Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Оценка эффективности организационной культуры предпринимательства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия организационной культуры
1.1 Понятия и основные категории организационной культуры
1.2 Оценка эффективности организационной культуры предпринимательства
Факторы, влияющие на организационную культуру компании
2.2 Анализ организационной культуры предприятия
3. Предложения по совершенствованию организационной культуры ООО «Альянс»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема организационной культуры остается и в наши дни одной из центральных в управленческой литературе. В целом, организационная культура – это совокупность специфических для данной организации ценностей, отношений, поведенческих норм. Она выполняет важную роль в организации, так как, с одной стороны, утверждает уникальность ее сотрудников, разделяемую каждым из них, и, в той же мере, обеспечивает их ориентацию в поведении, принятии решений на единые стандарты и нормы поведения, ценности и традиции компании.
Актуальность курсовой работы определяют значительная сложность и важность исследуемой проблемы, недостаточно количество системных разработок в области ее решения применительно к машиностроительным предприятиям.
Цель исследования – анализ организационной культуры ООО «Альянс» и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия организационной культуры предприятия;
2. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования;
3. Провести анализ организационной культуры ООО «Альянс»;
4. Выявить проблемы и направления совершенствования организационной культуры в ООО «Альянс».
Объектом исследования является организационная культура в ООО «Альянс».
Предметом – методы анализа, оценки и совершенствования организационной культуры ООО «Альянс».
Теоретической основой работы стал анализ отечественных и зарубежных моделей организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна, Д. Дэнисона, М.Х. Мескона, Ф. Хедоури, М. Армстронга, И. Ансофф; труды О.С. Виханского, Р. Л Кричевского, В.А Спивака, Э. Шейна, М. Магуры и др.
Практическая значимость работы определяется актуальностью поставленных задач и конкретной направленностью на совершенствование организационной культуры машиностроительных предприятий.
Работа включает в себя введение, три главы с подпунктами, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы понятия организационной культуры
1.1 Понятия и основные категории организационной культуры
Организационная культура - это набор наиболее важных предложений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.[1]
В.В. Томилов дает следующую трактовку: «Организационная культура – это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура организации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние».[2]
В.Д. Козлов считает, что организационная культура – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития.[3]
На наш взгляд, наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Организационная культура – это совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам. То есть это совокупность ценностей, образцов поведения и технологий, передаваемых в компании «от поколения к поколению».[4]
Сформированная и транслируемая организационная культура, тесно связанная с системой управления компанией, являясь серьезным управленческим инструментом, позволяет сгладить порог между личными целями сотрудников и целями компании, объединить их, она создает сильные конкурентные преимущества, сокращает текучку кадров.
Источниками формирования организационной культуры выступают:
-система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;
-способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
-представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся структурно-групповых ценностей.
Общие основания культуры организации включают в себя:
Образцы базовых предложений, которые придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предложения связаны с видением индивида окружающей среды (группы, организации), и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения).
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведении следует считать допустимым или недопустимым, помогают индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Символика, посредством которой ценностные ориентации воспринимаются членами организации.[5]
Организационная культура, является составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на внутреннюю жизнь организации, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования.
Основные положения организационной культуры в значительной мере вырабатываются и формируются менеджментом, в частности высшим руководством.
Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей, но может быть и мощным тормозом на пути достижения целей, особенно если для этого требуются изменения.
1.2 Оценка эффективности организационной культуры предпринимательства
В настоящее время нельзя найти компанию, которая живет своей жизнью обособленно от внешнего мира. Всегда, прямо или косвенно определенные факторы влияют на нее. Они делятся на внешние и внутренние. Подопригора М.Г дала более полную их классификацию, представленную на рис. 1.1[6]. При изменении самих факторов происходят и изменения в организации, в том числе и в организационной культуре.
Факторы, влияющие на организационную культуру компании
внутренние
внешние
Рис. 1 Факторы, влияющие на организационную культуру
Любое российское предприятие, стремящееся идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из ориентиров формирование эффективной организационной культуры, которая сплачивает всех сотрудников вокруг единой цели, способствуя гибкому поведению организации в меняющейся внешней среде.
Организационная культура оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты деятельности организаций и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность их функционирования. При этом, чем более эффективно используется организационная культура, тем более результативно осуществляется производственный процесс при соответствующем ресурсном обеспечении. Одной из важнейших экономических проблем в управлении предпринимательской организацией является правильное обоснование показателей эффективного использования потенциала организационной культуры с целью позитивного воздействия на конечные производственно-хозяйственные результаты.
Вопросы, какая именно культура может быть названа эффективной и существуют ли вообще признаки эффективных культур, давно интересовали специалистов. К построению эффективной организационной культуры исследователи данного явления подходят с различными критериями, используя разные приемы для оценки влияния тех или иных характеристик эффективности работы предприятия. Преобладающей при этом является качественная оценка организационной культуры, которая в значительной мере носит описательный характер и не может полностью соответствовать разнообразной практике и динамичным требованиям управления бизнесом.
В среде исследователей не утихают споры: возможен ли вообще количественный подход к оценке культуры и будет ли он иметь законную силу, либо какой-то из качественных подходов будет единственным способом, характеризующим культуру? Ни одна из известных методик оценки организационной культуры не позволяет выявить, в какой степени те или иные ее характеристики влияют на эффективность деятельности данной организации.
Решением проблемы, по нашему мнению, может служить концепция ситуационной балльной оценки. Суть ее состоит в том, чтобы эффективности использования каждой в отдельности характеристики организационной культуры присвоить определенный балл. Оценку предлагается производить по традиционной пятибалльной системе.
Оценив каждую из выбранных характеристик и присвоив ей определенный балл, просуммируем их по следующей формуле:
∑ I = I1 + I2 + I3 + I4 + I5 + ...+ In, (1)
где I - характеристика организационной культуры;
n - количество характеристик, подлежащих рассмотрению.
При ответах на вопросы дается рейтинговая оценка эффективности каждой из выбранных характеристик в соответствии со следующей шкалой:
5 - выдающиеся результаты,
4 - очень хорошие,
3 - средние достижения,
2 - на грани необходимых,
1 - очень слабые результаты.
Для анализа и измерения организационной культуры на практике разработаны три подхода:
‑ исследователь «погружается» в культуру и действует как глубоко сопричастный наблюдатель, пытаясь стать «аборигеном» организации;
‑ исследователь использует образцы языка документов, отчетности, бытующих в организации рассказов и бесед, стремясь выявить элементы культуры;
‑ исследователь пользуется вопросниками, проводит собеседования для оценки конкретных проявлений культуры.
Основная проблема, вокруг которой ведутся споры, такова: когда оценка культуры осуществляется с помощью вопросников или собеседований, не является ли это фактическим описанием только внешних характеристик организации, учитываются ли при этом глубинные базовые ценности?
Культура базируется на основополагающих ценностях и допущениях, которые в организациях зачастую даже не осознаются, поэтому сторонники качественного подхода утверждают, что характеристики культуры можно выявить и описать только посредством глубокого качественного осмысления артефактов, мифов и легенд, бытующих в организации. Лучшее решение этой проблемы – «погружение» в культуру организации.
Однако следует возразить, что в случае отказа от использования вопросников и собеседований при определении культуры, в жертву приносится широта исследования. Если «погружение» в культуру является необходимым для ее изучения, то оказывается невозможным познание множества организационных культур. К тому же, данный метод требует длительного периода времени для «погружения» в культуру организации. Следовательно, для того, чтобы изучить и оценить в полной мере все характеристики организационной культуры, необходимо, по возможности, использование и первого, и второго, и третьего подходов к анализу и измерению этих характеристик. При использовании данной методики оценки организационной культуры мы предлагаем в качестве базового третий подход, не пренебрегая при этом двумя другими.