Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений.

Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета.

Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне - и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль над поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу.

В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.

Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения [6].

Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе  и финансами.

Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.


Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом.

Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения [8].

Таким  образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Монетарная финансовая политика пришла на смену планово-директивной в середине 90-х годов ХХ века. Монетарная политика – это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определённые специфические механизмы работы, направлены на достижение определённых макроэкономических целей [3].

Основные цели и задания монетарной политики:

1. Регулирование экономического роста;

2. Удержание роста инфляции;

3. Обеспечение занятости;

4. Выравнивание платёжного баланса.

Основными инструментами монетарной политики являются учётная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Принципы и методы политики монетаризма разрабатывали Ирвин Фишер, Джефри Сакс и другие. Положительные результаты от применения её принципов были достигнуты в Польше, Венгрии, Израиле.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

2 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ


2.1 Применение инструментов финансовой политики в РФ в 2019 году

Центробанк управляет процентными ставками денежного рынка в условиях структурного дефицита ликвидности, то есть наличия у банковского сектора устойчивой потребности в привлечении средств у центрального банка.

В "Основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов" предполагалось рост потребности кредитных организаций в операциях рефинансирования Центробанка по итогам 2019 года.

Отклонение фактической изменения структурного дефицита ликвидности от прогноза связано с изменением действия факторов формирования ликвидности [2].

В первой половине 2019 года произошло значительное по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет уменьшение их объема. Это было связано с общим сокращением экономической активности, повышением склонности населения к сбережению, в том числе за счет роста привлекательности рублевых депозитов в банках на фоне изменения ставок по вкладам.

Несмотря на возвращение изменения наличных денег в обращении к сезонным тенденциям с мая 2019 года, накопленный эффект данного фактора по итогам года приведет к притоку ликвидности в банковский сектор в размере 0-0,3 трлн рублей.

В 2019 году значительно изменилось влияние потоков по бюджетному каналу на ликвидность банковского сектора.

Традиционно в течение года доходы расширенного правительства превышают его расходы, что формирует дополнительную потребность кредитных организаций в привлечении средств.

Однако в начале 2019 года расходование бюджетных средств осуществлялось повышенными темпами, что наряду с отдельными крупными операциями, затрагивающими счета расширенного правительства в Банке России, такими как перечисление средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и инвестирование средств Фонда национального благосостояния, способствовало притоку ликвидности в банковский сектор.


Рисунок 2.1 - Динамика ликвидности банковского сектора и факторов ее формирования, трлн руб.

В первой половине 2019 года на фоне сокращения потребности банковского сектора в ликвидности, а также уменьшения нагрузки на рыночное обеспечение, используемое кредитными организациями в операциях репо с Банком России, спрос на средства Федерального казначейства со стороны кредитных организаций был ограничен.


Во второй половине 2019 года Федеральное казначейство увеличило объем средств, размещенных в кредитных организациях, что дополнительно способствовало снижению их потребности в операциях рефинансирования Центробанка [2].

Для расширения возможностей по управлению временно свободными остатками бюджетных средств на счетах в Банке России Федеральное казначейство приступило в 2019 году к размещению средств в кредитных организациях по договорам репо.

Эти операции имеют вспомогательный характер по отношению к банковским депозитам.

По итогам 2019 года превышение расходов расширенного правительства над его доходами способствовало притоку ликвидности в банковский сектор в размере 2,0-3,0 трлн рублей.

Рисунок 2.2 - Процентный коридор и ставка RUONIA по однодневным рублевым кредитам в 2017-2019 году, %

По оценкам, в зависимости от масштаба трат суверенных фондов задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Центробанка по итогам 2019 года составит 4,4-5,2 трлн рублей [2].

Под влиянием ситуации с ликвидностью банковского сектора изменялась и динамика краткосрочных ставок денежного рынка внутри процентного коридора Центробанка.

Центробанк в полной мере компенсировал потребность банковского сектора в ликвидности в рамках своих аукционных операций.

Объем предложения средств по операциям рефинансирования Центробанка определялся спросом кредитных организаций на ликвидность и динамикой факторов ее формирования.

При определении объема предоставления ликвидности Центробанк исходил из того, что средства будут перераспределяться между кредитными организациями на межбанковском рынке.

Центробанк продолжил анонсированную в "Основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов" работу по совершенствованию механизма обязательных резервных требований.

Рисунок 2.3 - Структура задолженности по операциям Центробанка в разрезе сроков в 2019 году, трлн руб.

В 2020 году средний уровень задолженности по операциям репо может составить 1,6 трлн рублей (в 2019 году - 2,7 трлн рублей). При этом задолженность по этим операциям будет находиться в диапазоне от 0,8 до 3,0 трлн рублей (от 1,8 до 3,8 трлн рублей в 2019 году) [1].

Дополнительным инструментом рефинансирования банковского сектора в 2019 году оставались кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами.


В условиях сокращения нагрузки на рыночное обеспечение кредитные организации предъявляли ограниченный спрос на операции "валютный своп" по предоставлению рублевой ликвидности. Объем депозитных операций в 2019 году также был незначительным.

В рамках действующей операционной процедуры Центробанк продолжал ежедневно оценивать потребность кредитных организаций в ликвидности. В случаях краткосрочных отклонений спроса на ликвидность от ее предложения, которые не могли быть урегулированы кредитными организациями за счет усреднения обязательных резервов или рынка межбанковского кредитования, Центробанк проводил аукционы "тонкой настройки" по предоставлению или абсорбированию средств.

Центробанк в 2019 году реализовал ряд изменений в системе инструментов кредитно-денежной политики, заявленных в "Основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов".

Так, для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию Центробанк в июне 2019 года дополнил систему инструментов кредитно-денежной политики аукционом "валютный своп" "тонкой настройки" на 1-2 дня.

Как и планировалось, Центробанк продолжил в 2019 году работу по увеличению объема обеспечения, которое кредитные организации могут использовать в операциях рефинансирования Центробанка.

Был существенно расширен Ломбардный список Центробанка, а также Перечень Центробанка.

С 2017 года в Ломбардный список Центробанка могут включаться облигации юридических лиц - резидентов РФ, являющихся нефинансовыми организациями, и облигации с ипотечным покрытием, эмитенты (выпуски) которых не имеют рейтингов рейтинговых агентств или исполнение обязательств эмитента по которым не обеспечено государственными гарантиями РФ либо солидарным поручительством ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

В 2019 году также принимались решения об увеличении поправочных коэффициентов, снижении дисконтов, применяемых для корректировки стоимости активов, принимаемых в обеспечение по операциям рефинансирования Центробанка.

2.2 Эффективность финансовой политики

Деятельность Центрального банка как в других странах мира так и в России связана с укреплением национальной банковской системы, обеспечением ее надежности и стабильности. Поскольку затрудняется финансирование экономического роста, то сокращение устойчивости банковской системы страны влечет за собой проблемы для всей экономики в целом.