Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Есть несколько положительных качеств подобного вида деятельности: ребенок заранее придумывает и представляет постройку, которую он хочет соорудить, параллельно знания об окружающем мире расширяются и углубляются, изучаются свойства предметов и их функционал, развивается память посредством запоминания особенностей частей конструктора, ребенок получает первые навыки знаний о построении моделей, которые затем учится применять в деле.

Для развития воображения на занятиях конструированием можно использовать следующие материалы: готовые наборы для конструирования определенных моделей (машины, роботы, конструкции); наборы, с помощью которых дошкольник может построить все, что сможет придумать в своем воображении; нетрадиционные технологии, которые в последнее время все чаще внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, это могут быть оригами, монотипии, рисование при помощи цветных ниток или готовых шаблонов для печатания, кляксография и другие.

Все эти виды деятельности в полной мере помогают ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично не только в плане воображения, но и других психических процессов и физических способностей, таких как мелкая моторика, интеллект, зрительное восприятие, мышление и другие. Благодаря таким видам деятельности ребенок постепенно продуктивно адаптируется для перехода на следующую ступень, а в дальнейшем развивает способность успешно усваивать программы обучения и расти развитой, разносторонней, находчивой и креативной личностью. [19]

Выводы по 1 главе

Подводя итог первой главы исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

- воображение - это сложный психический процесс, который требует углубленного изучения, по сей день ответы на множество вопросов так и не были даны;

- развитие воображения зависит прямиком от количества полученного опыта личностью;

- воображение зарождается в самом раннем возрасте и находит свое развитие с течением времени и взросления ребенка;

- главной движущей силой развития воображения ребенка является взрослый, который вводит малыша в жизнь, демонстрирует специфику явлений и происшествий, показывает окружающее пространство и делится своим собственным опытом;

- для всесторонне развитой творческой личности необходимо постоянное обновление впечатлений ребенка, предоставление ему пространства для фантазий.


Таким образом, нам удалось теоретически изучить свойства воображения как психического процесса, понять его истоки и способы развития воображения у детей дошкольного возраста.

Полученные знаний помогут нам в следующей главе курсовой работы, которая посвящена изучению развития воображения дошкольников с помощью практических методик.

2 Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников

2.1 Организация и проведение исследования особенностей развития воображения дошкольников

В исследовании принимали участие дети разных возрастных групп МДБОУ – детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» города Клинцы.

В таблице 1 представлен список испытуемых по возрастным группам.

Таблица 1. Количество испытуемых.

Имя ребенка

Возрастная группа

1.

2.

3.

4.

5.

Миша К.

Костя Н.

Женя С.

Аня К.

Аня Л.

3.5

3.4

3.4

3.1

3.2

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Соня З.

Толик Н.

Саша К.

Милана Л.

Леша Л.

Саша Л.

4.9

4.11

4.2

4.1

4.3

4.3

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Соня С.

Кристина Л.

Настя Б.

Соня См.

Аврора А.

Макар Н.

Артем Д.

Полина К.

Арсений К.

5.9

5.8

5.3

5.6

5.3

5.10

5.5

5.4

5.9

21.

22.

23.

24.

25.

Артем Л.

Егор Г.

Никита М.

Ярослав А.

Вика Л.

6.5

6.3

6.5

6.2

7.4


Перед началом исследования была поставлена цель: выявить уровень развития воображения детей дошкольного возраста.

Для достижения цели была использована методика Е.Торренса «Неполные фигуры» и «Модифицированный тест Роршаха» [11]. Также была разработана методика «Предсказатель».

В тесте креативности Торренса детям старшего дошкольного возраста были предложены 4 фигуры из оригинального теста, для детей младшего школьного возраста фигуры были упрощены и сокращены.

Тест креативности.

Цель: выявить уровень развития творческого воображения у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Оборудование: бланк №1 и бланк №2 (см. Приложение 1,2)

Задание: на листе изображены фигуры. Дорисуйте фигуры так, чтобы получилось что-то необычное. Дорисовывание может производиться как внутри фигуры, так и за ее пределами. Лист с фигурой можно переворачивать удобной для ребенка стороной.

Примечание: качество, яркость, красота, аккуратность, соблюдение пропорций при анализе учитываться не будут, так как тест направлен на выявление уровня креативности и развития воображения детей дошкольного возраста.

Критерии оценивания: работы детей старшего дошкольного возраста будут делиться на 4 группы:

1 – изображения оригинальны во всех 4 случаях;

2 – изображения оригинальны в 3 случаях;

3 – изображения оригинальны в 2 случаях;

4 – 1 изображение оригинально;

5 – оригинальных изображений нет.

Работы детей младшего дошкольного возраста будут делиться на 3 группы.

1 – изображения оригинальны в 3 случаях;

2 – изображения оригинальны в 2 случаях;

3 – 1 изображение оригинально;

4 – оригинальных изображений нет.

Также будет подсчитано общее количество оригинальных работ у детей старшего и младшего дошкольного возраста, дабы учитывать варианты воплощения изображения разными детьми.

Методы и приемы: эмоциональная беседа, объяснение, игровая ситуация, положительная оценка каждой работы, выбор ярких цветов карандашей для активизации воображения и эмоций ребенка.

Результаты эксперимента.

Полученные данные дали следующий результат: работы детей старшего дошкольного возраста преимущественно находятся во 2 и 3 подгруппах.

Наиболее часто встречающимися являются образы:

1 фигура – дерево.

2 фигура – цифра 2 в обратную сторону и палец.

3 фигура – лук и стрелы.

4 фигура – птица и сердце.

Наиболее интересными показались работы, в которых дополненные фигуры имели следующие образы:


1 фигура – трезубец, метла, рогатка.

2 фигура – сердце, цветок.

3 фигура – мостик, баранка.

4 фигура – очки.

Две работы имеют 2 и 3 оригинальных изображения из этого списка.

Целостный результат отражен в таблице 2.

Таблица 2. Результаты проведения теста креативности по методике «Торренса» у детей старшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Дорисованный образ

Соня С.

Дерево, цветок, человечек, сердце

Кристина Л.

Дерево, двойка, мостик, сердце

Настя Б.

Дерево, палец, кристалл, цветок

Соня См.

Дерево, сердце, лестница, цветок

Аврора А.

Дерево, лестница, бублик, птица

Макар Н.

Дерево, палец, лук и стрелы, птица

Артем Л.

Метла, двойка, мешок, сердце

Егор Г.

Рогатка, море, лук и стрелы, птица

Никита М.

Трезубец, палец, лук и стрелы, птица

Ярослав А.

Дерево, палец, лук и стрелы, очки

Полученные данные у детей младшего дошкольного возраста дали следующий результат: оригинальность изображений находится в 3 и 4 подгруппах.

Наиболее часто встречающиеся образы:

1 фигура –домик.

2 фигура – елочка.

3 фигура – солнце, колесо, воздушный шарик.

Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты проведения теста креативности по методике «Торренса» у детей младшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Дорисованный образ

Миша К.

Домик, пирамидка, воздушный шарик

Костя Н.

Домик, колпак, шарик

Женя С.

Машина, пирамидка, воздушный шарик

Аня К.

Домик, елка, солнце

Аня Л.

Окно, елка, воздушный шарик

Соня З.

Домик, человечек, солнце

Толик Н.

Домик, елка, колесо

Саша К.

Машина, елка, колесо

Милана Л.

Домик, елка, солнце

Леша Л.

Закрасил фигуры

Модифицированный тест Роршаха.

С детьми старшего дошкольного возраста был проведен еще один тест, целью которого было развитие творческого воображения, научить находить и озвучивать ассоциации с предложенными неясными изображениями пятен.


Оборудование: 10 карточек с пятнами. (см. Приложение 3-12)

Задание: дошкольники должны указать на сходство предложенного чернильного пятна с предметом, объектом или образом.

Методы и приемы: объяснение задания, беседа с детьми об образах, увиденных на иллюстрациях, положительное и эмоциональное оценивание любого образа, найденного ребенком на иллюстрации, побуждение ребенка к поиску образов посредством подбадривания и эмоциональности.

Критерии оценивания:

1 – ребенок не смог найти сходство пятна с каким-либо предметом;

2 – ребенок озвучивает сходство пятна с одним объектом;

3 – ребенок озвучивает сходство пятна с несколькими объектами.

Результаты теста.

Детальная обработка результатов представлена в таблице 4.

Таблица 4. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха у детей старшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Название объекта
на иллюстрации

Количество названий

1

Артем Д.

Цветок

1

2

Настя Б.

-

0

3

Вика Л.

Ослик, бабочка, кролик

3

4

Полина К.

Дракон, огонь, принцесса

3

5

Арсений К.

Дракон

1

6

Никита М.

Пауки, череп, морской конек

3

7

Соня См.

Змей-горыныч

1

8

Ярослав А.

-

0

9

Артем Л.

Белки, бабочка

2

10

Егор Г.

-

0

Всего:

14

3 человека – не дали ни одного названия;

3 человека – 1 название;

1 человек – 2 название;

3 человека – 3 названия.

В таблице 5 определены уровни развития воображения.

Таблица 5. Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий

Средний

Низкий

30%

40%

30%

Тест «Предсказатель».

Старшим дошкольникам было предложение задание целью которого было определение уровня воображения и любознательности, развитие творческого воображения и речи, оценка качества вербального описания.