Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оборудование: иллюстрация. (см. Приложение 13)

Задание: детям демонстрируется иллюстрация, затем предлагается подумать и пофантазировать, что случилось до того, что изображено на иллюстрации, а что случилось позже.

Примечание: анализируется полнота рассказа, количество описанных деталей, варианты, предшествующие событию и количество вариантов последствий. Исследование направлено на развитие и выявление воображения.

Перед началом эксперимента название иллюстрации не озвучивалось.

Для эксперимента были выбраны дети 5 и 6-7 лет, чтобы определить, зависит ли уровень развития воображения от возраста детей, и, следовательно, от количества накопленного опыта.

Для эксперимента были подобраны методы и приемы, которые способствуют налаживанию контакта детьми посредством эмоциональной подачи материала, яркой иллюстрации, обсуждения мнения каждого ребенка, индивидуального подхода к каждому испытуемому, а также положительная оценка любого описания иллюстрации, которое могли предложить дети.

Результаты теста.

По результатам исследования выяснилось, что все дети легко описывают происходящее на картинке. Детям 5-ти сложнее дается описание предшествующих событий, а последующие описывают легко практически все испытуемые. Большинство детей 6-7-ми лет ярко и эмоционально рассказывают историю как до событий, так и после. Так же пристальное внимание уделяют деталям на иллюстрации.

Подробные данные исследования описаны в таблице 6.

Таблица 6. Результаты вербального теста «Предсказатель» у детей старшего дошкольного возраста.

Имя ребенка

Описываемые события

Качество описания

До

Во время

После

Артем Д.

+

+

Долго пытался составить лаконичную историю по иллюстрации в воображении, ярко описал события, которые происходят на иллюстрации, легко придумал последующие события

Настя Б.

+

Из-за особенностей характера, смогла только сухо рассказать произошедшее на иллюстрации, описание до и после событий не удалось

Вика Л.

+

+

+

Эмоционально и ярко рассказала о предшествующих событиях, на иллюстрации большое внимание уделила деталям, предварительно их рассмотрев, озвучив и описав. Логично и оригинально описала последующие события

Полина К.

+

Пристально рассмотрела иллюстрацию и эмоционально рассказала о событиях, на иллюстрации, предсказывать события отказалась, а последующие события для ребенка не ясны и скомканы

Арсений К.

+

+

Быстро сориентировался в иллюстрации. Объяснил происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя, последующие события продолжил также от лица наблюдателя

Никита М.

+

+

+

Выразительно и эмоционально подошел к описанию предшествующих событий. Последующие описал с юмором. Обратил пристальное внимание на детали и даже поделился собственным опытом насчет происходящего на иллюстрации

Соня См.

+

+

Легко смогла придумать продолжение истории и ярко описала происходящее на иллюстрации, добавила собственные детали, которых на иллюстрации нет

Ярослав А.

+

+

С огромным трудом смог предвидеть предыдущие события и с помощью педагога выстроить логическую цепочку. События на иллюстрации описал очень сухо, невнимательно, без энтузиазма

Артем Л.

+

+

+

Смог рассказать цельную историю от начала событий и до конца от лица мамы мальчика, изображенного на иллюстрации. Обращал пристальное внимание на детали и даже посмеивался от увиденного

Егор Г.

+

+

+

История, которую рассказал по иллюстрации испытуемый была наполнена фактами, которые не озвучивал перед этим ни один ребенок. Изложение истории грамотное, неэмоциональное, но полное


Таким образом, нам удалось провести эксперимент, в котором удалось выявить уровень воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста, помочь в его развитии, зафиксировать данные, с помощью которых будет проводиться анализ.

2.2 Анализ результатов проведенных исследований

В процессе исследования уровня развития воображения детей младшего и старшего возрастов посредством использования разных видов текстов и экспериментов можно провести анализ и подвести итог исследовательской деятельности.

Целью первого эксперимента «Тест креативности», который проводился по методике Е.Торренса «Неполные фигуры» было выявление уровня развития творческого воображения у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Оборудование: бланк №1 и бланк №2 (см. Приложение 1,2)

Ход исследования: детям было предложено дорисовать фигуры, которые изображены на бланках.

В результате проведенного исследования среди разных возрастных групп было выявлено, что среди детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как среди детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) лишь 5.

Таким образом, эти результаты лишь подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень развития воображения зависит от количества накопленного опыта детьми, а чем ребенок старше, тем, соответственно, у него больше опыта. Конечно на этот параметр также влияет и активная работа взрослого с ребенком, что на протяжение эксперимента ярко демонстрировалось педагогами, которые проводили занятия с детьми.

Результаты исследования образно-логического мышления и произвольности у детей младшего и старшего дошкольного возраста представлены в таблице 7.

Таблица 7. Результаты диагностики воображения детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Порядковый номер ребенка

Дети группы «Теремок» (младшие)

Порядковый номер ребенка

Дети группы «Сказка» (старшие)

Баллы

Баллы

1.

1

12.

2

2.

2

13.

3

3.

1

14.

3

4.

1

15.

3

5.

1

16.

2

6.

1

17.

1

7.

1

21.

2

8.

2

22.

2

9.

1

23.

2

10.

0

24.

2


Баллы выставлялись по следующим критериям: оригинальность работ, количество деталей, количество цветов.

У детей младшего школьного возраста преобладающе количество баллов выставлялось за выбор цветовой гаммы. Практически все малыши использовали в своих работах 3 и более цветов.

Дети старшего дошкольного возраста делали упор на оригинальность своих работ и количество деталей. Большинство детей долго вырисовывало мелкие незначительные детали, которые придавали их иллюстрации креативность и наполненность.

В результате проведенной диагностики было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста имеют низкий уровень воображения, образное мышление развито плохо, а образно-логическое мышление без правильного направление взрослым, практически отсутствует.

У детей старшего дошкольного возраста ситуация совершенно другая. Отмечается достаточно высокий уровень развития воображения, а также произвольности внимания. Образно-логическое мышление также имеет высокий уровень. Дети группы «Сказка» активно беседовали во время проведения занятия, отвечали на вопросы и даже рассказывали об иллюстрациях истории, чувствовали себя спокойно, настроение имело положительную окраску, многие дети улыбались, когда исследователь обсуждал с ними их работы.

Стоит заметить, что один ребенок из детей группы «Теремок» с заданием не справился и просто закрасил фигуры разными цветами. Можно ли назвать это проявлением иного взгляда на мир и иным путем креативности – сказать сложно, но после беседы с педагогом, выяснилось, что ребенок имеет отклонения в развитии, чем и можно объяснить его беспорядочное закрашивание предоставленных фигур. После беседы с ребенком, исследователь пришел к выводу, что мальчик может придать закрашенной фигуре абсолютно любой образ, который он придумает. Опять же, связано это с новым уровнем креативности или ребенок просто называет беспорядочно пришедшие слова в голову – вопрос открытый.

Также была проведена методика, ориентированная на развитие творческого воображения. С помощью модифицированного теста Роршаха также следовало научить детей находить и озвучивать ассоциации с предложенными неясными изображениями пятен.

В ходе занятия было предложено дошкольникам старшего дошкольного возраста указать на сходство предложенного чернильного пятна с предметом, объектом или образом.

В ходе эксперимента было выявлено две возрастные группы детей. С результатами работы можно ознакомиться в таблице 8.


Таблица 8. Результаты модицифированного теста Роршаха двух возрастных групп.

Порядковый номер ребенка

Баллы детей 5-ти лет

Порядковый номер ребенка

Баллы детей 6-7-ми лет

14.

0

21.

2

15.

1

22.

0

18.

1

23.

3

19.

3

24.

0

20.

1

25.

3

В результате наблюдаются достаточно неоднозначные результаты данных, среди которых общее количество баллов детей 5-ти лет – 6, а 6-ти лет – 8. При этом двое детей из группы шестилеток не смогли найти в иллюстрации вообще ни одного образа.

После общения с этими детьми, мы можем однозначно сказать о чертах характера каждого ребенка. На испытуемого под номером 24 оказывалось положительное эмоциональное давление. Ребенок улыбался, отзывался на эмоции, но этот метод не помог найти ему образы в пятне. Испытуемому 22 предлагались разные методы рассматривания иллюстрации – переворачивание, рассматривание отдельных элементов иллюстрации, но результатов это не принесло.

Стоит отметить, что далее с этими детьми провелась отдельная беседа, в процессе которой детям предлагались иные чернильные пятна и далее результаты исследования дали следующие показатели. Результаты индивидуальной работы с детьми представлены в таблице 9.

Таблица 9. Результаты индивидуальной работы с детьми.

Порядковый номер ребенка

Номер иллюстрации

Названия образов

Количество названий образов

22.

1

Львы

1

2

Муха

1

3

Кролик

1

24.

4

Бабочка, дракон

2

5

Мотылек

1

6

Кузнечик

1

Данные индивидуальной работы с детьми показали, что несмотря на то, что ребенок находит в пятнах какие-то образы, уровень развития воображения все равно является достаточно низким.

Стоит отметить, что индивидуальная работа помогла раскрыть потенциал детей, а также оказала воздействие на развитие воображение испытуемых. Дети охотно согласились вне рамок исследования придумать собственные пятна и отыскать в них новые образы.


Посредством такой работы, можно говорить о том, что отдельные занятия с детьми послужили развитию логически-образного мышления и произвольного внимания, относительно предварительных результатов, а также побудило интерес к новому виду творчества.

Хочется также отметить индивидуальные особенности отдельных детей.

В ходе эксперимента наиболее удивительные результаты показали девочки-сестры 5 и 7 лет. Они обе очень быстро находили образы на иллюстрациях и даже предлагали альтернативные варианты цветов для изображения их образов. После исследования они показали свои иллюстрации, которые были нарисованы с опорой на то, что они увидели в чернильных пятнах.

В результате такого эксперимента, мы можем говорить о том, что у детей 6-7 лет воображение развито несколько лучше, нежели у пятилеток.

В ходе исследования также был проведен эксперимент «Предсказатель», ориентированный на определение уровня воображения и любознательности, развитие творческого воображения и речи, оценка качества вербального описания.

Детям предлагалось по картинке описать ситуацию, которая изображена, а также события до и после нее. Результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10. Результаты теста «Предсказатель» двух возрастных групп.

Порядковый номер ребенка

Баллы детей

5-ти лет

Порядковый номер ребенка

Баллы детей

6-7 лет

14.

1

21.

3

15.

2

22.

3

18.

2

23.

3

19.

1

24.

2

20.

2

25.

3

Результаты анализа ясно дают понять, что вербальное воображение детей более старшего возраста намного ярче, выразительнее. Дети 6-7 лет наполняли свой рассказ деталями, которых нет на иллюстрациях, дополняли истории собственными домыслами охотно и с энтузиазмом. Кто-то из детей подходил к ситуации с юмором, кто-то оценивал происходящее со стороны стороннего наблюдателя или персонажа, которого он придумал сам. Речь детей наполнена интересными формулировками. Почти все дети эмоционально окрасили историю.

Дети 5-ти лет несколько спокойно отнеслись к заданию. Многие не смогли предвидеть ситуацию в связи с малым количеством опыта. Некоторые не смогли описать события и после ситуации. Один ребенок очень сухо описал происходящее, как бы, лишь то, что он видит. Плохое объяснение задания – не аргумент в пользу пассивности ребенка, задание было объяснено всем единовременно и эмоционально, интерес детей подогревался интонациями исследователя, а также яркой иллюстрацией с понятным всем сюжетом.