Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной особенностью трудовой деятельности, на которую воздействует мотивация, является проявление настойчивости в продолжении и развитии начатого дела. Отсутствие настойчивости способно привести к сокращению усилий, выполнению заданий на более низком уровне по сравнению с возможностями. Работник порой способен выдвигать отличные идеи и ничего не сделать для их реализации, что означает для организации упущенные возможности.

Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований, для многих работ является основным условием их успешной реализации. Работник может иметь высокую квалификацию, обширные знания, быть созидателем, много трудиться, но при этом относиться к своим обязанностям безответственно, что сводит на нет все положительное в его деятельности.

Направленность на результат как особенность деятельности конкретного человека свидетельствует о том, к чему он стремится, осуществляя конкретные действия. Человек способен выполнять свою работу потому, что она приносит ему удовлетворение (моральное или материальное), но может делать ее и потому, что стремится помочь своей компании достичь ее целей. Для управления очень важно оценивать правильно направленность действий своего работника, но не менее важно уметь с помощью мотивирования направлять эти действия на реализацию определенных целей.

Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным.

В процессе управления поведением работников в организации, необходимо уделять должное влияние планированию деятельности персонала и организационным коммуникациям. Отсутствие указанных элементов организационного поведения неизбежно приводит к организационным конфликтам [1, с. 59].

Для создания оптимальной мотивационной управленческой системы каждая компания должна пройти несколько этапов, которые представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Процесс подготовки мотивационной системы персонала

На первом этапе, компания устанавливает четкую цель, список задач, которые необходимо решить. Далее идет переподготовка управленческого персонала, которая, исходя из поставленной цели, в следующем этапе разрабатывает план социального развития, который будет включать в себя разные мероприятия (культурно-массовые, корпоративные и т. д.). В определенных условиях необходимо создать предпосылки - инфраструктуры, для обеспечения бесперебойной работы мотивационной системы персонала, что и является заключительным этапом подготовки мотивационной системы персонала.


Для повышения эффективности деятельности компании, принципиально важно чтобы работник полностью осознавал, что увеличение прибыли компании находится в прямой зависимости с его интересами. Дополнительная прибыль компании должна послужить средством вознаграждения персонала. Если высшая цель компании - увеличение прибыли, не достигнута, то цели всех сотрудников в основном, и каждого сотрудника в частности можно считать не достигнутыми. В этом и состоит один из важнейших принципов составления мотивационной системы персонала - баланс интересов [5, с. 129].

Мотивирование персонала является одной из ключевых проблем менеджмента. Рано или поздно руководители предприятий задаются вопросом, каким образом мотивировать работников к эффективному выполнению их обязанностей. Основная проблема состоит в нахождении правильного соотношения материального и морального мотивирования персонала.

2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фридом»

Основной вид деятельности ООО «Фридом» - розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.

Далее рассмотрим на рисунке 3 структуру управления магазином ООО «Фридом».

Рисунок 3 - Организационная структура управления магазином ООО «Фридом»

Структура управления магазином носит линейный характер.

Положительными чертами этого типа структуры являются:

− единство распорядительства и ответственности, т.е. исполнители подчиняются только одному непосредственному начальнику, а тот, в свою очередь, несет ответственность за работу своих подчиненных;

− четкая линейная соподчиненность всех должностей и звеньев управления, что обеспечивает согласованность действий;

− личная ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения;

− простота управления, т.к. существует только один канал связи;


Недостатки структуры:

− перегрузка информацией руководителя;

− концентрация власти в управленческой верхушке;

− высокие требования к руководителю, который должен разбираться во всех функциональных направлениях.

Цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.

Управляющий магазином решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам, а также функциональных и производственных подразделений организации. Руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации. Отвечает за организацию работы в целом, координацию деятельности каждого из сотрудников, за развитие предприятия. Директор (управляющий) выполняет следующие обязанности в соответствии с должностной инструкцией:

− осуществляет общее руководство администрацией и оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия;

− координирует работу всех служб и подразделений;

− рационально использует финансовые, материальные и людские ресурсы с целью обеспечения доходности предприятия;

− определяет кадровую политику, принимает на работу и увольняет работников предприятия.

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2017-2018 гг.

Таблица 1

Основные экономические показатели ООО «Фридом»

Показатели

2017 г.

2018 г.

Изменение

(+,-)

Темп роста, %

1. Выручка, тыс. руб.

24711

40225

15454

162,78

2. Себестоимость продаж, тыс. руб.

4665

6409

1744

137,39

3. Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.

19941

33374

13433

167,36

4. Прибыль от продаж, тыс. руб.

105

442

337

420,95

5. Прибыль до

налогообложения, тыс. руб.

62

386

324

622,58

6. Чистая прибыль, тыс. руб.

51

309

258

605,88

7. Стоимость

основных средств, тыс. руб.

249

227

-22

91,16

8. Стоимость активов, тыс. руб.

10180

15935

5755

156,53

9. Собственный капитал, тыс. руб.

90

445

355

494,44

10. Заемный капитал, тыс. руб.

10090

15490

5400

153,52

11. Численность ППП, чел.

36

40

4

111,1

12.Производительность труда, тыс. руб. (1/11)

686,4

1005,6

319,2

146,5

13. Фондоотдача, руб. (1/7)

99,24

177,20

77,96

178,56

14. Оборачиваемость активов, раз (1/8)

2,43

2,52

0,09

103,70

15. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (6/9)*100%

56,60

69,43

12,83

122,67

16. Рентабельность продаж, % (4/1)*100%

0,42

1,09

0,67

259,52

17. Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения, % (5/(9+10))*100%

0,60

2,42

1,82

403,33

18. Затраты на рубль выручки от продажи, ((2 + 3)/1)*100 коп.

99,57

98,90

-0,67

99,33


Как видно из представленной таблицы основные показатели ООО «Фридом» имеют положительную динамику. Так, темп роста выручки за 2018 год составил 162,78 %, при этом, рентабельность продаж в сравнении с 2017 годом, в 2018 году повысилась на 259,52%. Расходы организации в 2018 году также имеют положительную динамику – темп роста 167,36 %.

2.2. Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Фридом»

Далее в таблице 2 проанализируем состав и структуру кадров ООО «Фридом».

Таблица 2

Анализ состава и структуры кадров ООО «Фридом»

Показатель

2016

2017

2018

Изменения, +/- 2016/2018

1

Численность персонала, всего

35

36

40

5

2

из них рабочих

10

10

10

-

3

ТОП

20

20

24

4

4

руководителей

5

6

6

1

5

удельный вес ТОП в общей численности работников %

57,14

55,5

60

2,86

6

удельный вес рабочих в общей численности работников %

28,5

27,7

25

-3,5

7

удельный вес руководителей в общей численности персонала %

14,36

16,8

15

0,46

Как видно из представленной таблицы 2 количество торгово-оперативного персонала за исследуемый период повысилось на 4 чел., количество руководителей – на 1 чел., количество рабочих не изменилось. Из данных таблицы 2, также видно, что наибольшую часть персонала организации составляет торгово-оперативный персонал (по состоянию на 2018 год 60%). За исследуемый период удельный вес ТОП в общей численности персонала увеличился на 2,85%.

Численность работающих ООО «Фридом»в период с 2016 по 2018 год имеет положительную динамику. Если в 2016 году этот показатель составлял 35ед. (чел.), то в 2017 году он увеличился и составил 36 ед. (чел.), а в 2018 году – 40 ед. (чел).

Из представленной табл. 2 видно, что численность персонала на протяжении трех лет увеличивалась.

Из представленного табличного материала видно, что основную долю персонала составляет торгово-оперативный персонал:


- в 2016 году – 57,14%;

- в 2017 году – 55,5%;

- в 2018 году – 60%.

Однако, в 2018 году понижается доля руоководителей и рабочих в общей численности персонала. Данное обстоятельство говорит о том, что расширение штата сотрудников происходит лишь за счет набора персонала из числа торгово-оперативного персонала.

Проведем анализ баланса и движения трудовых ресурсов ООО «Фридом» в таблице 3.

Таблица 3

Анализ баланса и движения трудовых ресурсов ООО «Фридом» (%)

Показатель

2016

2017

2018

Изменения, +/- 2016/2018

Общее число принятых на работу

1

1

4

3

Общее число выбывших

2

2

2

-

Количество уволившихся:

по собственному желанию

за нарушение дисциплины и прогулы

2

0

2

0

2

0

-

-

Среднесписочная численность работников

35

36

40

5

Коэффициент интенсивности оборота по приёму

2,85

2,77

10

7,15

Коэффициент оборота по выбытию

5,7

5,5

5

0,7

Коэффициент текучести кадров

5,7

5,5

5

0,7

Коэффициент замещения

0,5

0,5

2

1,5

Коэффициент постоянства кадров

91,42

91,6

85

6,42

В сравнении с 2016 годом коэффициент оборота по приему в 2018 году существенно повысился на 7,15%, а коэффициент оборота по выбытию понизился на 0,7%.

Если коэффициент замещения меньше единицы, то кадровую политику персонала нельзя признать эффективной. В нашем случае на предприятии благоприятная ситуация с замещением кадров, поскольку в 2018 году данный коэффициент составил 2%.

Пределы «нормы» коэффициента текучести кадров, как показывает практика, колеблются от 3% до 5% в стабильной ситуации. Если он меньше 3%, это можно расценивать как застой в коллективе.

В ООО «Фридом» в 2016-2017 году данный коэффициент превышал предельные значения и составлял 5,7% и 5,5%. В 2018 году данный коэффициент за счет расширения штата сотрудников и набора персонала понизился и составил 5%. Однако данный результат также нельзя признать удовлетворительным, поскольку он находится на грани предельного значения.

Как видно из расчетов, коэффициент постоянства кадров в 2016 году составлял 91,42%, а в 2018 году уже 85%.