Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1553
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
2.2 Основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника
Определяя возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста стоит сделать акцент на том факторе, что все дети имеют собственную траекторию развития, но для того, чтобы проследить развитие ребёнка и сделать выводы, которые помогут создавать необходимые условия для дальнейшего развития личности, нужно выделить определённые этапы и их границы.
При опоре на научные исследования в области возрастной психологии стоит рассмотреть разные подходы к возрастной периодизации. Наиболее общепринятым стоит считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [32, стр. 24].
Согласно Л.С. Выготскому возрастная периодизация выглядит следующим образом:
-кризис новорождённости;
-младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
-кризис 1 года;
-раннее детство (1 – 3 года);
-кризис 3 лет;
-дошкольный возраст (3 года – 7 лет);
-кризис 7 лет;
-школьный возраст (8 – 12 лет);
-кризис 13 лет;
-пубертатный возраст (14 – 16 лет);
-кризис 17 лет.
В данной работе мы более подробно остановимся на особенностях старшего дошкольного возраста [32; стр. 12].
Дошкольный возраст начинается с 3 лет и простирается до 7 лет, то есть до самой школы. Так в данном отношении является естественным продолжением раннего возраста в плане общей сензити вности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Период дошкольного детства - это период, к которому ребёнок овладевает социальным пространством человеческих отношений через непосредственное общение с близкими взрослыми и через отношения со сверстниками в игре и общении.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом, то есть развивается координация движений, происходит формирование образа тела и ценностного отношения к нему. В дошкольном возрасте продолжает активно развиваться речь, потребность к действиям с символами и использованию знаков, формируется наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.
В возрасте от 3-7 лет активно развивается самосознание личности ребенка, этот аспект дает основание говорить о развитии детской личности. Ребенок к концу дошкольного возраста обучается необходимым эмоциям и чувствам, которые помогают ему налаживать продуктивные отношения с другими детьми и со взрослыми.
Дошкольный возраст отличается тем, что происходит обучение ответственному отношению к результатам своих действий и поступков. Ответственность развивает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Вместе с развитием ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение, отделять плохое от хорошего, в то же время главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Ребенок старшего дошкольного возраста, то есть 6-7 лет способен осознавать нравственный смысл ответственности. Происходит второй этап развития межличностных отношений детей. Если в 4-5 лет дети только начинают коммуницировать друг с другом, появляется потребность в общении, то в 6-7 лет дети способны более тепло относиться друг к другу, у них возникает потребность в дружбе, в совместной игре, дети склонны одобрять или ругать повеление других детей, высказывать вое отношение (на уровне: хорошо – плохо, правильно - неправильно) в отношении других детей [38; стр. 27].
В игре и в повседневной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и с другими детьми ребенок получает необходимый опыт ответственного поведения. От того, на сколько развито чувство ответственности до школы, будет зависеть, как он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.
Ребёнок эмоционально заинтересован в том, чтобы окружающие люди уважали его, поэтому он понимает необходимость соответствовать положительному этическому эталону. У ребенка формируется ответственность как черта личности, когда эта потребность приобретает личностный смысл. Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого.
Формирование правильного поведения в отношении взрослого человека – первый этап морального развития в поведении ребенка. И хотя потребность соответствовать правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается только в присутствии взрослого. То есть он самостоятельно приобретает чувство ответственности за своё поведение, опираясь на помощь взрослого.
Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок пытается проанализировать собственное психическое состояние, рефлексирует, проецирует свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему положительные эмоции, признавали и ценили его хороший поступок [38; стр. 29].
Ребенок испытывает огромную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности, признанием достижений. Общение со взрослыми и другими детьми дает возможность ребенку усваивать образцы социальных норм поведения. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в школу.
Постепенно ребенок научается идентифицировать себя со сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, и вновь соединяется в школе. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает чувство ответственности за коллектив.
Так же стоит отметить, что большие изменения происходят в умственном, интеллектуальном развитии ребёнка. Узнавая новые понятия и определения ребенок начинает оперировать ими и включать в свою речь, это делает его общение с детьми становится более наполненным, так же, как и общение со взрослыми.
Речь развивается в нескольких направлениях:
- во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;
- во-вторых, речь становится орудием мышления [22; стр. 26].
Ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение. Это имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Развитие словаря и грамматического строя речи. На протяжении всего дошкольного периода растёт словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь дошкольника увеличивается примерно в три раза.
К началу 7 лет ребенок уже в достаточной степени овладевает сложной системой грамматики, в том числе закономерностями синтаксического и морфологического порядка. Усваиваемый язык становится для него действительно родным. В этом возрасте у детей активно развивается фонематический слух.
Начиная с 5-6 лет дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
В плане формирования мышления его основу составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать.
В дошкольном возрасте на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления, а потом и отвлечённая, логическая. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому логическим мышлением [22; стр. 31].
Дети учатся ставить перед собой познавательные задачи, становятся экспериментаторами. Они учатся устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами помогают старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию.
К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. Внимание, память и воображение в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Они приобретают произвольный, преднамеренный характер.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Появляется и интерес к умственному труду, постепенно формируется готовность к обучению в школе [26; стр. 31].
Таким образом, стоит выделить, что формирование личности на основании изменения возраста происходит достаточно активно. Ребенок становится взрослой личностью, которая готовится к серьезным переменам, поступлению в школу.
Все происходящие изменения достаточно важны для личности, ведь они влияют на поведение и формирование основных мотивов личности. В старшем дошкольном возрасте дети все так же активно познают мир, развивают межличностное общение, не говоря уже о развитии внутренних процессов личности: мышление, развитие эмоциональной сферы личности, внимание и другие не менее важные аспекты.
Все тенденции возраста накладывают свой отпечаток на формирование мотивов личности. Мотивы — это важное новообразование, ведь их наличие – это основа развития в будущем. Именно поэтому стоит выделить мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
2.2 Основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая мотивы повеления детей старшего дошкольного возраста основывается на развитии и изменении личности, то есть при развитии психических процессов происходит все более качественное формирование мотивов личности. Именно с формирования мотивов начинается различного рода взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без формирования мотивов со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Изучение процесса формирования мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования в будущем.
Мотив – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают личность к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей [34; стр. 56].
Мотив — это своего рода побуждение поведения детей, которое направляет их и организует, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка старшего дошкольного возраста.
Виды мотивов, типичных для старшего дошкольного возраста:
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства [38; стр. 44].
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
4. Мотивы самоутверждения. Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания [1; стр. 21].
5. Познавательные и соревновательные мотивы. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.