Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в организации
1.1. Понятие и виды мотивации персонала
1.2. Формирование системы мотивации в организации
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фридом»
2.2. Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Фридом»
2.3. Анализ методов мотивации персонала в ООО «Фридом»
3. Рекомендации по совершенствованию управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
3.1. Совершенствование форм материальной мотивации персонала
3.2. Совершенствование форм нематериальной мотивации персонала
На основе анализа управления персоналом составим SWOT матрицу для системы управления персоналом ООО «Фридом» (табл. 4).
Таблица 4
SWOT – анализ системы управления персоналом ООО «Фридом»
Показатель |
Перечень показателей |
Сильные стороны |
- устоявшийся штат сотрудников; - наличие полноценной кадровой службы; - регламентация всех кадровых процедур; - эффективное замещение кадров. |
Слабые стороны |
- слабая система материального стимулирования персонала; - отсутствие форм нематериального стимулирования персонала |
Возможности |
- введение новых форм мотивации персонала; - развитие персонала; - совершенствование способов адаптации персонала |
Угрозы |
- текучесть кадров; -неудовлетворенность работников своим положением в организации в связи с отсутствием перспектив карьерного роста и развития |
В качестве сильных сторон управления персоналом ООО «Фридом» модно выделить:
- устоявшийся штат сотрудников;
- наличие полноценной кадровой службы;
- регламентация всех кадровых процедур;
- эффективное замещение кадров.
Слабые стороны в управлении персоналом:
- слабая система материального стимулирования персонала;
- отсутствие форм нематериального стимулирования персонала.
ВозможностиООО «Фридом» в сфере управления персоналом заключаются в следующем:
- введение новых форм мотивации персонала;
- развитие персонала;
- совершенствование способов адаптации персонала.
Угрозы:
- текучесть кадров;
- неудовлетворенность работников своим положением в организации в связи с отсутствием перспектив карьерного роста и развития.
2.3. Анализ методов мотивации персонала в ООО «Фридом»
В ООО «Фридом» полностью отсутствуют какие-либо формы нематериальной мотивации.
В качестве материальной мотивации используют следующие формы:
1. ежеквартальные фиксированные премии:
Торгово-оперативному персоналу - в размере 2500 р.
Рабочим - в размере 1500 р.
Руководителям - в размере 3000 р.
2. премии по случаю некоторых государственных праздников (23 февраля, 8 марта, Новый год).
Соответственно у сотрудников не возникает необходимости выполнять свою работу лучше, чем обычно, нет необходимости стремиться к более высоким результатам, поскольку данные стремления с помощью форм материальной или моральной мотивации не будут поощрены.
Для исследования потребностей торгово-оперативного персонала в конкретных формах мотивации было проведено исследование, которое включало два этапа:
- заполнение сотрудниками анкеты для изучения удовлетворённостью трудом и обработка полученных результатов.
- исследование персонала по методике диагностики личности «Мотивация к успеху» Т. Элерса.
В ходе исследования были опрошены 17 продавцов и 7 товароведов, итого – 24 сотрудника из числа торгово-оперативного персонала. Возраст опрошенных – от 25 до 38 лет.
Рассмотрим результаты анкетирования по изучению удовлетворенности трудом.
Так, при ответе на первый вопрос анкеты было установлено, что 19 сотрудников (79,17%) не удовлетворены своим заработком, 4 сотрудника - удовлетворены (16,7%) и 1 сотрудник (4,13%) затруднился ответить на данный вопрос. Полученные результаты отразим на рис. 4.
Рисунок 4 - Степень удовлетворенности торгово-оперативного персонала трудом
В ходе анкетирования также было установлено, что:
- 9 сотрудников собираются в дальнейшем продолжать работу в данной организации и в своей должности (37,5%);
- 5 сотрудников надеются перейти на вышестоящую должность (20,83%);
- 2 сотрудника желают перейти работать в другой отдел (8,3%);
- 8 сотрудников предполагают, что в ближайшее время уволятся и перейдут в другую организацию без смены должности (33,3%).
При ответе на четвертый вопрос анкеты были выявлены факторы, влияющие на трудовую активность торгово-оперативного персонала. Таким образом, получены следующие результаты:
- материальное стимулирование повышает трудовую активность 23 сотрудников (95,8%).
- моральное стимулирование повышает трудовую активность 18 сотрудников (75%);
- меры административного воздействия способы повысить эффективность только у 4 сотрудников (16,6%);
- трудовой настрой коллектива имеет значение для 20 сотрудников (83,3%);
- экономические нововведения компании может повысить трудовую активность 9 сотрудников компании (37,5%);
- общая социально-экономическая ситуация в стране влияет на трудовую активность лишь 6 сотрудников (25%);
- боязнь потерять работу повышает трудовую активность 7 сотрудников (29,16%);
- элементы состязательности в работе повышает трудовую активность 15 сотрудников (62,5%), положительно на данный вопрос в основном отвечали продавцы компании.
Полученные данные отразим на рис. 5.
Рисунок 5 - Факторы, влияющие на трудовую активность торгово-оперативного персонала
При ответе на вопрос «Выберите, пожалуйста, из нижеперечисленных характеристик работы 5 самых важных для Вас?» сотрудники выбирали следующие ответы:
Обеспечение оргтехникой – 54%;
Возможность профессионального роста – 89%;
Возможность должностного продвижения – 91%;
Разнообразие работы – 42%;
Сложность работы – 15%;
Высокая заработная плата – 98%;
Самостоятельность в выполнении работ – 24%;
Престиж профессии – 49%;
Благоприятные условия труда – 61%;
Низкая напряженность труда – 14%;
Благоприятный психологический климат – 71%;
Возможность общения в процессе работы – 11%;
Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия - 4%;
Участие в управлении компанией – 0%.
При оценке своей трудовой активности работники показали следующие результаты:
- свою трудовую активность как высокую оценивают 79% опрошенных;
- свою трудовую активность как среднюю оценивают 21% от всех опрошенных из числа ТОП.
На вопрос «Если у Вас или Ваших коллег по работе возникают недоразумения, конфликты с руководителями, то по каким причинам?» сотрудники ООО «Фридом» дали следующие ответы:
- стиль управления, грубость с подчиненными (22% опрошенных);
- невнимательное отношение к нуждам сотрудников, к улучшению их социально-бытовых условий труда и отдыха (18% опрошенных);
- невозможность карьерного роста (39% опрошенных);
- несправедливое распределение заработной платы, премий (21% опрошенных).
Полученные данные отразим на рис. 6.
Рисунок 6 - Причины конфликтов персонала ООО «Фридом» с руководством компании
При этом большинство опрошенных сотрудников (81%) полагают, что в компании имеются внутренние резервы повышения эффективности труда. Так, 34% от опрошенных сотрудников полагают, что данные резервы заключаются в использовании инициативы и творческого потенциала персонала. 40% от всей численности опрошенных полагают, что резервы заключатся в стиле и методах управления персоналом. 26% опрошенных считают, что резервы повышения эффективности труда заключаются в самой организации труда в ООО «Фридом».
При этом большинство сотрудников 73% оценивают уровень своей квалификации как достаточный для своей должности, 17% опрошенных считают свой уровень квалификации высоким и только 10% сотрудников полагают что их уровень квалификации в настоящий момент недостаточный для занимаемой должности.
При ответе на последний вопрос анкеты «Мне не нравится работать в Компании, потому что…….», сотрудники указывали такие факторы, как отсутствие премий по результатам работы, отсутствие моральных поощрений, отсутствие организации обучения персонал и повышение его квалификации, отсутствие перспектив роста, низкая заработная плата, низкие премии, не эффективная адаптация нового сотрудника в компании.
Далее проводилась диагностика персонала по методике «Мотивация к успеху» (Т.Элерса).
Сотрудникам была предоставлена для ознакомления инструкция к тесту:
Предлагается ряд вопросов, на каждый из которых следует отвечать «да» или «нет». Далее сотрудникам для ответов был предоставлен 41 вопрос.
Проанализируем полученные результаты:
- так, 9 сотрудников имеют высокую мотивацию успеха, поскольку их результат составил более 21 балла;
- умеренно высокую мотивацию к успеху имеют 10 сотрудников (их результат колеблется от 17 до 20 баллов);
- средний уровень мотивации имеют 5 сотрудников (результат – от 11 до 16 баллов).
Полученные результаты об уровне мотивации к успеху торгово-оперативного персонала ООО «Фридом» в процентном соотношении представим на рис. 7.
Рисунок 7 - Уровни мотивации персонала ООО «Фридом» к успеху (по результатам диагностики «Мотивация к успеху» (Т.Элерса)
Как следует из представленной диаграммы, среди торгово-оперативного персонала отсутствует результат, характеризующий низкий уровень мотивации к успеху.
Таким образом, по итогам анализа системы мотивации персонала ООО «Фридом», можно сделать следующие выводы:
- ООО «Фридом»- торговое предприятие со штатом сотрудников 40 чел, 24 чел из которых составляет торгово-оперативный персонал. Количество торгово-оперативного персонала за исследуемый период повысилось на 4 чел., количество руководителей – на 1 чел., количество рабочих не изменилось. Из данных таблицы 4, также видно, что наибольшую часть персонала организации составляет торгово-оперативный персонал (по состоянию на 2018 год 60%). За исследуемый период удельный вес ТОП в общей численности персонала увеличился на 2,85%. Численность работающих ООО «Фридом» в период с 2016 по 2018 год имеет положительную динамику. Если в 2016 году этот показатель составлял 35 ед. (чел.), то в 2017 году он увеличился и составил 36 ед. (чел.), а в 2018 году – 40 ед. (чел).
- анализ баланса и движения трудовых ресурсов показал, что в сравнении с 2016 годом коэффициент оборота по приему в 2018 году существенно повысился на 7,15%, а коэффициент оборота по выбытию понизился на 0,7%.В ООО «Фридом» в 2016-2017 году коэффициент текучести кадров превышал предельные значения и составлял 5,7% и 5,5%. В 2018 году данный коэффициент за счет расширения штата сотрудников и набора персонала понизился и составил 5%. Однако данный результат также нельзя признать удовлетворительным, поскольку он находится на грани предельного значения. На предприятии благоприятная ситуация с замещением кадров, поскольку в 2018 году данный коэффициент составил 2%;
- анализ системы мотивации выявил, что в ООО «Фридом» используются только отдельные формы материальной мотивации, которые нельзя признать эффективными. Моральные формы поощрения сотрудников в ООО «Фридом» не применяются. Результаты анкетирования торгово-оперативного персонала показали, что 19 сотрудников (79,17%) не удовлетворены своим заработком, 4 сотрудника - удовлетворены (16,7%) и 1 сотрудник (4,13%) затруднился ответить на данный вопрос. Большинство сотрудников имеют высокий или умеренно высокий уровень мотивации к успеху.
- в качестве факторов повышения своей трудовой активности сотрудники ООО «Фридом» рассматривают материальное стимулирование, моральное стимулирование, трудовой настрой коллектива, элементы состязательности в работе.
- также сотрудники в своих ответах на вопросы анкет указывали в качестве недостатков работы в компании отсутствие премий по результатам работы, отсутствие моральных поощрений, отсутствие организации обучения персонала и повышение его квалификации, отсутствие перспектив роста, низкую заработную плату, низкие премии, не эффективную адаптацию нового сотрудника в компании.
3. Рекомендации по совершенствованию управления мотивацией персонала в ООО «Фридом»
3.1. Совершенствование форм материальной мотивации персонала
В качестве мер по совершенствованию системы мотивации ООО «Фридом» предлагается внедрение:
- премирования работников по результатам работы;
- внедрение форм нематериальной мотивации.
Рассмотрим данные мероприятия подробнее.
В рамках первого мероприятия предлагается разработка положения о премирования торгово-оперативного персонала.
На практике встречается различное множество систем премирования, стремящихся наиболее справедливо оценить труд персонала, учесть специфику работы, цели и принципы организации и стимулировать повышение эффективности, качества или производительности труда. Однако не все решения бывают удачны. Иногда встречается премирование всех или большинства работников в прямой зависимости от конечных результатов деятельности организации и в одинаковом размере, что существенно ослабляет личную заинтересованность в достижении положительных результатов собственного труда и порождает уравниловку в худшем ее проявлении.