Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие государственной власти
1.2 Понятие и сущность аппарата государственной власти
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1 Структура аппарата государственной власти
В Конституции Российской Федерации[15] и принятых на ее основе конституциях (уставах) Субъектов Российской Федерации появились институты Главы государства, высших должностных лиц и сопровождающие их механизмы ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, неприкосновенности, иммунитета представительной власти. Развиваются институты парламентской ответственности, статуса должностных лиц, в рамках которых также проявляются меры принуждения, применяемые за невыполнение обязанностей в рамках установленного правового статуса. В российском конституционном законодательстве выделилась целая группа норм, предусматривающих меры принуждения, применяемые к субъектам конституционного статуса за нарушение режима, предусмотренного этим статусом.
Субъекты реализующие эффективное государственное и муниципальное управление, в том числе и органы исполнительной власти, наделены конституционным статусом. Возможность применения к таким субъектам мер конституционно-правовой ответственности включена в их конституционный статус как необходимый элемент. Характер деликтов как оснований негативной конституционной, ответственности зависит от содержания конституционного статуса субъекта конституционно-правовых отношений.
Суды действуют на особом, независимом положении. Они изолированы и от исполнительной власти, и от издающих законы госорганов. Военные силы, призванные оборонять державу, в РФ представлены единственным госорганом – ВС РФ. Сюда входят разнообразные структуры более низкого уровня, учреждения, формирования, войска. ВС РФ – это такая госинстанция, которая в полной мере несет ответственность за защиту государства и располагает всеми привилегиями, прерогативами и возможностями для реализации своих функций.
Иерархия – основная идея, на которой основана работоспособность государственной машины. Все элементы, включенные в механизм, четко структурированы, и этот факт задокументирован в установленном порядке.
Структура государственного аппарата сложна, но базируется на привлечении к управленческим процессам тех, кто имеет соответствующее образование, причем высшей ступени. То есть в госорганах и госинстанциях должны трудиться люди, получившие достойное высшее образование в области юриспруденции, правоведения. Именно им доверены властные полномочия, через реализацию которых воплощается в жизнь госмеханизм[16].
При необходимости некоторые органы, инстанции могут также прибегать к методикам принуждения, если в этом возникает насущная необходимость. Основная идея использования любых доступных возможностей и методов – обеспечение интересов, прав граждан в соответствии с действующими в стране законами.
2.2 Функции государственного аппарата
Назначение категории «функция» состоит в описании деятельности, реализация которой необходима системе для достижения её цели и задач.
Функция отражает образец для работы системы. По этой причине её следует различать, с одной стороны, с целями и задачами системы, а с другой стороны с её реальной деятельностью. На практике деятельность системы по определенным причинам может заметно отклоняться от её функций.
Суть бюрократизма и проявляется в ситуациях, когда представители властной системы отклоняются в своей деятельности от собственных функций.
Функции государственного аппарата представляют собой основные направления его деятельности, в которых отражается его социальная сущность и назначение.
Функции государственного аппарата – это одно из основных направлений его деятельности в процессе реализации своих задач.
Функция (с лат. «исполнение») – это категория системного порядка, которая применима для характеристики любых систем: технических, социальных, биологических и т.д.
При характеристике функций государственного аппарата необходимо учитывать следующие моменты[17]:
– функции отражают деятельность всего государства, реализация которой позволит решить поставленные перед ним цели и задачи;
– функции государственного аппарата объективно обусловлены его целями и задачами;
– если цели и задачи государственного аппарата предопределяют его функции, то последние определяют соответствующее устроение и способ организации государства (т.е. форму государства);
– функции государственного аппарата имеют тенденцию к эволюции, в рамках которой одни могут исчезать, а другие появляться;
– функции государственного аппарата и механизма в целом реализуются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной и т.д.) и соответствующими методами;
Сущностью и природой государства в значительной степени обуславливаются его цели и задачи, которые в свою очередь предопределяют его функции.
Функции государственного аппарата и их содержание преимущественно обусловлены следующими факторами[18]:
– сущностью и природой государства;
– целями и задачами государства;
– потребностью обеспечения самых важных условий для сохранения общества (общесоциальный фактор).
Таким образом, успешная реализация функций позволяет государственному аппарату и государству в целом достигать поставленные перед ним цели и задачи.
Рассмотрим внутренние функции государственного аппарата Российской Федерации. Внутренние функции современного государственного аппарата направлены на реализацию внутренних задач, а внешние функции – на организацию и поддержание определенных отношений с остальными странами. Внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга.
К внутренним функциям современного государства относят: охранительные (охрана сложившихся форм собственности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды), экономические, социальные, культурные и другие функции.
Функция по охране существующих форм собственности характерна всем государственным образованиям, поскольку её реализация создает благоприятный климат для активной экономической деятельности.
Охрана правопорядка представляет собой важнейшую функцию любого государства, которая проистекает из потребностей общества. В большинстве современных стран на первый план выходит охрана и защита прав и свобод граждан, поскольку в противном случае сложно обеспечить подлинный правопорядок.
Функция по охраны природы и защите окружающей среды приобрела особую актуальность в последнее время, в особенности после выявления фактов реализации сценария глобального потепления. Экологически вредное производство стало негативно воздействовать на человека и его здоровье. Подобное развитие ситуации в обозначенной сфере и предопределило формирование у современных государств функции по охране природы и защите окружающей среды.
Фактически на всех этапах развития государств одним из ключевых направлений его деятельности является реализация экономической функции. Однако степень участия государства в экономических процессах имеет различное измерение в зависимости от конкретных исторических условий. В последние годы государство активно влияет на экономику, определяет целесообразные темпы её роста, а также устанавливает эффективные пропорции производства между отдельными её отраслями. В большинстве стран было отмечено появление государственного сектора экономики, т. е. государственной собственности и государственного управления предприятиями.
Во многих странах государство является крупнейшим предпринимателем. Как правило, крупные акционерные общества в стратегических сферах представлены государственными предприятиями. Также оно часто представлено в виде собственника (полного или частичного) крупных банков.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют современному государству ответственно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабах всего национального хозяйства.
Важное место в деятельности государственных образований занимает социальная функция, реализация которой тесно связана с экономической. Социальная функция отличается многообразием в содержательном разрезе и отличается масштабностью объемов государственной деятельности при реализации данного направления. Её ключевым назначением является устранение или смягчение возможной социальной напряженности в обществе, выравнивание материального и социального положения людей, развитие здравоохранения, образования и культуры.
Для реализации социальной функции государство формирует фонды, средства которых направляются на финансовое обеспечение выплаты разнообразных пенсий и пособий, а также финансирование образования и здравоохранения. Оно занимается разработкой и реализацией программ, которые обеспечивают занятость населения и снижение уровня безработицы, способствуют размера заработной платы работников и т.д.
В современных условиях значение государства в вопросе поддержки поступательного развития здравоохранения, образования и культуры заметно возросла. Для эффективного управления указанными видами деятельности оно формирует систему государственных органов и нанимает работников соответствующего профиля подготовки, а также организует их финансовое обеспечение.
В последние годы большинство стран, имеющих необходимые интеллектуальные и финансовые возможности, активно реализуют функцию стимулирования научно-технического прогресса. Постоянное расширение государственного финансирования сферы научно-технических исследований объясняется тем, что современные масштабы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ существенно возросли. Стабильное создание экономических эффективных и промышленно полезных технологий позволяет современным государствам захватывать лидирующие позиции в авангарде мирового прогрессивного движения. Указанное обстоятельство понуждает государства брать на себя основную часть обязательств по финансовому стимулированию научно-технического прогресса и фундаментальных теоретических исследований.
На наш взгляд, научное обоснование основных функций государства способствует:
– познанию феноменологии государственного воздействия на общественные отношения, выявлению управленческих аспектов его сущности, выяснению и объяснению логики развития государственности в целом;
– формированию целостного представления о закономерностях структуры механизма (аппарата) государства;
– поиску перспектив развития государственно-правовых институтов, формированию доктринальных установок, направленных на оптимизацию государственного управления обществом.
Поскольку функции государственного аппарата неотделимы от функций государства, то рассмотрим кроме основных внешний функций, также еще «глобальные функции».
К внешним функциям современного государства принято относить: отстаивание национальных интересов в отношениях с другими странами, защиту от нападения извне, развитие дипломатических отношений. В условиях глобализации и формирования мирового рынка отмечается активизация межгосударственной взаимовыгодной торговли, углубляется экономическое взаимодействие государств на региональной платформе, развиваются системы обеспечения коллективной безопасности.
Вышеуказанные обстоятельства создают благоприятные условия для формирования у государств соответствующих внешних функций.
Таким образом, лишь полноценная реализация внутренних и внешних функций позволит современным государствам обеспечить эффективную реализацию стоящих перед ним целей и задач.
На современном этапе развитие цивилизации происходит на фоне появления и усиления глобальных проблем, которые отличаются общемировым характером и затрагивают интересы всей цивилизации.
При рассмотрении глобальных проблем человечества следует выделить их две группы.
Первая группа включает проблемы, которые имеют преимущественно нормальный характер, связаны с естественным ходом событий, однако из-за своей природы предполагают необходимость усилий со стороны всего человечества. К ним можно отнести: защиту прав и свобод человека, дальнейшее освоение космоса, строительство всеобщей информационной системы и т.д.[19].
Вторая группа глобальных проблем отличается угрозой уничтожения цивилизации. К ней относятся: проблемы экологических и техногенных катастроф, демографического и сырьевого кризисов, несанкционированного распространения ядерных технологий и т.д.
Человек в рамках прогрессивного развития закладывает механизмы предотвращения указанных катастроф и самосохранения. К подобным механизмам принято относить целенаправленную деятельность государства.