Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проводимая Банком России в 2018–2019 годах Денежно-кредитная политика была направлена на преодоление последствий ухудшения внешнеэкономической ситуации. Потребовались срочные меры, которые способствовали укреплению национальной валюты, а также препятствующие увеличению рисков для финансовой стабильности страны и росту потребительских цен.

В конце 2018 – первые месяцы 2019 г. годовая инфляция повысилась преимущественно под влиянием повышения ставки НДС с 1 января 2019 г., ослабления рубля во  второй половине 2018  г., а также роста цен на отдельных рынках продовольствия из-за подстройки предложения к спросу [1].

При этом в условиях повышенных и незаякоренных инфляционных ожиданий возникали риски закрепления инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России.

Упреждающие решения Банка России о  повышении ключевой ставки в  сентябре и декабре 2018 г. во многом способствовали переходу к снижению годовой инфляции уже в апреле 2019 года.

Сдерживающее влияние на  инфляцию также оказывала динамика потребительского спроса.

К марту-апрелю 2019 г. влияние повышения ставки НДС в основном было исчерпано, и можно было отметить отсутствие значимых отложенных эффектов.

Инфляционное давление также ограничивали временные факторы, включая укрепление рубля с начала 2019 г. и регулирование цен на  моторное топливо, а также специфические факторы на рынках ряда продовольственных товаров.

Инфляция достигла 5,3% в  марте и в сентябре снизилась до 4,0% (рис. 2.4).

Рисунок 2.4– Инфляция и базовая инфляция (прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

При этом локальный пик инфляции оказался ниже прогноза Банка России в декабре 2018 г. (5,5–6%).

В феврале-мае месячные темпы прироста потребительских цен с исключением сезонности замедлились до  значений, соответствующих годовым темпам инфляции в  4%, однако в июне-сентябре произошло дальнейшее замедление месячных темпов роста цен (рис. 2.5).

По оценкам Банка России, годовые темпы прироста потребительских цен составят 3,2–3,7% к концу 2019 года.

Рисунок 2.5 – Инфляция (прирост в % к предыдущему месяцу)

После роста во  второй половине 2018  – начале 2019  г. инфляционные ожидания экономических субъектов к  сентябрю 2019  г. перешли к снижению.

Инфляционные ожидания населения продолжили реагировать на  рост цен на отдельные товары и услуги.


На фоне ускорения инфляции в конце 2018 – начале 2019 г. ожидаемая населением инфляция на  следующие 12 месяцев увеличилась и достигла пика в феврале на уровне 10,6%.

В  марте-сентябре она находилась в интервале 8,9–9,4%, оставаясь на довольно высоком уровне.

Наблюдаемая инфляция в  предыдущие 12 месяцев также сохранялась на  повышенном уровне начиная с середины 2018 года.

Рисунок 2.4 – Инфляция наблюдаемая и ожидаемая населением

Объем денежной массы в национальном определении в результате роста процентных ставок в 2019 году уменьшился на 2,5%. В 2019 году с января по апрель объем денежной массы изменился с 31448,6 млрд до 31636,7 млрд руб.

К оттоку капитала привели внешние и внутренние негативные влияния, а отток капитала, в свою очередь, привел к падению фондовых индексов компаний России.

В 2018–2019 годах Центробанк использовал валютные интервенции для поддержания курса рубля.

Эффективная денежно-кредитная политика должна способствовать увеличению ВВП, а также усилению инвестиционной привлекательности страны.

Но, к сожалению, темпы роста ВВП РФ ежегодно снижаются под действием внешних факторов и факторов структурного характера с 2 % роста в 2017 году до падения на 3,8 % в 2019 году.

Инвестиции в основной капитал в РФ в 2018 году упали на 2,5% по сравнению с 2017 годом, а затем на 4,9% в 2019 году. Это связано в основном с ухудшением инвестиционного климата в стране и завершением масштабных строек, а также сокращением темпов прироста промышленного производства [1].

Реальный сектор экономики РФ в 2019 году испытывал сокращение финансового результата деятельности компаний и организаций, начавшееся в 2018 году, когда положительные темпы роста, достигнутые в 2016 и 2017 гг. сменились отрицательным значением в 2018 году.

По данным Госкомстата, Россия в 2019 году экспортировала товаров почти на 500 млрд долл., 42 % из этой суммы пришлось на нефть и природный газ.

Не является эффективной кредитно-денежная политика Центробанка применительно к реальному сектору экономики, а значит, не способствует экономическому росту.

На конец 2019 года уровень отдачи на вложенный капитал почти в 2 раза меньше ключевой ставки и ставки рефинансирования.

Сокращение инвестиций в промышленность, недоступность внешних и внутренних кредитов в условиях санкций ведет к сокращению показателей реального сектора.

К концу 2019 года реальные доходы россиян снижаются более 12 месяцев подряд.


Центробанк управляет процентными ставками денежного рынка в условиях структурного дефицита ликвидности, то есть наличия у банковского сектора устойчивой потребности в привлечении средств у центрального банка.

В "Основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов" предполагалось рост потребности кредитных организаций в операциях рефинансирования Центробанка по итогам 2015 года. Отклонение фактической изменения структурного дефицита ликвидности от прогноза связано с изменением действия факторов формирования ликвидности [2].

В первой половине 2015 года произошло значительное по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет уменьшение их объема. Это было связано с общим сокращением экономической активности, повышением склонности населения к сбережению, в том числе за счет роста привлекательности рублевых депозитов в банках на фоне изменения ставок по вкладам. Несмотря на возвращение изменения наличных денег в обращении к сезонным тенденциям с мая 2015 года, накопленный эффект данного фактора по итогам года приведет к притоку ликвидности в банковский сектор в размере 0-0,3 трлн рублей.

В 2015 году значительно изменилось влияние потоков по бюджетному каналу на ликвидность банковского сектора. Традиционно в течение года доходы расширенного правительства превышают его расходы, что формирует дополнительную потребность кредитных организаций в привлечении средств. Однако в начале 2015 года расходование бюджетных средств осуществлялось повышенными темпами, что наряду с отдельными крупными операциями, затрагивающими счета расширенного правительства в Банке России, такими как перечисление средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и инвестирование средств Фонда национального благосостояния, способствовало притоку ликвидности в банковский сектор.

В первой половине 2015 года на фоне сокращения потребности банковского сектора в ликвидности, а также уменьшения нагрузки на рыночное обеспечение, используемое кредитными организациями в операциях репо с Банком России, спрос на средства Федерального казначейства со стороны кредитных организаций был ограничен. Во второй половине 2015 года Федеральное казначейство увеличило объем средств, размещенных в кредитных организациях, что дополнительно способствовало снижению их потребности в операциях рефинансирования Центробанка [2].

Для расширения возможностей по управлению временно свободными остатками бюджетных средств на счетах в Банке России Федеральное казначейство приступило в 2015 году к размещению средств в кредитных организациях по договорам репо. Эти операции имеют вспомогательный характер по отношению к банковским депозитам.


По итогам 2015 года превышение расходов расширенного правительства над его доходами способствовало притоку ликвидности в банковский сектор в размере 2,0-3,0 трлн рублей.

По оценкам, в зависимости от масштаба трат суверенных фондов задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Центробанка по итогам 2015 года составит 4,4-5,2 трлн рублей [2].

Под влиянием ситуации с ликвидностью банковского сектора изменялась и динамика краткосрочных ставок денежного рынка внутри процентного коридора Центробанка.

Центробанк в полной мере компенсировал потребность банковского сектора в ликвидности в рамках своих аукционных операций. Объем предложения средств по операциям рефинансирования Центробанка определялся спросом кредитных организаций на ликвидность и динамикой факторов ее формирования. При определении объема предоставления ликвидности Центробанк исходил из того, что средства будут перераспределяться между кредитными организациями на межбанковском рынке.

Центробанк продолжил анонсированную в "Основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов" работу по совершенствованию механизма обязательных резервных требований.

В 2016 году средний уровень задолженности по операциям репо может составить 1,6 трлн рублей (в 2015 году - 2,7 трлн рублей). При этом задолженность по этим операциям будет находиться в диапазоне от 0,8 до 3,0 трлн рублей (от 1,8 до 3,8 трлн рублей в 2015 году) [2].

Дополнительным инструментом рефинансирования банковского сектора в 2015 году оставались кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами.

В условиях сокращения нагрузки на рыночное обеспечение кредитные организации предъявляли ограниченный спрос на операции "валютный своп" по предоставлению рублевой ликвидности. Объем депозитных операций в 2015 году также был незначительным.

В рамках действующей операционной процедуры Центробанк продолжал ежедневно оценивать потребность кредитных организаций в ликвидности. В случаях краткосрочных отклонений спроса на ликвидность от ее предложения, которые не могли быть урегулированы кредитными организациями за счет усреднения обязательных резервов или рынка межбанковского кредитования, Центробанк проводил аукционы "тонкой настройки" по предоставлению или абсорбированию средств.

Центробанк в 2015 году реализовал ряд изменений в системе инструментов кредитно-денежной политики, заявленных в "Основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов". Так, для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию Центробанк в июне 2015 года дополнил систему инструментов кредитно-денежной политики аукционом "валютный своп" "тонкой настройки" на 1-2 дня.


Как и планировалось, Центробанк продолжил в 2015 году работу по увеличению объема обеспечения, которое кредитные организации могут использовать в операциях рефинансирования Центробанка. Был существенно расширен Ломбардный список Центробанка, а также Перечень Центробанка. С 2015 года в Ломбардный список Центробанка могут включаться облигации юридических лиц - резидентов РФ, являющихся нефинансовыми организациями, и облигации с ипотечным покрытием, эмитенты (выпуски) которых не имеют рейтингов рейтинговых агентств или исполнение обязательств эмитента по которым не обеспечено государственными гарантиями РФ либо солидарным поручительством ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". В 2015 году также принимались решения об увеличении поправочных коэффициентов, снижении дисконтов, применяемых для корректировки стоимости активов, принимаемых в обеспечение по операциям рефинансирования Центробанка.

Деятельность Центрального банка как в других странах мира так и в России связана с укреплением национальной банковской системы, обеспечением ее надежности и стабильности. Поскольку затрудняется финансирование экономического роста, то сокращение устойчивости банковской системы страны влечет за собой проблемы для всей экономики в целом.

Проводимая Банком России в 2014–2015 годах Денежно-кредитная политика была направлена на преодоление последствий ухудшения внешнеэкономической ситуации. Потребовались срочные меры, которые способствовали укреплению национальной валюты, а также препятствующие увеличению рисков для финансовой стабильности страны и росту потребительских цен.

В рассматриваемый период сдерживание инфляции являлось приоритетной задачей для Центробанка. Установленный ЦБ РФ целевой ориентир инфляции составляет 4% к 2017 году. В 2014 году аналогичный показатель составлял 5%, в 2015 году – 4,5 %.

В 2015 году Банк России постепенно снизил ставку до 11%. Ставка рефинансирования, которая используется как второстепенный рычаг управления экономикой, была неизменна и составляла 8,25 %.

Объем денежной массы в национальном определении в результате роста процентных ставок в 2014 году уменьшился на 2,5%. В 2015 году с января по апрель объем денежной массы изменился с 31448,6 млрд до 31636,7 млрд руб.

К оттоку капитала привели внешние и внутренние негативные влияния, а отток капитала, в свою очередь, привел к падению фондовых индексов компаний России.

В 2014–2015 годах Центробанк использовал валютные интервенции для поддержания курса рубля.