Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в организации
1.1. Понятие и виды мотивации персонала
1.2. Формирование системы мотивации в организации
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фридом»
2.2. Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Фридом»
2.3. Анализ методов мотивации персонала в ООО «Фридом»
3. Рекомендации по совершенствованию управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
3.1. Совершенствование форм материальной мотивации персонала
3.2. Совершенствование форм нематериальной мотивации персонала
Необходимо помнить, что эффективность премирования работников в определяющей степени зависит от правильного, объективного определения и утверждения показателей и условий премирования. Личная заинтересованность работника в достижении положительных конечных результатов в целом по организации, таких как снижение затрат, может быть реализована только через выполнение показателей, обусловленных рамками его деятельности, функциональными обязанностями работника. Это ключевой момент стимулирования.
Система показателей и условий премирования должна быть гибкой, восприимчивой к возникающим проблемам, узким местам, изменениям в производстве, структуре управления и составе функций, и вместе с тем показатели должны действовать по возможности длительный срок. Показатели премирования должны быть адекватны основным целям и задачам, в частности для руководства они должны быть увязаны главным образом с прибылью и, возможно, с некоторыми другими системными показателями, для рабочих и специалистов - с экономией ресурсов, увеличением производительности или качества работ.
Положение о премировании разрабатывается в разрезе отдельных категорий работников и должно содержать показатели премирования, характеризующие результаты труда конкретного работника или группы работников.
Показатели премирования (за что производится премирование) должны быть конкретными и понятными каждому работнику, выполнение их должно легко учитываться.
В качестве показателей премирования за основные результаты хозяйственной деятельности предлагается ввести:
- премирование за выполнение плана выручки (1 раз в месяц);
- повышение рентабельности (1 раз в год);
- рост производительности труда по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (1 раз в год).
В таблице 5 представим затраты на проведение данного мероприятия.
Таблица 5
Затраты на внедрение системы премирования сотрудников по результатам работы
Мероприятия |
Сумма, руб. |
Разработка документации (положение о премировании) |
5000 |
Премирование за выполнение плана выручки (план прибыли в месяц 3700 тыс. руб.) |
6000 руб. - 1 сотрудник |
6000 руб. *24 чел. = 144 000 руб. в |
|
месяц |
|
144 000 руб. * 12 мес. = 1 728 000 руб. в год |
|
Повышение рентабельности продаж, не менее чем на 2% в сравнении с предыдущим годом |
10000 руб. - 1 сотрудник |
10000 руб. * 24 чел. = 240 000 руб. в год |
|
Рост производительности труда по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (не менее чем на 20%) |
2500 руб. - 1 сотрудник 2500 руб.*24 чел. = 60 000 руб. в год |
Индивидуальное премирование по результатам работы сотрудника за год |
1500 руб. - 1 сотрудник 1500 руб. * 24 чел. = 36 000 руб. |
Итого |
2 069 000 |
Таким образом, затраты на мероприятие, при условии достижения персоналом указанных результатов составят 2069 тыс. руб. в год.
3.2. Совершенствование форм нематериальной мотивации персонала
Далее рассмотрим мероприятие по внедрению нематериальных способов мотивации персонала:
- организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человека года» компании. Главное здесь - система публичного поощрения;
- установление Дня рождения компании с проведением корпоративного праздника со статусом выходного дня для сотрудников (по возможности);
- создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников предприятия (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).
Рассмотрим предполагаемые затраты на данные мероприятия в таблице 6.
Таблица 6
Затраты на нематериальное поощрение персонала
Мероприятия |
Сумма, руб. (максимальная сумма в год, которую может позволить себе компания, с учетом уровня прибыли) |
Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании |
20 000 руб. в год. |
Установление Дня рождения компании с проведением корпоративного праздника со статусом выходного дня для сотрудников |
80 000 руб. в год |
Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников предприятия (порядок, сроки, соответствующие распоряжения) – затраты на составление документации и проведение самого мероприятия |
5000 руб. в месяц Не менее 4 исследований в год: 5000*4 = 20 000 руб. |
Итого |
140 000 руб. |
Таким образом, затраты на мероприятия по нематериальной мотивации персонала составят 140 тыс. руб. в год.
Для дальнейшей оценки мероприятия по внедрению форм нематериальной мотивации необходимо провести исследования с использованием метода экспертных оценок, для определения влияния данного мероприятия на увеличение прибыли предприятия.
Центральным критерием отбора экспертов выступает их компетентность. Для ее определения применяют методы самооценки экспертов и коллективной оценки авторитетности экспертов.
В качестве экспертов выступали директор ООО «Фридом», заместитель директора, директор по сбыту, менеджер по персоналу и товароведы.
Наиболее простая и удобная форма самооценки – совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». Первой позиции приписывается числовое значение 1, второй – 0,5, третьей – 0. В таком случае совокупный индекс – коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:
(1)
где k1 – числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний;
k2 – числовое значение самооценки практического опыта;
k3 – числовое значение самооценки способности к прогнозу.
Коэффициент уровня компетентности может изменяться от 1 (полная компетентность, т.е. оценочные значения коэффициентов k1= k2 = k3 = 1) до 0 (полная некомпетентность: k1= k2 = k3 = 0).
Обычно в группу экспертов принято включать тех, у кого индекс компетентности не менее среднего (0,5) и выше (до 1).
Получить первичные числовые значения самооценки (k1, k2, k3) для расчета индекса компетентности экспертов можно при помощи вопроса табличной формы.
Таблица 7
Как вы оцениваете уровень своей «приобщенности» к вопросам мотивации персонала?
Критерий приобщенности |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
1 |
0,5 |
0 |
||
Эксперт 1 (директор) |
Уровень теоретического знания проблемы (к1) Практический опыт (к2) Способность предвидеть логику событий (к3) |
+ + |
+ |
|
Эксперт 2 (заместитель директора) |
Уровень теоретического знания проблемы (к1) Практический опыт (к2) Способность предвидеть логику событий (к3) |
+ + |
+ |
|
Эксперт 3 (директор по сбыту) |
Уровень теоретического знания проблемы (к1) Практический опыт (к2) Способность предвидеть логику событий (к3) |
+ + + |
||
Эксперт 4 (менеджер по персоналу) |
Уровень теоретического знания проблемы (к1) Практический опыт (к2) Способность предвидеть логику событий (к3) |
+ + |
+ |
|
Эксперт 5 (товаровед 1) |
Уровень теоретического знания проблемы (к1) Практический опыт (к2) Способность предвидеть логику событий (к3) |
+ + + |
||
Эксперт 6 (товаровед 2) |
Уровень теоретического знания проблемы (к1) Практический опыт (к2) Способность предвидеть логику событий (к3) |
+ |
+ + |
Проведем расчет по формуле (1):
К1 = 1+0,5+1/3= 0,83
Уровень компетентности эксперта выше среднего.
К2 = 1+1+0,5/3 = 0,83
Уровень компетентности эксперта выше среднего.
К3 = 1+1+1/3 = 1
Уровень компетентности эксперта высокий.
К4 = 1+0,5+0/3 = 0,5
Уровень компетентности эксперта средний.
К5 = 1+1+1/3 = 1
Уровень компетентности эксперта высокий.
К6 = 1+0,5+0,5/3 = 0,67
Уровень компетентности эксперта выше среднего.
В таблице 8 приведена оценка эффективности совершенствования системы нематериальной мотивации в ООО «Фридом» экспертами.
В зависимости от возможности того или иного прогноза при внедрении мероприятий экспертам было предложено присвоить тому или иному суждению балльную оценку – от 0 до 5.
Таблица 8
Оценка экспертами мероприятия по внедрению системы нематериальной мотивации в ООО «Фридом»
Фактор |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Эксперт 6 |
Средняя оценка |
Повышение выручки магазина на 2% |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
3 |
2,6 |
Повышение выручки магазина на 5% |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3,6 |
Повышение выручки магазина на 10% |
5 |
4 |
1 |
3 |
5 |
5 |
3,8 |
Повышение выручки магазина на 15% |
0 |
1 |
0 |
5 |
0 |
1 |
1,16 |
Повышение выручки магазина на 20% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,33 |
Отсутствие положительного эффекта от внедрения системы нематериальной мотивации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Как видно из представленной таблицы эксперты пришли к выводу, что выручка магазина за счет внедрения форм нематериальной мотивации может повыситься на 10%. При этом эксперты отвергли вариант развития событий, при которых положительный экономический эффект будет вовсе отсутствовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования и практический опыт показывают, что традиционные подходы к мотивации устарели, и существует объективная необходимость в разработке и реализации новых подходов. Ограниченность или отсутствие эффективных мотивационных систем управления в предприятиях характерно для рыночной экономики развивающихся стран.
Создание мотивационной среды на предприятии реализуется, прежде всего, через обеспечение зависимости вознаграждения работника от достигнутых им результатов и квалификации, максимальной заинтересованности людей в реализации своего физического или интеллектуального потенциала. Сегодня нужны новые механизмы, которые создают мощные стимулы для продуктивной работы и максимальной реализации способностей работников.
Способствовать внедрению мотивационного механизма деятельности работников на предприятии можно, в частности, путем: проведение внутренней диагностики эффективности деятельности персонала; разработки мотивационного механизма управления персоналом на предприятии; переподготовки, повышения квалификации управленческого персонала.
Важным аспектом в вышеупомянутых направлениях является привлечение профессиональных внешних консультантов консалтинговых компаний, специализирующихся на управленческом менеджменте. Также, предпочтение следует отдавать отечественным консультантам, которые знают глубинные причины существующих управленческих проблем, связанных с менталитетом, национальными особенностями, и с учетом этого разрабатывают пути оптимального их решения.
В работе был проведен анализ применяемой в ООО «Фридом» системы мотивации персонала.
ООО «Фридом» - торговое предприятие со штатом сотрудников 40 чел, 24 чел из которых составляет торгово-оперативный персонал. Количество торгово-оперативного персонала за исследуемый период повысилось на 4 чел., количество руководителей – на 1 чел., количество рабочих не изменилось. Из данных также видно, что наибольшую часть персонала организации составляет торгово-оперативный персонал (по состоянию на 2018 год 60%). За исследуемый период удельный вес ТОП в общей численности персонала увеличился на 2,85%. Численность работающих ООО «Фридом» в период с 2016 по 2018 год имеет положительную динамику. Если в 2016 году этот показатель составлял 35 ед. (чел.), то в 2017 году он увеличился и составил 36 ед. (чел.), а в 2018 году – 40 ед. (чел).
Анализ баланса и движения трудовых ресурсов показал, что в сравнении с 2016 годом коэффициент оборота по приему в 2018 году существенно повысился на 7,15%, а коэффициент оборота по выбытию понизился на 0,7%. В ООО «Фридом» в 2016-2017 году коэффициент текучести кадров превышал предельные значения и составлял 5,7% и 5,5%. В 2018 году данный коэффициент за счет расширения штата сотрудников и набора персонала понизился и составил 5%. Однако данный результат также нельзя признать удовлетворительным, поскольку он находится на грани предельного значения. На предприятии благоприятная ситуация с замещением кадров, поскольку в 2018 году данный коэффициент составил 2%.