Файл: Деятельность аппарата государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В литературе выделяется два подхода к трактовке содержания термина «государственный аппарат».

В рамках широкого подхода государственный аппарат понимают как всю систему органов государства и их должностных лиц. В данном случае содержание категории «государственный аппарат» равноценно объему понятия «механизм государства»[9].

В рамках узкого подхода при изучении понятия государственного аппарата, его рассматривают как подсистему органов государственного управления в лице исполнительного и распорядительного управленческого элемента.

В системе аппарат органов государства выделяют следующие виды органов власти: исполнительные, законодательные (представительные), судебные, прокуратура. Ряд авторов в качестве самостоятельной группы рассматривают так называемые «силовые» органы: полицию, армию, внутренние войска и т.д.

Необходимо отметить, что содержание категории «государство» не исчерпывается системой органов государства. В целом оно состоит из различных государственных организаций. К ним относят: органы государства, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения и предприятия являются самостоятельными подразделениями государства. Однако, их администрации принято включать в общую систему государственных органов.

Следует подчеркнуть, что в систему органов государства не включаются органы муниципального самоуправления.

В состав государственного аппарата помимо государственных органов также отдельно включают и должностных лиц государства.

Должностное лицо – это индивидуальный элемент аппарата государства, занимающий свое место в системе его органов и наделенный законом определенной компетенцией. Высшим должностным лицом в России выступает Президент РФ.

В литературе принято выделять следующие признаки государственного органа[10]:

– он представляет собой определенное социальное образование;

– он является элементом государства;

– он выступает целостным образованием с определенным составом (совокупностью подразделений государственного органа) и структурой (способом взаимосвязи элементов);

– он является разновидностью государственной организации;

– он отличается от иных государственных организаций наличием властных полномочий;

– каждый государственный орган наделен собственной компетенцией, которая устанавливается в законодательстве;


– каждый орган государства имеет определенные функции;

– в процессе реализации своих функций он выступает от имени государства.

Таким образом, государственный орган занимает важное место в системе управления государством и имеет набор признаков, которые выделяют его среди остальных общественных образований.

Аппарат государства – это система государственных органов, которые взаимосвязаны общими принципами деятельности.

Принципы деятельности государственного аппарата отражают базовые идеи и руководящие начала, устанавливающие ключевые подходы к образованию и работе аппарата государственных органов.

К принципам деятельности государственного аппарата относят:

– принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина: предполагает наличие у аппарата государственных органов и должностных лиц соответствующих обязанностей по обеспечению их реализации и защиты;

– принцип демократизма: отражен в возможности участия граждан в формировании органов государственной власти и учете разнообразных интересов большинства населения в политике государства и его аппарата;

– принцип разделения властей: формирует механизмы, которые сводят к минимуму возможность произвола со стороны аппарата органов власти и их должностных лиц;

– принцип законности: предполагает обязательность соблюдения всеми органами государства и их служащими положений Конституции и законов страны;

– принцип гласности: подразумевает обеспечение общества информацией о реальных результатах деятельности аппарата государственных органов, что гарантирует прозрачность процесса их функционирования;

– принцип учета интересов субъектов (в федеративных государствах): находит отражение в практической реализации содержания принципа федерализма;

– принцип профессионализма: формирует благоприятные условия для привлечения наиболее квалифицированных работников в систему аппарата государственного управления;

– принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: отражает оптимальное соотношение демократичности и оперативности при принятии управленческих решений;

– принцип сочетания выборности и назначаемости: обеспечивает баланс демократических и бюрократических начал в деятельности государственного аппарата и должностных лиц;

– принцип иерархичности: состоит в том, что органы государства занимают различные уровни в системе государственного аппарата, что обеспечивает подчиненность нижестоящих органов вышестоящим структурам.


Всесторонний анализ и грамотное внедрение вышеуказанных принципов деятельности государственного аппарата обеспечивает максимальную эффективность и оперативность государственного управления обществом, что приводит к улучшению жизни населения соответствующей страны.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

2.1 Структура аппарата государственной власти

Если рассматривать особенности появления госмеханизма на примере РФ, то наиболее значимыми органами власти будут[11]:

  • президент;
  • представительная;
  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная;
  • военная.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.

Рисунок 1 – Структура государственного аппарата

Президент – это самый первый человек страны. Он возглавляет государственную машину и служит гарантом соблюдения положений, декларированных действующей Конституцией. Президент – госслужащий, призванный защищать права, свободы всех и каждого в доверенном ему государстве.

Представительные, законодательные госорганы – Федеральное собрание, парламент, сформированный избранными народом представителями. Структура Федерального Собрания очевидно показывает, что этот орган принадлежит к категории представительных.

Исполнительная власть в РФ возглавлена Правительством, у руля которого – председатель. Это должностное лицо по закону имеет заместителей. Чтобы правительство могло корректно и полноценно работать, в его структуре есть министры, ответственные каждый за свою сферу. Деятельность правительства базируется на положениях, прописанных в нашей Конституции. Кроме того, активность этого исполнительного госоргана регулируется вступившими в силу ФЗ, федеральными конституционными законами. Наконец, важными являются положения, декларированные в президентских нормативных актах.


Нормативно закрепленное понятие государственного управления установлено ФЗ от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и оно основано на широком подходе: государственное управление – это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации[12].

Г.В. Атаманчук дает следующие характеристики государственного управления[13]:

  • это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера;
  • это деятельность подзаконная и государственно-властная;
  • это деятельность организующая, направленная на практическое исполнение законов;
  • это деятельность специально выделенных органов государства - органов государственного управления.

Требования к эффективности государственного и муниципального управления закреплены в законодательстве большинства стран (Сингапур, Германия, Мексика, Китай и др.). Именно эффективность государства в целом предполагает эффективность публичного управления, а именно эффективное функционирование государства в целом, всех ветвей власти.

Под эффективностью государственного и муниципального управления в РФ в выпускной квалификационной работе мы понимаем такую деятельность органов власти по реализации своих полномочий, которая реализуется на основе правового закрепления индикаторов эффективности, адекватно характеризующих процесс управления; на основе получения реалистичных результатов в рамках системы аудита эффективности; на основе информационной открытости, публичной интеграции для принятия решений в системе государственного управления.

Основным элементом механизма государства является государственный орган, который представляет собой часть государственного аппарата. Механизм государства, выступая олицетворением государственной власти, включает в себя все государственные органы.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.

Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.


Таким образом, государственный орган можно характеризовать, прежде всего, как организацию, коллектив, управляемую группу людей. Но для органа государства характерно то, что он является организацией политической, т.е. наделенной государственной властью, призванной выступать от имени государства, выполнять его функции. Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа.

Для государственных органов характерны следующие признаки[14]:

  • представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
  • наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах; - имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
  • вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
  • действует от имени государства;
  • наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
  • состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

Фундамент исследуемого механизма государственных органов базируется на национальном законодательстве и документах международного права, нормативных актах, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также ведомственных актах нормативного характера. К числу внешних, организующих факторов обеспечения этого процесса относятся различного рода социальные учреждения и институты, которые призваны выполнять в указанной сфере функции по совершенствованию правовой базы, а также созданию эффективных контрольных процедур и т. п.

Немаловажное значение имеет и ответственное поведение должностных лиц этих учреждений и институтов. От их деятельности во многом зависит состояние законности, правопорядка и других сфер функционирования общественного организма. Отсюда и та значительная роль, которая отводится законодательному определению правомочий должностных лиц и их ответственность за принимаемые решения.

В условиях взятого курса государственно-правового развития современной России на дальнейшее упрочение правового государства, граждан­ского общества, дальнейшей эволюции демократических институтов как ос­нов конституционного строя, закрепленных в таком качестве в Конституции РФ, необходимо подробное освещение проблем юридической ответственности органов государственного управления.