Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1533

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяя возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста стоит сделать акцент на том факторе, что все дети имеют собственную траекторию развития, но для того, чтобы проследить развитие ребёнка и сделать выводы, которые помогут создавать необходимые условия для дальнейшего развития личности, нужно выделить определённые этапы и их границы.

При опоре на научные исследования в области возрастной психологии стоит рассмотреть разные подходы к возрастной периодизации. Наиболее общепринятым стоит считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [32, стр. 24].

Согласно Л.С. Выготскому возрастная периодизация выглядит следующим образом:

-кризис новорождённости;

-младенческий возраст (2 месяца – 1 год);

-кризис 1 года;

-раннее детство (1 – 3 года);

-кризис 3 лет;

-дошкольный возраст (3 года – 7 лет);

-кризис 7 лет;

-школьный возраст (8 – 12 лет);

-кризис 13 лет;

-пубертатный возраст (14 – 16 лет);

-кризис 17 лет.

В данной работе мы более подробно остановимся на особенностях старшего дошкольного возраста [32; стр. 12].

Дошкольный возраст начинается с 3 лет и простирается до 7 лет, то есть до самой школы. Так в данном отношении является естественным продолжением раннего возраста в плане общей сензити вности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

Период дошкольного детства - это период, к которому ребёнок овладевает социальным пространством человеческих отношений через непосредственное общение с близкими взрослыми и через отношения со сверстниками в игре и общении.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом, то есть развивается координация движений, происходит формирование образа тела и ценностного отношения к нему. В дошкольном возрасте продолжает активно развиваться речь, потребность к действиям с символами и использованию знаков, формируется наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

В возрасте от 3-7 лет активно развивается самосознание личности ребенка, этот аспект дает основание говорить о развитии детской личности. Ребенок к концу дошкольного возраста обучается необходимым эмоциям и чувствам, которые помогают ему налаживать продуктивные отношения с другими детьми и со взрослыми.


Дошкольный возраст отличается тем, что происходит обучение ответственному отношению к результатам своих действий и поступков. Ответственность развивает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Вместе с развитием ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение, отделять плохое от хорошего, в то же время главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.

Ребенок старшего дошкольного возраста, то есть 6-7 лет способен осознавать нравственный смысл ответственности. Происходит второй этап развития межличностных отношений детей. Если в 4-5 лет дети только начинают коммуницировать друг с другом, появляется потребность в общении, то в 6-7 лет дети способны более тепло относиться друг к другу, у них возникает потребность в дружбе, в совместной игре, дети склонны одобрять или ругать повеление других детей, высказывать вое отношение (на уровне: хорошо – плохо, правильно - неправильно) в отношении других детей [38; стр. 27].

В игре и в повседневной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и с другими детьми ребенок получает необходимый опыт ответственного поведения. От того, на сколько развито чувство ответственности до школы, будет зависеть, как он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.

Ребёнок эмоционально заинтересован в том, чтобы окружающие люди уважали его, поэтому он понимает необходимость соответствовать положительному этическому эталону. У ребенка формируется ответственность как черта личности, когда эта потребность приобретает личностный смысл. Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого.

Формирование правильного поведения в отношении взрослого человека – первый этап морального развития в поведении ребенка. И хотя потребность соответствовать правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается только в присутствии взрослого. То есть он самостоятельно приобретает чувство ответственности за своё поведение, опираясь на помощь взрослого.

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок пытается проанализировать собственное психическое состояние, рефлексирует, проецирует свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему положительные эмоции, признавали и ценили его хороший поступок [38; стр. 29].

Ребенок испытывает огромную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности, признанием достижений. Общение со взрослыми и другими детьми дает возможность ребенку усваивать образцы социальных норм поведения. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в школу.


Постепенно ребенок научается идентифицировать себя со сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, и вновь соединяется в школе. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает чувство ответственности за коллектив.

Так же стоит отметить, что большие изменения происходят в умственном, интеллектуальном развитии ребёнка. Узнавая новые понятия и определения ребенок начинает оперировать ими и включать в свою речь, это делает его общение с детьми становится более наполненным, так же, как и общение со взрослыми.

Речь развивается в нескольких направлениях:

  • во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;
  • во-вторых, речь становится орудием мышления [22; стр. 26].

Ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение. Это имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Развитие словаря и грамматического строя речи. На протяжении всего дошкольного периода растёт словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь дошкольника увеличивается примерно в три раза.

К началу 7 лет ребенок уже в достаточной степени овладевает сложной системой грамматики, в том числе закономерностями синтаксического и морфологического порядка. Усваиваемый язык становится для него действительно родным. В этом возрасте у детей активно развивается фонематический слух.

Начиная с 5-6 лет дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

В плане формирования мышления его основу составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать.

В дошкольном возрасте на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления, а потом и отвлечённая, логическая. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому логическим мышлением [22; стр. 31].

Дети учатся ставить перед собой познавательные задачи, становятся экспериментаторами. Они учатся устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами помогают старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию.


К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. Внимание, память и воображение в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Появляется и интерес к умственному труду, постепенно формируется готовность к обучению в школе [26; стр. 31].

Таким образом, стоит выделить, что формирование личности на основании изменения возраста происходит достаточно активно. Ребенок становится взрослой личностью, которая готовится к серьезным переменам, поступлению в школу.

Все происходящие изменения достаточно важны для личности, ведь они влияют на поведение и формирование основных мотивов личности. В старшем дошкольном возрасте дети все так же активно познают мир, развивают межличностное общение, не говоря уже о развитии внутренних процессов личности: мышление, развитие эмоциональной сферы личности, внимание и другие не менее важные аспекты.

Все тенденции возраста накладывают свой отпечаток на формирование мотивов личности. Мотивы — это важное новообразование, ведь их наличие – это основа развития в будущем. Именно поэтому стоит выделить мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

2.2 Основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста

Рассматривая мотивы повеления детей старшего дошкольного возраста основывается на развитии и изменении личности, то есть при развитии психических процессов происходит все более качественное формирование мотивов личности. Именно с формирования мотивов начинается различного рода взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без формирования мотивов со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.


Изучение процесса формирования мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования в будущем.

Мотив – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают личность к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей [34; стр. 56].

Мотив — это своего рода побуждение поведения детей, которое направляет их и организует, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка старшего дошкольного возраста.

Виды мотивов, типичных для старшего дошкольного возраста:

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении.

2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства [38; стр. 44].

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

4. Мотивы самоутверждения. Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания [1; стр. 21].

5. Познавательные и соревновательные мотивы. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.