Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты развития воображения у детей дошкольного возраста
1.2 Развитие представлений о воображении человека в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
2 Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников
2.1 Организация и проведение исследования особенностей развития воображения дошкольников
Оборудование: иллюстрация. (см. Приложение 13)
Задание: детям демонстрируется иллюстрация, затем предлагается подумать и пофантазировать, что случилось до того, что изображено на иллюстрации, а что случилось позже.
Примечание: анализируется полнота рассказа, количество описанных деталей, варианты, предшествующие событию и количество вариантов последствий. Исследование направлено на развитие и выявление воображения.
Перед началом эксперимента название иллюстрации не озвучивалось.
Для эксперимента были выбраны дети 5 и 6-7 лет, чтобы определить, зависит ли уровень развития воображения от возраста детей, и, следовательно, от количества накопленного опыта.
Для эксперимента были подобраны методы и приемы, которые способствуют налаживанию контакта детьми посредством эмоциональной подачи материала, яркой иллюстрации, обсуждения мнения каждого ребенка, индивидуального подхода к каждому испытуемому, а также положительная оценка любого описания иллюстрации, которое могли предложить дети.
Результаты теста.
По результатам исследования выяснилось, что все дети легко описывают происходящее на картинке. Детям 5-ти сложнее дается описание предшествующих событий, а последующие описывают легко практически все испытуемые. Большинство детей 6-7-ми лет ярко и эмоционально рассказывают историю как до событий, так и после. Так же пристальное внимание уделяют деталям на иллюстрации.
Подробные данные исследования описаны в таблице 6.
Таблица 6. Результаты вербального теста «Предсказатель» у детей старшего дошкольного возраста.
Имя ребенка |
Описываемые события |
Качество описания |
||
До |
Во время |
После |
||
Артем Д. |
+ |
+ |
Долго пытался составить лаконичную историю по иллюстрации в воображении, ярко описал события, которые происходят на иллюстрации, легко придумал последующие события |
|
Настя Б. |
+ |
Из-за особенностей характера, смогла только сухо рассказать произошедшее на иллюстрации, описание до и после событий не удалось |
||
Вика Л. |
+ |
+ |
+ |
Эмоционально и ярко рассказала о предшествующих событиях, на иллюстрации большое внимание уделила деталям, предварительно их рассмотрев, озвучив и описав. Логично и оригинально описала последующие события |
Полина К. |
+ |
Пристально рассмотрела иллюстрацию и эмоционально рассказала о событиях, на иллюстрации, предсказывать события отказалась, а последующие события для ребенка не ясны и скомканы |
||
Арсений К. |
+ |
+ |
Быстро сориентировался в иллюстрации. Объяснил происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя, последующие события продолжил также от лица наблюдателя |
|
Никита М. |
+ |
+ |
+ |
Выразительно и эмоционально подошел к описанию предшествующих событий. Последующие описал с юмором. Обратил пристальное внимание на детали и даже поделился собственным опытом насчет происходящего на иллюстрации |
Соня См. |
+ |
+ |
Легко смогла придумать продолжение истории и ярко описала происходящее на иллюстрации, добавила собственные детали, которых на иллюстрации нет |
|
Ярослав А. |
+ |
+ |
С огромным трудом смог предвидеть предыдущие события и с помощью педагога выстроить логическую цепочку. События на иллюстрации описал очень сухо, невнимательно, без энтузиазма |
|
Артем Л. |
+ |
+ |
+ |
Смог рассказать цельную историю от начала событий и до конца от лица мамы мальчика, изображенного на иллюстрации. Обращал пристальное внимание на детали и даже посмеивался от увиденного |
Егор Г. |
+ |
+ |
+ |
История, которую рассказал по иллюстрации испытуемый была наполнена фактами, которые не озвучивал перед этим ни один ребенок. Изложение истории грамотное, неэмоциональное, но полное |
Таким образом, нам удалось провести эксперимент, в котором удалось выявить уровень воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста, помочь в его развитии, зафиксировать данные, с помощью которых будет проводиться анализ.
2.2 Анализ результатов проведенных исследований
В процессе исследования уровня развития воображения детей младшего и старшего возрастов посредством использования разных видов текстов и экспериментов можно провести анализ и подвести итог исследовательской деятельности.
Целью первого эксперимента «Тест креативности», который проводился по методике Е.Торренса «Неполные фигуры» было выявление уровня развития творческого воображения у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Оборудование: бланк №1 и бланк №2 (см. Приложение 1,2)
Ход исследования: детям было предложено дорисовать фигуры, которые изображены на бланках.
В результате проведенного исследования среди разных возрастных групп было выявлено, что среди детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как среди детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) лишь 5.
Таким образом, эти результаты лишь подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень развития воображения зависит от количества накопленного опыта детьми, а чем ребенок старше, тем, соответственно, у него больше опыта. Конечно на этот параметр также влияет и активная работа взрослого с ребенком, что на протяжение эксперимента ярко демонстрировалось педагогами, которые проводили занятия с детьми.
Результаты исследования образно-логического мышления и произвольности у детей младшего и старшего дошкольного возраста представлены в таблице 7.
Таблица 7. Результаты диагностики воображения детей старшего и младшего дошкольного возраста.
Порядковый номер ребенка |
Дети группы «Теремок» (младшие) |
Порядковый номер ребенка |
Дети группы «Сказка» (старшие) |
Баллы |
Баллы |
||
1. |
1 |
12. |
2 |
2. |
2 |
13. |
3 |
3. |
1 |
14. |
3 |
4. |
1 |
15. |
3 |
5. |
1 |
16. |
2 |
6. |
1 |
17. |
1 |
7. |
1 |
21. |
2 |
8. |
2 |
22. |
2 |
9. |
1 |
23. |
2 |
10. |
0 |
24. |
2 |
Баллы выставлялись по следующим критериям: оригинальность работ, количество деталей, количество цветов.
У детей младшего школьного возраста преобладающе количество баллов выставлялось за выбор цветовой гаммы. Практически все малыши использовали в своих работах 3 и более цветов.
Дети старшего дошкольного возраста делали упор на оригинальность своих работ и количество деталей. Большинство детей долго вырисовывало мелкие незначительные детали, которые придавали их иллюстрации креативность и наполненность.
В результате проведенной диагностики было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста имеют низкий уровень воображения, образное мышление развито плохо, а образно-логическое мышление без правильного направление взрослым, практически отсутствует.
У детей старшего дошкольного возраста ситуация совершенно другая. Отмечается достаточно высокий уровень развития воображения, а также произвольности внимания. Образно-логическое мышление также имеет высокий уровень. Дети группы «Сказка» активно беседовали во время проведения занятия, отвечали на вопросы и даже рассказывали об иллюстрациях истории, чувствовали себя спокойно, настроение имело положительную окраску, многие дети улыбались, когда исследователь обсуждал с ними их работы.
Стоит заметить, что один ребенок из детей группы «Теремок» с заданием не справился и просто закрасил фигуры разными цветами. Можно ли назвать это проявлением иного взгляда на мир и иным путем креативности – сказать сложно, но после беседы с педагогом, выяснилось, что ребенок имеет отклонения в развитии, чем и можно объяснить его беспорядочное закрашивание предоставленных фигур. После беседы с ребенком, исследователь пришел к выводу, что мальчик может придать закрашенной фигуре абсолютно любой образ, который он придумает. Опять же, связано это с новым уровнем креативности или ребенок просто называет беспорядочно пришедшие слова в голову – вопрос открытый.
Также была проведена методика, ориентированная на развитие творческого воображения. С помощью модифицированного теста Роршаха также следовало научить детей находить и озвучивать ассоциации с предложенными неясными изображениями пятен.
В ходе занятия было предложено дошкольникам старшего дошкольного возраста указать на сходство предложенного чернильного пятна с предметом, объектом или образом.
В ходе эксперимента было выявлено две возрастные группы детей. С результатами работы можно ознакомиться в таблице 8.
Таблица 8. Результаты модицифированного теста Роршаха двух возрастных групп.
Порядковый номер ребенка |
Баллы детей 5-ти лет |
Порядковый номер ребенка |
Баллы детей 6-7-ми лет |
14. |
0 |
21. |
2 |
15. |
1 |
22. |
0 |
18. |
1 |
23. |
3 |
19. |
3 |
24. |
0 |
20. |
1 |
25. |
3 |
В результате наблюдаются достаточно неоднозначные результаты данных, среди которых общее количество баллов детей 5-ти лет – 6, а 6-ти лет – 8. При этом двое детей из группы шестилеток не смогли найти в иллюстрации вообще ни одного образа.
После общения с этими детьми, мы можем однозначно сказать о чертах характера каждого ребенка. На испытуемого под номером 24 оказывалось положительное эмоциональное давление. Ребенок улыбался, отзывался на эмоции, но этот метод не помог найти ему образы в пятне. Испытуемому 22 предлагались разные методы рассматривания иллюстрации – переворачивание, рассматривание отдельных элементов иллюстрации, но результатов это не принесло.
Стоит отметить, что далее с этими детьми провелась отдельная беседа, в процессе которой детям предлагались иные чернильные пятна и далее результаты исследования дали следующие показатели. Результаты индивидуальной работы с детьми представлены в таблице 9.
Таблица 9. Результаты индивидуальной работы с детьми.
Порядковый номер ребенка |
Номер иллюстрации |
Названия образов |
Количество названий образов |
22. |
1 |
Львы |
1 |
2 |
Муха |
1 |
|
3 |
Кролик |
1 |
|
24. |
4 |
Бабочка, дракон |
2 |
5 |
Мотылек |
1 |
|
6 |
Кузнечик |
1 |
Данные индивидуальной работы с детьми показали, что несмотря на то, что ребенок находит в пятнах какие-то образы, уровень развития воображения все равно является достаточно низким.
Стоит отметить, что индивидуальная работа помогла раскрыть потенциал детей, а также оказала воздействие на развитие воображение испытуемых. Дети охотно согласились вне рамок исследования придумать собственные пятна и отыскать в них новые образы.
Посредством такой работы, можно говорить о том, что отдельные занятия с детьми послужили развитию логически-образного мышления и произвольного внимания, относительно предварительных результатов, а также побудило интерес к новому виду творчества.
Хочется также отметить индивидуальные особенности отдельных детей.
В ходе эксперимента наиболее удивительные результаты показали девочки-сестры 5 и 7 лет. Они обе очень быстро находили образы на иллюстрациях и даже предлагали альтернативные варианты цветов для изображения их образов. После исследования они показали свои иллюстрации, которые были нарисованы с опорой на то, что они увидели в чернильных пятнах.
В результате такого эксперимента, мы можем говорить о том, что у детей 6-7 лет воображение развито несколько лучше, нежели у пятилеток.
В ходе исследования также был проведен эксперимент «Предсказатель», ориентированный на определение уровня воображения и любознательности, развитие творческого воображения и речи, оценка качества вербального описания.
Детям предлагалось по картинке описать ситуацию, которая изображена, а также события до и после нее. Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10. Результаты теста «Предсказатель» двух возрастных групп.
Порядковый номер ребенка |
Баллы детей 5-ти лет |
Порядковый номер ребенка |
Баллы детей 6-7 лет |
14. |
1 |
21. |
3 |
15. |
2 |
22. |
3 |
18. |
2 |
23. |
3 |
19. |
1 |
24. |
2 |
20. |
2 |
25. |
3 |
Результаты анализа ясно дают понять, что вербальное воображение детей более старшего возраста намного ярче, выразительнее. Дети 6-7 лет наполняли свой рассказ деталями, которых нет на иллюстрациях, дополняли истории собственными домыслами охотно и с энтузиазмом. Кто-то из детей подходил к ситуации с юмором, кто-то оценивал происходящее со стороны стороннего наблюдателя или персонажа, которого он придумал сам. Речь детей наполнена интересными формулировками. Почти все дети эмоционально окрасили историю.
Дети 5-ти лет несколько спокойно отнеслись к заданию. Многие не смогли предвидеть ситуацию в связи с малым количеством опыта. Некоторые не смогли описать события и после ситуации. Один ребенок очень сухо описал происходящее, как бы, лишь то, что он видит. Плохое объяснение задания – не аргумент в пользу пассивности ребенка, задание было объяснено всем единовременно и эмоционально, интерес детей подогревался интонациями исследователя, а также яркой иллюстрацией с понятным всем сюжетом.