Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность финансовой политики
1.1 Понятие финансовой политики государства, ее содержание и основные задачи
1.2 Элементы финансовой политики: стратегия и тактика, их взаимосвязь
1.3 Характеристика основных составляющих финансовой политики
2 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
2.1 Применение инструментов финансовой политики в РФ в 2019 году
2.2 Эффективность финансовой политики
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
3.1 Направления развития финансовой политики
ВВЕДЕНИЕ
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Главной целью кредитно-денежной политики является поддержка экономики в достижении всеобщего уровня производства, которая характеризуется отсутствием безработицы и инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации общего объема производства, занятости и инфляции. Цетробанк основной, но не единственный орган регулирования. Имеется целый комплекс регулирующих органов.
Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: влияя на кредитную деятельность коммерческих банков и нацеливая регулирование на расширение или уменьшение кредитования экономики, оно достигает стабильного развития внутренней экономики, поддержки национальных специалистов на внешнем рынке, укрепления денежного обращения.
Государство пытается с помощью кредитного регулирования умерить экономические кризисы, сдержать рост цен, в целях поддержания конъюнктуры использует кредит для стимулирования инвестиций в различные отрасли экономики.
В связи с тем, что фактические данные уровня цен имеют наибольшее отклонение от прогнозных цифр, а объективным потребностям экономики применение инструментов кредитно-денежной политики не отвечает, также актуальным и важным остается вопрос действительной кредитно-денежной политики, способствующей экономическому росту в стране.
Цель работы - анализ воздействия финансовой политики на экономику страны
Задачи работы: изучение инструментов финансовой политики России.
Объект исследования - денежно-кредитная политика РФ.
Предмет исследования – инструменты финасовой политики.
1. Сущность финансовой политики
1.1 Понятие финансовой политики государства, ее содержание и основные задачи
Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов [4].
В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполнения государством своих функций.
Её реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.
Задачами финансовой политики являются:
– обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
– установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
– организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
– выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
– создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев: разработкой общей концепции финансовой политики, определением ее основных направлений, целей, главных задач; созданием адекватного финансового механизма; управлением финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.
Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм включает:
– формы финансовых ресурсов;
– методы их формирования;
– систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
– организацию бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг [5].
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне: мировом, субъектальном, национальном, на уровне отдельных субъектов внутри страны, на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта), отдельного предпринимателя, на уровне отдельного домохозяйства.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
1.2 Элементы финансовой политики: стратегия и тактика, их взаимосвязь
Любые финансовые отношения объективны, но, в то же время, они складываются не стихийно, а организуются государством.
Для того чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и социальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую программу или финансовую политику.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией [6].
Финансовая тактика – это краткосрочная политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.
В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства.
Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач.
Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения форм организации финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
1.3 Характеристика основных составляющих финансовой политики
Самостоятельными составными частями финансовой политики являются – налоговая, бюджетно-финансовая и денежно-кредитная (монетарная) политики.
Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов.
Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Её главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта (ВОП) на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.
Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению [7].
Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая политика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюджетно-налоговую политику. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей – увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) и уровня занятости.
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее центральный банк страны. Он обязан осуществлять надзор и контроль над деятельностью денежной и банковской систем.
Главная цель денежно-кредитной политики – создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы.
1.4 Типы финансовой политики
Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.
Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо [4].
Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.
Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению.
Система налогов включала самые простые и самые эффективные, с точки зрения взимания, прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).
Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.
В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения.
Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы [3].