Файл: Деятельность аппарата государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На данном этапе развития общества большое внимание уделяется анализу эффективности функционирования государственной власти. Принципиальное значение приобретает идея поддержания механизмов работы государственной власти, которая строит исполнительную вертикаль в отношениях между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

Подчеркнем, ни одно правительство не может успешно работать в отсутствии стабильной властной вертикали. Отношения между центральной властью и органами региональной власти, основанные на началах субординации, считаются обязательным признаком государства.

Аппарат государственной власти продолжает и заканчивает компанию механизма государства, делая её готовой и применимой к реализации задач на практике и функций страны. Становление института государственной власти, да и сам факт укрепления управляемости социальных процессов обоснованы востребованностью государственных институтов обществом, тем обстоятельством, на сколько эти институты отвечают ожиданиям общества.

Объектом курсовой работы выступает аппарат государственной власти, обеспечивающий реализацию своих конституционных полномочий и способствующий повышению эффективности деятельности органов государственной власти и управления.

Предметом исследования является деятельность аппарата государственной власти.

Целью работы является изучение деятельности аппарата государственной власти.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

- рассмотреть понятие государственной власти;

- проанализировать понятие и сущность аппарата государственной власти;

- рассмотреть структуру органов государственной власти;

- рассмотреть функции аппарата государственной власти.

Методология исследования. В процессе исследования использовались системный, исторический, сравнительно-политологический, институциональный и структурно-функциональный методы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


1.1 Понятие государственной власти

Государственная власть — это весьма сложное и многомерное явление в жизни общества, с присущими ей тенденциями противоречивости. Отчасти поэтому наука до сих пор не выработала единой точки зрения на понятие и принципы данного явления. Несмотря на то, что не существует и целостной общепризнанной теории государственной власти, да и власти вообще, как таковой. Вряд ли можно согласиться с взглядами Мишель Фуко, который проявления этого уникального феномена рассматривает как продол­жают, как справедливо заметил, «остающееся чем-то загадочным, неопознанным, даже демоническим»[1].

Истоки научного понимания власти как таковой заложены в значениях этого термина, которое воспроизводится в словарях русского языка. Так, например, в словаре С.И. Ожегова власть трактуется как «право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений, начальствование, управление, начальство, начальник или начальники»[2].

В.Ф. Халипов, в свою очередь, приводит нам схожий со словарями русского языка перечень явлений, которые, по его мне­нию, наиболее часто рассматриваются как власть. Он пишет, что власть понимается как способность, право и возможность распоря­жаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств, как политическое господство над людьми, как система государственных органов, как лица, органы, облеченные соответствую­щими государственно-административными полномочиями[3].

Приведенные нами трактовки власти дают общее весьма широкое представление о государственной власти, что говорит о ней как о закономерном явлении с неизменными характерными чертами. Однако для целей настоящего исследования природы власти необходимо установить то, что следует под категориями государст­венный аппарат, государственное управление и механизм государства.

Несмотря на множество подходов к определению государствен­ной власти, на наш взгляд, для более содержательного и полноценного анализа сущности государственной власти как явления социального и общественного, следует, прежде всего, обратить пристальное внимание на истоки и природу власти как категории общесоцио­логической. Следуя данной логике, выясним, что есть власть с позиции социологии.

Современная кратология знает разнообразные трактовки понятия власти и множество классификаций власти по различным критериям[4], что отражает всю сложность, многоаспектность этого уникального явления общественной жизни. Например, по мнению С.С. Фролова, «власть имеет множество степеней, оттенков и форм проявления от громкого окрика до шепота»[5].


Одни теоретики понимают власть как влияние особого рода, другие как способность к достижению определенных целей, третьи — возможность использования разного рода средств, для четвертых власть представляется как особое отношение между управляющими и управляемыми субъектами.

Как правило, под властью понимается способность ее субъекта (отдельного человека, руководства крупной корпорации, государства) навязывать свою волю другим людям, коллективам, организациям, распоряжаться и управлять их действиями, используя разного рода насильственные и ненасильственные средства и методы, с тем, чтобы приспособить их поведение к своим собственным интересам. Наиболее часто встречается следующее определение власти: «Власть — это специфический способ (средство), которое обеспечивает следование воли управляемого субъекта воле субъекта управляющего»[6].

По нашему мнению, под социальной властью следует также понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение в той или иной форме.

Признаком любой власти является подчинение объекта субъекту. Характерной особенностью властных отношений является их асиммет­ричность. На сегодняшний день большинство ученых признают, что власти в той или иной степени свойственно неравенство.

Несмотря на все противоречие и многообразие определений сущности социальной власти, представители социологической научной мысли (и не только они) считают, что власть как таковая всегда основана на принуждении. Однако некоторые ученые обращают внимание на то, что принуждение — это лишь признак власти, вследствие чего обычной ошибкой является отождествление власти с принуждением, которое, в свою очередь, является только ее наиболее заметным инструментом.

Действительно, в современном обществе существуют властные отношения, основанные не столько на подчинении одного субъекта воле другого (управляемого управляющему), сколько на добровольном, осознанном признании его власти над собой.

Критерии классификации многообразны в зависимости от исторических периодов развития, политических интересов, взглядов той или иной социальной группы, представлены те или иные основания деления (экономическая, идеологическая, в том числе государственная и др.).

Что касается власти государственной, то она, в свою очередь, также содержит элемент принуждения, исходящий от самого государства в лице его государственных органов и должностных лиц, и, следовательно, представляет собой особую разновидность власти социальной. Государственная власть, замечает Г.Ф. Шершеневич, «есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинить себе волю других (подвластных)»[7].


Государственная власть, формы ее организации и осуществления являются наиболее объемной и традиционной проблемой в государ­ственно-правовой науке. Однозначные, разделяемые всеми подходы к определению данного вида власти в литературе отсутствуют.

Так, еще Л.И. Петражицкий указывал на невыясненность и спорность природы государственной власти. В этом можно убедиться, знакомясь с работами видных дореволюционных русских правоведов Н.М. Коркунова, Л.И. Сорокина, В.М. Хвостова. Н.М. Коркунов писал: «Государственная власть, как сила, обусловленная сознанием граждан их зависимости от государства, порождает в общественной жизни своеобразные явления двоякого рода. Во-первых, она побуждает граждан совершать то, что они счи­тают необходимым для государства, от которого сознают себя зависимым... Во-вторых, граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемых органами государственной власти».

В ином значении использовал термин «государственная власть» П.А. Сорокин: «Если государственная власть невежественна и руководится в своей политике не благом общества, а узкоэгоистическими соображениями собственной пользы, рост вмешательства таковой власти при прочих равных условиях едва ли будет плюсом, он скорее причинит общественный вред».

В.М. Хвостов утверждал: «Верховная власть государства в принципе так же едина, как само государство. Она не представляет собою совокупности отдельных полномочий, между которыми существуют пробелы, но есть связное: единство».

Сущность государственной власти в понимании большинства исследователей современной научно-правовой мысли в узкой трактовке представляется как отношение публично-политического характера господства и подчинения между субъектами данной власти, опирающееся на государственное принуждение.

По мнению Ю.А. Дмитриева государственная власть обладает следующими отличительными свойствами: только государственная власть имеет право на принятие нормативных актов; только государственная власть всегда осуществляется в определенных правовых рамках; только государственная власть обладает суверенитетом; только государственной власти присущ метод государственно-властного принуждения.

Рассуждения Ю.А. Дмитриева о природе государственной власти отчасти верны, однако весьма коротки и неполны. Помимо вышеуказанных свойств государственная власть обладает и другими весьма значимыми отличительными чертами.

На сегодняшний день существует множество отдельных классификаций государственной власти, в рамках которых различают множество ее разновидностей власти, определить которые можно по различным основаниям: ее социальному характеру (способам господства социальных сил в обществе), территориальным масштабам деятельности органов государственной власти, задач и методов ее осуществления и т. д..


Весьма справедливо и убедительно заметил В.Е. Чиркин о том, что «государственная власть — не только социально-политическое явление; с юридической точки зрения это также институт конституционного права, т. е. система правовых норм, регулирующих социальное явление — государственную власть с юридических позиций»[8], обращая тем самым наше внимание на значимость государственность власти как юридической категории и необходимость ее законодательного закрепления в конституциях.

С такой позицией трудно не согласиться, ибо прочность конституционного строя в существенной степени зависит от рациональности организации, прежде всего, государственной власти; кроме того, одна из главных функций любой конституции состоит в создании определенной системы органов государственной власти.

Субъекты государственной власти, работники государственного аппарата должны выполнять свои функции открыто, т. е. публично. Действительно, государственная власть — это особый вид власти. И ее публичный характер логично убеждает нас в том, что власть государственная есть проявление публичной власти, это разновид­ность и способ реализации публичной власти.

Таким образом, государственная власть — это особый вид власти, ее особое выражение: публичный характер государственный власти доказывает нам, собственно, то, что государственная власть есть в первую очередь проявление публичной власти, ее разновидность и способ реализации.

1.2 Понятие и сущность аппарата государственной власти

Любые органы государственной власти имеют собственную особую структуру и объем возможностей, которые отличают его от иных органов власти, хотя они все совместно выступают как единичное целое, как единая власть страны, исполняющая функции государства. Структуру государственной власти можно охарактеризовать исходя из убеждений ее внешнего оформления и организации. Муниципальная власть как способность либо возможность страны производить политическое управление обществом постоянно организационно оформлена и в любом случае выражена вовне.

В связи с этим появляется вопрос о механизме государственной власти, потому что своё правовое организационное выражение имеющаяся государственная власть обретает конкретно в определённом механизме. Государственный аппарат является системой специальных органов и учреждений, благодаря которым осуществляется государственное управление всем обществом и защита его главных интересов.