Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в организации
1.1. Понятие и виды мотивации персонала
1.2. Формирование системы мотивации в организации
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фридом»
2.2. Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Фридом»
2.3. Анализ методов мотивации персонала в ООО «Фридом»
3. Рекомендации по совершенствованию управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
3.1. Совершенствование форм материальной мотивации персонала
3.2. Совершенствование форм нематериальной мотивации персонала
Важной особенностью трудовой деятельности, на которую воздействует мотивация, является проявление настойчивости в продолжении и развитии начатого дела. Отсутствие настойчивости способно привести к сокращению усилий, выполнению заданий на более низком уровне по сравнению с возможностями. Работник порой способен выдвигать отличные идеи и ничего не сделать для их реализации, что означает для организации упущенные возможности.
Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований, для многих работ является основным условием их успешной реализации. Работник может иметь высокую квалификацию, обширные знания, быть созидателем, много трудиться, но при этом относиться к своим обязанностям безответственно, что сводит на нет все положительное в его деятельности.
Направленность на результат как особенность деятельности конкретного человека свидетельствует о том, к чему он стремится, осуществляя конкретные действия. Человек способен выполнять свою работу потому, что она приносит ему удовлетворение (моральное или материальное), но может делать ее и потому, что стремится помочь своей компании достичь ее целей. Для управления очень важно оценивать правильно направленность действий своего работника, но не менее важно уметь с помощью мотивирования направлять эти действия на реализацию определенных целей.
Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным.
В процессе управления поведением работников в организации, необходимо уделять должное влияние планированию деятельности персонала и организационным коммуникациям. Отсутствие указанных элементов организационного поведения неизбежно приводит к организационным конфликтам [1, с. 59].
Для создания оптимальной мотивационной управленческой системы каждая компания должна пройти несколько этапов, которые представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Процесс подготовки мотивационной системы персонала
На первом этапе, компания устанавливает четкую цель, список задач, которые необходимо решить. Далее идет переподготовка управленческого персонала, которая, исходя из поставленной цели, в следующем этапе разрабатывает план социального развития, который будет включать в себя разные мероприятия (культурно-массовые, корпоративные и т. д.). В определенных условиях необходимо создать предпосылки - инфраструктуры, для обеспечения бесперебойной работы мотивационной системы персонала, что и является заключительным этапом подготовки мотивационной системы персонала.
Для повышения эффективности деятельности компании, принципиально важно чтобы работник полностью осознавал, что увеличение прибыли компании находится в прямой зависимости с его интересами. Дополнительная прибыль компании должна послужить средством вознаграждения персонала. Если высшая цель компании - увеличение прибыли, не достигнута, то цели всех сотрудников в основном, и каждого сотрудника в частности можно считать не достигнутыми. В этом и состоит один из важнейших принципов составления мотивационной системы персонала - баланс интересов [5, с. 129].
Мотивирование персонала является одной из ключевых проблем менеджмента. Рано или поздно руководители предприятий задаются вопросом, каким образом мотивировать работников к эффективному выполнению их обязанностей. Основная проблема состоит в нахождении правильного соотношения материального и морального мотивирования персонала.
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фридом»
Основной вид деятельности ООО «Фридом» - розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.
Далее рассмотрим на рисунке 3 структуру управления магазином ООО «Фридом».
Рисунок 3 - Организационная структура управления магазином ООО «Фридом»
Структура управления магазином носит линейный характер.
Положительными чертами этого типа структуры являются:
− единство распорядительства и ответственности, т.е. исполнители подчиняются только одному непосредственному начальнику, а тот, в свою очередь, несет ответственность за работу своих подчиненных;
− четкая линейная соподчиненность всех должностей и звеньев управления, что обеспечивает согласованность действий;
− личная ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения;
− простота управления, т.к. существует только один канал связи;
Недостатки структуры:
− перегрузка информацией руководителя;
− концентрация власти в управленческой верхушке;
− высокие требования к руководителю, который должен разбираться во всех функциональных направлениях.
Цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.
Управляющий магазином решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам, а также функциональных и производственных подразделений организации. Руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации. Отвечает за организацию работы в целом, координацию деятельности каждого из сотрудников, за развитие предприятия. Директор (управляющий) выполняет следующие обязанности в соответствии с должностной инструкцией:
− осуществляет общее руководство администрацией и оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия;
− координирует работу всех служб и подразделений;
− рационально использует финансовые, материальные и людские ресурсы с целью обеспечения доходности предприятия;
− определяет кадровую политику, принимает на работу и увольняет работников предприятия.
В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2017-2018 гг.
Таблица 1
Основные экономические показатели ООО «Фридом»
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение (+,-) |
Темп роста, % |
1. Выручка, тыс. руб. |
24711 |
40225 |
15454 |
162,78 |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
4665 |
6409 |
1744 |
137,39 |
3. Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб. |
19941 |
33374 |
13433 |
167,36 |
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
105 |
442 |
337 |
420,95 |
5. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
62 |
386 |
324 |
622,58 |
6. Чистая прибыль, тыс. руб. |
51 |
309 |
258 |
605,88 |
7. Стоимость основных средств, тыс. руб. |
249 |
227 |
-22 |
91,16 |
8. Стоимость активов, тыс. руб. |
10180 |
15935 |
5755 |
156,53 |
9. Собственный капитал, тыс. руб. |
90 |
445 |
355 |
494,44 |
10. Заемный капитал, тыс. руб. |
10090 |
15490 |
5400 |
153,52 |
11. Численность ППП, чел. |
36 |
40 |
4 |
111,1 |
12.Производительность труда, тыс. руб. (1/11) |
686,4 |
1005,6 |
319,2 |
146,5 |
13. Фондоотдача, руб. (1/7) |
99,24 |
177,20 |
77,96 |
178,56 |
14. Оборачиваемость активов, раз (1/8) |
2,43 |
2,52 |
0,09 |
103,70 |
15. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (6/9)*100% |
56,60 |
69,43 |
12,83 |
122,67 |
16. Рентабельность продаж, % (4/1)*100% |
0,42 |
1,09 |
0,67 |
259,52 |
17. Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения, % (5/(9+10))*100% |
0,60 |
2,42 |
1,82 |
403,33 |
18. Затраты на рубль выручки от продажи, ((2 + 3)/1)*100 коп. |
99,57 |
98,90 |
-0,67 |
99,33 |
Как видно из представленной таблицы основные показатели ООО «Фридом» имеют положительную динамику. Так, темп роста выручки за 2018 год составил 162,78 %, при этом, рентабельность продаж в сравнении с 2017 годом, в 2018 году повысилась на 259,52%. Расходы организации в 2018 году также имеют положительную динамику – темп роста 167,36 %.
2.2. Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Фридом»
Далее в таблице 2 проанализируем состав и структуру кадров ООО «Фридом».
Таблица 2
Анализ состава и структуры кадров ООО «Фридом»
№ |
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменения, +/- 2016/2018 |
1 |
Численность персонала, всего |
35 |
36 |
40 |
5 |
2 |
из них рабочих |
10 |
10 |
10 |
- |
3 |
ТОП |
20 |
20 |
24 |
4 |
4 |
руководителей |
5 |
6 |
6 |
1 |
5 |
удельный вес ТОП в общей численности работников % |
57,14 |
55,5 |
60 |
2,86 |
6 |
удельный вес рабочих в общей численности работников % |
28,5 |
27,7 |
25 |
-3,5 |
7 |
удельный вес руководителей в общей численности персонала % |
14,36 |
16,8 |
15 |
0,46 |
Как видно из представленной таблицы 2 количество торгово-оперативного персонала за исследуемый период повысилось на 4 чел., количество руководителей – на 1 чел., количество рабочих не изменилось. Из данных таблицы 2, также видно, что наибольшую часть персонала организации составляет торгово-оперативный персонал (по состоянию на 2018 год 60%). За исследуемый период удельный вес ТОП в общей численности персонала увеличился на 2,85%.
Численность работающих ООО «Фридом»в период с 2016 по 2018 год имеет положительную динамику. Если в 2016 году этот показатель составлял 35ед. (чел.), то в 2017 году он увеличился и составил 36 ед. (чел.), а в 2018 году – 40 ед. (чел).
Из представленной табл. 2 видно, что численность персонала на протяжении трех лет увеличивалась.
Из представленного табличного материала видно, что основную долю персонала составляет торгово-оперативный персонал:
- в 2016 году – 57,14%;
- в 2017 году – 55,5%;
- в 2018 году – 60%.
Однако, в 2018 году понижается доля руоководителей и рабочих в общей численности персонала. Данное обстоятельство говорит о том, что расширение штата сотрудников происходит лишь за счет набора персонала из числа торгово-оперативного персонала.
Проведем анализ баланса и движения трудовых ресурсов ООО «Фридом» в таблице 3.
Таблица 3
Анализ баланса и движения трудовых ресурсов ООО «Фридом» (%)
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменения, +/- 2016/2018 |
Общее число принятых на работу |
1 |
1 |
4 |
3 |
Общее число выбывших |
2 |
2 |
2 |
- |
Количество уволившихся: по собственному желанию за нарушение дисциплины и прогулы |
2 0 |
2 0 |
2 0 |
- - |
Среднесписочная численность работников |
35 |
36 |
40 |
5 |
Коэффициент интенсивности оборота по приёму |
2,85 |
2,77 |
10 |
7,15 |
Коэффициент оборота по выбытию |
5,7 |
5,5 |
5 |
0,7 |
Коэффициент текучести кадров |
5,7 |
5,5 |
5 |
0,7 |
Коэффициент замещения |
0,5 |
0,5 |
2 |
1,5 |
Коэффициент постоянства кадров |
91,42 |
91,6 |
85 |
6,42 |
В сравнении с 2016 годом коэффициент оборота по приему в 2018 году существенно повысился на 7,15%, а коэффициент оборота по выбытию понизился на 0,7%.
Если коэффициент замещения меньше единицы, то кадровую политику персонала нельзя признать эффективной. В нашем случае на предприятии благоприятная ситуация с замещением кадров, поскольку в 2018 году данный коэффициент составил 2%.
Пределы «нормы» коэффициента текучести кадров, как показывает практика, колеблются от 3% до 5% в стабильной ситуации. Если он меньше 3%, это можно расценивать как застой в коллективе.
В ООО «Фридом» в 2016-2017 году данный коэффициент превышал предельные значения и составлял 5,7% и 5,5%. В 2018 году данный коэффициент за счет расширения штата сотрудников и набора персонала понизился и составил 5%. Однако данный результат также нельзя признать удовлетворительным, поскольку он находится на грани предельного значения.
Как видно из расчетов, коэффициент постоянства кадров в 2016 году составлял 91,42%, а в 2018 году уже 85%.