Файл: Государственные социальные внебюджетные фонды в России.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
1.1 Сущность и классификация государственных внебюджетных фондов
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
2.1. Распределительная и накопительная системы
2.2. Надежность и эффективность накопительной пенсионной системы
2.3. Необходимость повышение пенсионного возраста
Фонд помощи министра, который финансирует помощь пострадавшим от государственных пожертвований.
1.2. Пенсионный фонд РФ
Активы российского обязательного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) выросли на 18,6% в годовом исчислении в рублевом выражении до 2 034 млрд руб. (29,6 млрд евро), согласно данным Центрального банка России (ЦБ РФ) на середину 2016 года. В то же время количество пенсионеров продолжало сокращаться.
По состоянию на конец ноября в систему гарантий Агентства по страхованию вкладов (DIA) были включены 43 НПФ, что является обязательным условием предоставления услуг второго уровня. Это означало, что 10 фирм покинули отрасль или присоединились к существующим подписантам DIA.
Это сокращение было вызвано консолидацией, которая ускорилась в 2016 году. Семь финансовых групп в настоящее время контролируют 90% активов, при этом несколько отдельных НПФ объединяются в единую платформу, включая Future Financial Group, Safmar (см. Панели) и Газфонд.
В 2015 году Финансовая группа Future, которая консолидирует активы пенсионного фонда группы О1 Бориса Минт, начала слияние двух своих фондов, НПФ «Благосостояние» и НПФ «Стальфонд», в НПФ будущего. Этот процесс был завершен в 2016 году.
«Оба фонда сосредоточены на обязательном пенсионном страховании, поэтому слияние позволило нам избавиться от избыточных отделов, сохранив при этом лучшую практику ведения бизнеса в сфере обслуживания клиентов и корпоративного управления», - говорит Николай Сидоров, генеральный директор НПФ «Будущее».
Слияние подтолкнуло Future на третье место по пенсионным активам (232,7 млрд руб.) И второе по количеству участников (3,72 млн) по данным ЦБ РФ на середину 2016 года. Половина из оставшихся четырех фондов - «Наше будущее» (ранее «Русский стандарт») и «Уралсиб» - должны быть интегрированы к концу 2016 года.
Консолидация является одним из способов роста отдельных НПФ, учитывая продолжающееся давление на всю пенсионную систему. Федеральный бюджет остается в дефиците, что привело к введению моратория на взносы на 2017-19 годы, что следует из политики замораживания с 2014 года.
Ранее 6% из 22% социального налога пошли на обязательные фонды, остальная часть пошла в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).Государственная система так сильно пострадала, что в 2016 году пенсионеры не получили регулярного индексационного увеличения, и им пришлось обойтись единовременным платежом в размере 5 000 рублей, запланированным на январь 2017 года.[3]
В правительстве оказывалось давление с целью убрать частную обязательную вторую опору из так называемого «социального блока». Эта оппозиция исходила от Министерства труда и социальной защиты и заместителя премьер-министра Ольги Голодец.
В ответ Министерство финансов и ЦБ РФ разработали альтернативное предложение по пенсиям, которое называется «модернизация».
В октябре 2016 года Future Financial Group стала первой российской группой по управлению пенсионными фондами, которая привлекла средства посредством IPO на Московской фондовой бирже, получив 11,7 млрд руб. (1,7 млрд евро) за счет продажи 9,8 млн акций, оценивая компанию в 58 руб. 5bn.[4]
Марина Руднева, генеральный директор группы, описывает решение как результат изменения пенсионного плана, навязанного Банком России: регистрация в качестве акционерных обществ, членство в гарантийной схеме Агентства по страхованию вкладов, ужесточение управления рисками и качества активов требования, и слияния фонда, которые следовали.
Приобретения Future Financial Group дали ей клиентскую базу в 4,5 млн., Которую Руднева называет уникальной
возможность продажи со значительным потенциалом продаж для корпоративных и индивидуальных пенсионных программ.
«После выполнения всех требований центрального банка пенсионный рынок стал намного более прозрачным, поэтому остался только один шаг: стать публичным», - объясняет она. «Конечно, быть пионером непросто, но результаты IPO показывают нам большой интерес со стороны инвесторов. Инвесторы видят возможности роста и потенциал на пенсионном рынке.
«Мы отметили высокий уровень у розничных инвесторов, которые приобрели около 3 млрд руб. Нашей бумаги. В настоящее время 20% группы находятся в свободном обращении ».
Одним из обоснований плана, обнародованного на сентябрьском Московском финансовом форуме, было то, что существующая система не обеспечивает адекватных пенсий для средних классов.
В то время как текущий 22% социальный налог полностью финансируется работодателем, новый план предлагает увеличивать взносы работников постепенно. Они начинают с нуля в первый год, увеличивая максимум до 6% от зарплаты. Эти деньги будут накапливаться на вновь созданных счетах индивидуального пенсионного капитала (IPC). Новая система будет обязательной, но допускает пятилетние перерывы для взносов и использует существующую экономию в НРП в качестве первого взноса.
вгений Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар», говорит, что, учитывая шесть лет замороженных взносов, министерство финансов и ЦБР ищут возможности для обеспечения новых потоков доходов для пенсионной индустрии.
Соавторы правительства обсуждают свое предложение с пенсионной отраслью, социальными партнерами и соответствующими министерствами, а ЦБР планирует разработать закон в начале 2017 года.
Одним из обсуждаемых элементов является то, как налоговый вычет, который будет применяться, либо к личным платежам, либо к параллельным взносам социального налога, противостоит «социальному блоку». Другие вопросы включают, как сделать это обязательным, и должно ли это охватить самозанятых.
Якушев настроен скептически. «У нас была сложная экономическая ситуация, когда доходы сократились, поэтому очень трудно понять, как система может охватить большую часть населения», - говорит он.
Альтернатива была предложена Ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (АФНП) - саморегулируемой организацией на российском пенсионном рынке - которая будет поддерживать взносы, но на уровне около 1%, а не замороженных 6%. Якушев, член правления ANPF, добавляет: «После восстановления экономики мы можем переосмыслить второй столп».
Другая проблема заключается в том, что большинство членов второго уровня выбрали НПФ, а не фонд, управляемый государственным Внешэкономбанком (ВЭБ). Эта цифра в настоящее время превышает 30 миллионов, что составляет около половины экономически активного населения. Как указывает Сидоров: «Они сознательно выбрали пенсионные накопления второго уровня в качестве финансового инструмента. Смена системы после 13 лет эксплуатации означает сомнение в доверии этих людей ».
Еще одним признаком популярности является то, что по состоянию на начало ноября 2016 года в обязательной системе было 5,7 млн новых заявок по сравнению с 3,7 млн в том же периоде 2015 года. Якушев ожидает, что к концу 2016 года это число возрастет до 7 млн, около 70% - это перевод рабочих с управляемых ВЭБом счетов в частную систему, а остальные переводы между НПФ.
Увеличение процентного дохода от инвестиций в частную систему привело к увеличению процентов, поскольку фонды приносили среднюю доходность с середины 2016 года на уровне 9,5% по сравнению с 6,7%. Основной тенденцией было продолжающееся смещение в корпоративные облигации, наряду с ЦБ РФ, снижая максимальную подверженность банковским депозитам. Лимит был снижен с 65% до 40% в 2016 году.
ЦБ РФ предусматривает дальнейшие сокращения, при этом его первый заместитель председателя недавно заявил, что уровень должен упасть до 5-10%, чтобы высвободить активы для инвестирования в рынки капитала.
Одно из основных изменений в правилах инвестирования, произошедшее в июне 2016 года, позволило НПФ принять непосредственное участие в приватизации. Это позволило пенсионным фондам купить в следующем месяце 10,9% акций в АЛРОСА, крупнейшей российской алмазодобывающей компании. «В настоящее время АЛРОСА растет на 40%, это были фантастические инвестиции», - говорит Якушев.
Регулятор также предложил различные альтернативные активы, включая высокотехнологичные стартапы, инвестиции в малые и средние компании, секьюритизацию и инфраструктурные облигации. Последний будет предлагать более высокую доходность, чем те, которые создаются муниципальными и региональными облигациями. Но им потребуется хороший кредитный рейтинг и гарантии со стороны административных органов, чтобы сделать их жизнеспособными инвестициями.
В то же время российское министерство финансов выступило с предложением, согласно которому фонды, начиная с 2017 года, должны будут генерировать «экономически обоснованную норму прибыли» по амортизированной, а не рыночной стоимости. Премия за риск будет учитываться в каждой сделке с ЦБ РФ в качестве окончательного арбитра. НПФ должны будут компенсировать любые потери или уменьшение прибыли за счет собственных ресурсов. Хотя идея состоит в том, чтобы искоренить злоупотребления, такие как фонды, инвестирующие в бенефициаров, пенсионная индустрия предупреждает о риске подталкивания их к низкодоходным инвестициям.[5]
В сфере регулирования ЦБ РФ ввел процедуры управления рисками, которые включают перенос оценки каждой транзакции с компаний по управлению активами на самих НПФ. «В рамках этого процесса мы ожидаем, что стресс-тестирование будет введено в 2017 году», - говорит Якушев.
Имея опыт, накопленный фондами, министерство финансов предложило им напрямую управлять пенсионными активами, а не использовать управляющие компании.[6]
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
2.1. Распределительная и накопительная системы
Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ). На его долю в настоящее время приходится более 80,6% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды.[7]
Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране.
Принимаемые оперативные меры по стабилизации ситуации с пенсионным обеспечением в Российской Федерации не могут заменить необходимости глубинного реформирования пенсионной системы в целях ее адаптации к формирующимся рыночным отношениям. Поэтому необходим переход от действующей перераспределительной системы к накопительным принципам финансирования пенсий, дабы предотвратить углубление кризиса пенсионной системы страны и одновременно создать предпосылки для быстрого и устойчивого экономического роста. Первые законы федеральных правовых уже вступили в силу. В них в качестве страховщика наряду с Пенсионным фондом РФ обозначены и негосударственные пенсионные фонды.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
За годы реформ более чем в три раза снизился реальный размер пенсий. Практически сведена на нет их дифференциация в зависимости от трудового вклада. В связи с ростом неуплат предприятиями страховых взносов на фоне невозвращения долгов бюджета Пенсионному фонду стали возникать проблемы с выплатой пенсий.
Демографическая и общая экономическая ситуация в стране в переходный период подталкивает пенсионную систему к коренному реформированию. Накопительная система существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений.[8]