Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1560
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
2.2 Основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника
Таблица 3 - Тематическое планирование Блок: «Гармонизация психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста их родителей»
Месяц |
Тема |
|
1 |
2 |
3 |
Сентябрь |
Проведение ознакомительного занятия в сенсорной комнате. |
Развитие интереса к играм, упражнениям для сенсорного развития. Создание условия для адаптации участников программы в новом коллективе. Упражнения на тактильные ощущения. |
Октябрь |
Беседа с детьми по теме: «Для чего нужно развивать сенсорное восприятие». Присутствие родителей и участие обязательно. |
Создание условий для развития навыков общения и взаимодействия, развитие полноценной действительности окружающей среды. Ознакомление с «Ароматерапией» для детей и родителей. |
Ноябрь Дети |
«Наши руки не для скуки» |
Занятие, направленное на развитие мелкой моторики рук Развитие навыков общения и взаимодействия при помощи специальных упражнений. |
Ноябрь Родители |
Анализ беседы с детьми: «Для чего нужно развивать сенсорное восприятие». |
Помимо беседы предполагается применение метода релаксации для родителей (музыкотерапия). |
Декабрь |
Взаимодействие |
Специализированные релаксационные упражнения |
Январь Дети |
Управление эмоциями |
Стимуляция сенсорных процессов за счёт применения метода дыхательных упражнений |
Январь Родители |
Управление эмоциями |
Анализ пройденной части программы. Динамика у детей. Обучение родителей способам релаксации при помощи метода дыхательных упражнений. |
Февраль |
«Гимнастика для рук» |
Занятие, направленное на развитие мелкой моторики рук Развитие навыков общения и взаимодействия при помощи специальных упражнений. |
Март |
Управление эмоциями |
Стимуляция сенсорных процессов за счёт применения светового, звукового оборудования. |
Апрель |
Управление эмоциями |
Стимуляция сенсорных процессов за счёт применения метода музыкотерапии. |
Апрель Родители |
Управление эмоциями |
Анализ пройденной части программы. Динамика у детей. Обучение родителей способам релаксации при помощи применения светового, звукового оборудования. |
Май |
«Гимнастика для рук» |
Занятие, направленное на развитие мелкой и средней моторики рук Развитие навыков общения и взаимодействия при помощи специальных упражнений. |
Июнь |
Подведение итогов. Общая конкурсно – игровая программа: «Вместе здорово» |
Проводятся различные конкурсы- своего рода тесты, которые отражают все изученные темы и проверяют насколько ребята уяснили их смысл. |
Методы, применяемые при организации занятий:
- метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее, данный метод предполагает контакт с детьми старшего дошкольного возраста. Использование данного метода позволит привлечь внимание детей к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
- игровой метод – применение различного рода игровых упражнений (дыхательные упражнения, релаксационные упражнения (с помощью светового, звукового оборудования, специализированных мебельных модулей);
- метод наблюдения;
- метод ароматерапия и музыкотерапия.
- метод соединения теории и практики. Практические занятия, которые дают возможность детям с нарушениями зрения использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Включение 3 и 4 этапа продиктовано стремлением создать с помощью специальных занятий в сенсорной комнате максимально благоприятные условия для формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Это позволит расслабляться после занятий в форме беседы и на новом уровне удовлетворит образовательные, духовные потребности детей и педагогов, что позволит в полной мере использовать творческий потенциал созданного коллектива.
Современные специалисты в области работы с детьми старшего дошкольного возраста уверены, что систематические сеансы релаксации в сенсорной комнате приносят огромную пользу для детей старшего дошкольного возраста и являются важной помощью их родителям, давая возможность получить эмоциональную разгрузку, так как в будущем предстоит переход в другую образовательную организацию, что сопряжено со стрессом для личности и укрепление психики и развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста создает условия для будущей успешной адаптации детей к школе.
Дети старшего дошкольного возраста, как и их родители, постоянно подвергаются стрессу, поэтому мышечная и психологическая релаксация помогает им избавиться от него и приобрести гармонизацию психоэмоционального состояния.
Основные проблема у детей старшего дошкольного возраста — это:
- низкий уровень сформированности представлений об окружающем мире и восприятии окружающей действительности, это связано с тем, что дети по сути видят только детский сад, дом и двор в котором гуляют, стоит еще до школы заняться развитием их социума, то есть развивать их познавательный мотив;
- плохая адаптация в социальной среде, что благодаря программе можно развивать при помощи формирования мотивов межличностных отношений, самореализации личности.
В данной программе определена модель деятельности специалистов по созданию деятельности наиболее эффективных условий формирования мотивов поведении детей старшего дошкольного возраста, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в более обширном социуме.
Был определён исходный уровень сформированности мотивов: познавательного мотива, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникаций, у детей старшего дошкольного возраста, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни.
Также были учтены особые образовательные потребности детей старшего дошкольного возраста и возможности программного материала на различных этапах её реализации. Программа обеспечивает разнообразие форм, методов и технологий работы воспитателя в плане развития мотивов детей старшего дошкольного возраста по формированию социальных представлений.
В процессе работы по программе у детей старшего дошкольного возраста вырабатывалась активная жизненная позиция, формировались важные личностные качества — отзывчивость, доброта, толерантность, забота о других, умение выполнять практические действия.
Ожидаемые результаты после реализации программы:
- повышение уровня сформированности мотивов: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
- формирование уверенного поведения родителей детей старшего дошкольного возраста;
- получение эмоциональной разгрузки и посильной помощи в развитии детей мотивов: познавательного, самореализации, развития межличностных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным моментом в развитии дошкольника является формирование мотивов его поведения. Дошкольник только постигает большой мир и помочь ему развеваться без проблем в нем, обучить ведению диалога и быть успешным - это задача не только родителей, но и современного образовательного учреждения.
Здесь стоит применять целенаправленное взаимодействие воспитателей, родителей и других специалистов, например, психологов, по устранению проблемы не своевременного формирования определенных мотивов поведения. Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста.
При выделении общей характеристике понятия мотивов в психолого-педагогической литературе, было выделено, что мотив – это устойчивое, личностное, побуждающее к совершению определенных действий состояние. Мотив может характеризоваться не только количественно, но и качественно и это аспект поведения, который связан с удовлетворением определенной потребности.
Современные исследователи выделяют:
- Внутренний мотив, который имеет зависимость от представления личности о его деятельности;
- Внешний мотив, который подразумевает влияние на личность при помощи среды.
В отношении анализа характеристики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста было выделено, что формирование личности происходит достаточно активно и, в основном, на основании изменения возраста, так как происходят значительные изменения, ребенок становится взрослой личностью, которая готовится к серьезным переменам, поступлению в школу, все изменения влияют на поведение и формирование основных мотивов личности.
В старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие мотивы:
- познавательный мотив;
- мотив самоутверждения;
- игровой мотив;
- мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
Далее был предложен проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника. Цель проекта: создание условий для формирования основных мотивов в поведении детей старшего дошкольного возраста: познавательный мотив, мотив самоутверждения, игровой мотив, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
Задачи проекта:
- выявить уровень сформированности мотивов детей старшего дошкольного возраста: познавательного, мотива самоутверждения, игровой мотив, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
- сформировать навыки по реализации дополнительному развитию выделенных мотивов;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей и их родителей в процессе формирования мотивов: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
Так же для того, чтобы процесс развития мотивов прошел эффективно, стоит соблюдать нескорые правила:
- Создать для ребенка атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослым;
- Работать над повышением самооценки личности ребенка;
- Воспитателю стараться не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком;
- Вовлекать детей в сюжетно-ролевые игры, в которых у детей была бы возможность попробовать разные роли;
- Создание ситуации успешности ребенка в каком-либо деле;
- Стараться не упрекать и не стыдить ребенка, если у него что-то не получается;
- Не сравнивать детей друг с другом.
Эти рекомендации стоит принимать на вооружение воспитателям и так же создавать работу в данном направлении с родителями. В этой связи, цель курсовой работы: выявить основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста, стоит считать достигнутой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. 2013. - № 10. 128 с.
- Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-effektivnaya-forma-sozdaniya-sotsialnoy-situatsii-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 11.02.2020 года)
- Аникина М.А., Бутенко В.Н. Особенности проявления социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-sotsialnyh-motivov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 14.02.2020 года)
- Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2015. – 142 c.
- Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 1. – С.74-85.
- Бажина У.Н. Мотивы благотворительного поведения дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-blagotvoritelnogo-povedeniya-doshkolnikov (дата обращения 14.02.2020 года)
- Бацокин А.О. Актуальность двухфакторной теории мотивации Фридриха Герцберга. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-dvuhfaktornoy-teorii-motivatsii-fridriha-gertsberga (дата обращения 14.02.2020 года)
- Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения дата обращения: 11.02.2020 года)
- Берхович Л.С., Копылова Т.В. Мотивация: от теории к практике. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-ot-teorii-k-praktike (дата обращения 14.02.2020 года)
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2012. С. 59-63
- Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2015. – 96 с.
- Гребенщикова Е.В., Шелехов И.Л., Шелкунова А.Ф. Социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-rechi (дата обращения 14.02.2020 года)
- Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-teoriy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda (дата обращения 14.02.2020 года)
- Гуров В.И., Сухманов И.В. Эволюция теорий мотивации. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoriy-motivatsii (дата обращения 14.02.2020 года)
- Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otvetstvennosti-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 14.02.2020 года)
- Демиденко Н.Н. Профиль потребностей и типы мотивации личности. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profil-potrebnostey-i-tipy-motivatsii-lichnosti (дата обращения 14.02.2020 года)
- Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-protsesse-formirovaniya-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-detey-starshego (дата обращения 14.02.2020 года)
- Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-doshkolnika (дата обращения дата обращения: 11.02.2020 года)
- Калина О.Г. Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммуникациям. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koe-chto-o-perezhivaniyah-rebenka-rasstayuschegosya-s-mamoy-v-detskom-sadu-vnimanie-k-neverbalnym-kommunikatsiyam (дата обращения 14.02.2020 года)
- Коломийченко М.В. Методологические основы социального развития дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-sotsialnogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения дата обращения: 11.02.2020 года)
- Красовский Ю. Г. Управление поведением на фирме / Красовский Ю. Г. //- М. «Инфра-М», 2011 г. 321 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Изд-во УРАО. 2011. 224 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. 384 с.
- Лысова О.А. Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-trudnosti-povedeniya-doshkolnikov (дата обращения 14.02.2020 года)
- Макушкина Н.Д. Методика и техника прикладных социальных исследований и разработок: учеб. пособ. / Н.Д. Макушкина – Сибирский федеральный университет. - Красноярск 2011 г. 125с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2012. С. 41-45.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Медпресс, 2012. 427 с.
- Мешков Д.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-lichnosti-kak-klyuchevaya-problema-psihologii (дата обращения 14.02.2020 года)
- Мирзоян В.А. Смысл труда и проблема мотивации. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-truda-i-problema-motivatsii (дата обращения 14.02.2020 года)
- Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения, как средство развития социальной активности старших дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-sovremennogo-doshkolnogo-uchrezhdeniya-kak-sredstvo-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-starshih (дата обращения: 11.02.2020 года)
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2014. 184 с.
- Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования, 2009. - № 6. С. 96-99.
- Попович И.С. Социальные ожидания в теориях мотивации личности. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ozhidaniya-v-teoriyah-motivatsii-lichnosti (дата обращения 14.02.2020 года)
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: изд-во Владос-пресс, 2011. С. 324-330.
- Романова А.А., Гусева В.Г., Хакимов Д.М., Ахутина Т.В. Оценка произвольной регуляции у старших дошкольников с помощью подвижных игр. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-proizvolnoy-regulyatsii-u-starshih-doshkolnikov-s-pomoschyu-podvizhnyh-igr (дата обращения 14.02.2020 года)
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 705 с.
- Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 10. – С. 21-22.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2014. – 151 с.
- Струкова Л.М., Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tehnologiya-effektivnoy-sotsializatsii-detey-v-detskom-sadu-i-shkole-model-vzaimodeystviya (дата обращения 31 июля 2018 года)
- Тележников, В.И. Менеджмент: учебное пособие/ В.И. Тележников; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.П.Беляцкого.- Минск: БГЭУ, 2012. С. 133-139.
- Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ А.В. Чернецкая. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014.- 512 с.
- Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnoy-organizatsii-i-semi-v-voprosah-razvitiya-u-detey-tvorcheskogo-potentsiala (дата обращения 31 июля 2018 года)
- Эльконин, Д. Психология игры/ Д. Эльконин. – М.: Владос, 2014. – 360 с.
- Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-razvitiya-tsentralnogo-psihologicheskogo-novoobrazovaniya-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 31 июля 2018 года)