Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты развития воображения у детей дошкольного возраста
1.2 Развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
2 Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников
2.1 Организация и проведение исследования особенностей развития воображения дошкольников
Есть несколько положительных качеств подобного вида деятельности: ребенок заранее придумывает и представляет постройку, которую он хочет соорудить, параллельно знания об окружающем мире расширяются и углубляются, изучаются свойства предметов и их функционал, развивается память посредством запоминания особенностей частей конструктора, ребенок получает первые навыки знаний о построении моделей, которые затем учится применять в деле.
Для развития воображения на занятиях конструированием можно использовать следующие материалы: готовые наборы для конструирования определенных моделей (машины, роботы, конструкции); наборы, с помощью которых дошкольник может построить все, что сможет придумать в своем воображении; нетрадиционные технологии, которые в последнее время все чаще внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, это могут быть оригами, монотипии, рисование при помощи цветных ниток или готовых шаблонов для печатания, кляксография и другие.
Все эти виды деятельности в полной мере помогают ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично не только в плане воображения, но и других психических процессов и физических способностей, таких как мелкая моторика, интеллект, зрительное восприятие, мышление и другие. Благодаря таким видам деятельности ребенок постепенно продуктивно адаптируется для перехода на следующую ступень, а в дальнейшем развивает способность успешно усваивать программы обучения и расти развитой, разносторонней, находчивой и креативной личностью. [19]
Выводы по 1 главе
Подводя итог первой главы исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
- воображение - это сложный психический процесс, который требует углубленного изучения, по сей день ответы на множество вопросов так и не были даны;
- развитие воображения зависит прямиком от количества полученного опыта личностью;
- воображение зарождается в самом раннем возрасте и находит свое развитие с течением времени и взросления ребенка;
- главной движущей силой развития воображения ребенка является взрослый, который вводит малыша в жизнь, демонстрирует специфику явлений и происшествий, показывает окружающее пространство и делится своим собственным опытом;
- для всесторонне развитой творческой личности необходимо постоянное обновление впечатлений ребенка, предоставление ему пространства для фантазий.
Таким образом, нам удалось теоретически изучить свойства воображения как психического процесса, понять его истоки и способы развития воображения у детей дошкольного возраста.
Полученные знаний помогут нам в следующей главе курсовой работы, которая посвящена изучению развития воображения дошкольников с помощью практических методик.
2 Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников
2.1 Организация и проведение исследования особенностей развития воображения дошкольников
В исследовании принимали участие дети разных возрастных групп МДБОУ – детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» города Клинцы.
В таблице 1 представлен список испытуемых по возрастным группам.
Таблица 1. Количество испытуемых.
№ |
Имя ребенка |
Возрастная группа |
1. 2. 3. 4. 5. |
Миша К. Костя Н. Женя С. Аня К. Аня Л. |
3.5 3.4 3.4 3.1 3.2 |
6. 7. 8. 9. 10. 11. |
Соня З. Толик Н. Саша К. Милана Л. Леша Л. Саша Л. |
4.9 4.11 4.2 4.1 4.3 4.3 |
12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Соня С. Кристина Л. Настя Б. Соня См. Аврора А. Макар Н. Артем Д. Полина К. Арсений К. |
5.9 5.8 5.3 5.6 5.3 5.10 5.5 5.4 5.9 |
21. 22. 23. 24. 25. |
Артем Л. Егор Г. Никита М. Ярослав А. Вика Л. |
6.5 6.3 6.5 6.2 7.4 |
Перед началом исследования была поставлена цель: выявить уровень развития воображения детей дошкольного возраста.
Для достижения цели была использована методика Е.Торренса «Неполные фигуры» и «Модифицированный тест Роршаха» [11]. Также была разработана методика «Предсказатель».
В тесте креативности Торренса детям старшего дошкольного возраста были предложены 4 фигуры из оригинального теста, для детей младшего школьного возраста фигуры были упрощены и сокращены.
Тест креативности.
Цель: выявить уровень развития творческого воображения у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Оборудование: бланк №1 и бланк №2 (см. Приложение 1,2)
Задание: на листе изображены фигуры. Дорисуйте фигуры так, чтобы получилось что-то необычное. Дорисовывание может производиться как внутри фигуры, так и за ее пределами. Лист с фигурой можно переворачивать удобной для ребенка стороной.
Примечание: качество, яркость, красота, аккуратность, соблюдение пропорций при анализе учитываться не будут, так как тест направлен на выявление уровня креативности и развития воображения детей дошкольного возраста.
Критерии оценивания: работы детей старшего дошкольного возраста будут делиться на 4 группы:
1 – изображения оригинальны во всех 4 случаях;
2 – изображения оригинальны в 3 случаях;
3 – изображения оригинальны в 2 случаях;
4 – 1 изображение оригинально;
5 – оригинальных изображений нет.
Работы детей младшего дошкольного возраста будут делиться на 3 группы.
1 – изображения оригинальны в 3 случаях;
2 – изображения оригинальны в 2 случаях;
3 – 1 изображение оригинально;
4 – оригинальных изображений нет.
Также будет подсчитано общее количество оригинальных работ у детей старшего и младшего дошкольного возраста, дабы учитывать варианты воплощения изображения разными детьми.
Методы и приемы: эмоциональная беседа, объяснение, игровая ситуация, положительная оценка каждой работы, выбор ярких цветов карандашей для активизации воображения и эмоций ребенка.
Результаты эксперимента.
Полученные данные дали следующий результат: работы детей старшего дошкольного возраста преимущественно находятся во 2 и 3 подгруппах.
Наиболее часто встречающимися являются образы:
1 фигура – дерево.
2 фигура – цифра 2 в обратную сторону и палец.
3 фигура – лук и стрелы.
4 фигура – птица и сердце.
Наиболее интересными показались работы, в которых дополненные фигуры имели следующие образы:
1 фигура – трезубец, метла, рогатка.
2 фигура – сердце, цветок.
3 фигура – мостик, баранка.
4 фигура – очки.
Две работы имеют 2 и 3 оригинальных изображения из этого списка.
Целостный результат отражен в таблице 2.
Таблица 2. Результаты проведения теста креативности по методике «Торренса» у детей старшего дошкольного возраста.
Имя ребенка |
Дорисованный образ |
Соня С. |
Дерево, цветок, человечек, сердце |
Кристина Л. |
Дерево, двойка, мостик, сердце |
Настя Б. |
Дерево, палец, кристалл, цветок |
Соня См. |
Дерево, сердце, лестница, цветок |
Аврора А. |
Дерево, лестница, бублик, птица |
Макар Н. |
Дерево, палец, лук и стрелы, птица |
Артем Л. |
Метла, двойка, мешок, сердце |
Егор Г. |
Рогатка, море, лук и стрелы, птица |
Никита М. |
Трезубец, палец, лук и стрелы, птица |
Ярослав А. |
Дерево, палец, лук и стрелы, очки |
Полученные данные у детей младшего дошкольного возраста дали следующий результат: оригинальность изображений находится в 3 и 4 подгруппах.
Наиболее часто встречающиеся образы:
1 фигура –домик.
2 фигура – елочка.
3 фигура – солнце, колесо, воздушный шарик.
Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты проведения теста креативности по методике «Торренса» у детей младшего дошкольного возраста.
Имя ребенка |
Дорисованный образ |
Миша К. |
Домик, пирамидка, воздушный шарик |
Костя Н. |
Домик, колпак, шарик |
Женя С. |
Машина, пирамидка, воздушный шарик |
Аня К. |
Домик, елка, солнце |
Аня Л. |
Окно, елка, воздушный шарик |
Соня З. |
Домик, человечек, солнце |
Толик Н. |
Домик, елка, колесо |
Саша К. |
Машина, елка, колесо |
Милана Л. |
Домик, елка, солнце |
Леша Л. |
Закрасил фигуры |
Модифицированный тест Роршаха.
С детьми старшего дошкольного возраста был проведен еще один тест, целью которого было развитие творческого воображения, научить находить и озвучивать ассоциации с предложенными неясными изображениями пятен.
Оборудование: 10 карточек с пятнами. (см. Приложение 3-12)
Задание: дошкольники должны указать на сходство предложенного чернильного пятна с предметом, объектом или образом.
Методы и приемы: объяснение задания, беседа с детьми об образах, увиденных на иллюстрациях, положительное и эмоциональное оценивание любого образа, найденного ребенком на иллюстрации, побуждение ребенка к поиску образов посредством подбадривания и эмоциональности.
Критерии оценивания:
1 – ребенок не смог найти сходство пятна с каким-либо предметом;
2 – ребенок озвучивает сходство пятна с одним объектом;
3 – ребенок озвучивает сходство пятна с несколькими объектами.
Результаты теста.
Детальная обработка результатов представлена в таблице 4.
Таблица 4. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха у детей старшего дошкольного возраста.
Имя ребенка |
Название объекта |
Количество названий |
|
1 |
Артем Д. |
Цветок |
1 |
2 |
Настя Б. |
- |
0 |
3 |
Вика Л. |
Ослик, бабочка, кролик |
3 |
4 |
Полина К. |
Дракон, огонь, принцесса |
3 |
5 |
Арсений К. |
Дракон |
1 |
6 |
Никита М. |
Пауки, череп, морской конек |
3 |
7 |
Соня См. |
Змей-горыныч |
1 |
8 |
Ярослав А. |
- |
0 |
9 |
Артем Л. |
Белки, бабочка |
2 |
10 |
Егор Г. |
- |
0 |
Всего: |
14 |
3 человека – не дали ни одного названия;
3 человека – 1 название;
1 человек – 2 название;
3 человека – 3 названия.
В таблице 5 определены уровни развития воображения.
Таблица 5. Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий |
Средний |
Низкий |
30% |
40% |
30% |
Тест «Предсказатель».
Старшим дошкольникам было предложение задание целью которого было определение уровня воображения и любознательности, развитие творческого воображения и речи, оценка качества вербального описания.