его от одиночества. Личность пытается реализовать свой нерастраченный творческий потенциал и начинает делиться богатым жизненным опытом. [15]

Таким образом мы можем заметить, что наиболее благоприятным периодом развития воображения является начало первого детства, когда ребенок способен рождать образы из своего сознания, но осознанно управлять им еще не имеет возможности. Также можно сделать вывод, что весь период дошкольного детства является наиболее удобным для формирования воображения и фантазии ребенка, которые затем перерастут в креативность взрослого человека, которую личность потом сможет активно проявлять и реализовывать во взрослом возрасте.