Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1532

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым.

Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи [38; стр. 49].

6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей.

В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и 5 правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом, как хорошее или плохое.

Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых.

В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.


В этой связи, стоит выделить, что основными мотивами в старшем дошкольном возрасте будут выступать:

- познавательный мотив;

- мотив самоутверждения;

- игровой мотив;

- мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

Так как формирование мотивов повеления детей старшего дошкольного возраста складывается из семейного воспитания и воспитательной работы образовательной организации, то стоит предложить проект по формированию основных мотивов детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый проект можно реализовать на базе дошкольного учреждения, чтобы иметь возможность взаимодействия семьи и различного рода специалистов, которые могут оказать помощь и поддержку ребенку в формировании мотивов, которые так важны для личности в будущем.

2.3 Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника

Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника предназначена для детей, посещающих детские дошкольные учреждения и составлена с учётом уровня их знаний и умений, местных условий.

Механизм формирования поведения детей старшего дошкольного возраста в отношении формирования мотивов их деятельности позволяет принимать активное участие в социальной и культурной жизни в обществе.

Таким образом, формирование мотивов в поведении старшего дошкольника осуществляется в ходе занятий по специально предложенной программе, в процессе которых участники образовательной организации могут получать знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно формировать важные для их жизни в социуме мотивы в быту и социальной среде.

Процесс по формированию мотивов детей старшего дошкольного возраста осуществляется на протяжении длительного времени, так как требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и их родителей, а также специалистов, которые будут помогать реализации проекта.

Совместная деятельность психолога, воспитателя и других специалистов (логопедов, медицинских работников, педагога физкультуры, музыкального образования), совместно с родителями, создаст условия для достижения желаемых результатов.


Актуальность представленной программы заключается в:

- формировании социально – бытовых навыков детей дошкольного возраста, что дать возможность развеиваться мотивам самореализации дошкольника;

- создании стратегий поведения в культурной среде, что реализует мотивы в поведении дошкольника, как: мотив самоутверждения, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми, межличностные коммуникации;

- приобщение к культуре при помощи специальных занятий, что реализует мотив познавательного плана – расширит кругозор;

- развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста даст возможность развивать так же познавательный компонент, поможет подготовить руку к письму и дать возможность развиваться речевым умениям, а также даст возможность развиваться игровому мотиву;

- работа с детьми и родителями, направленная на формирование специального поведения поддержит мотив общения со взрослыми и даст возможность понимать родителям что сделать, чтобы укрепить характер развивающейся личности, так же поддерживает мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Цель программы: создание условий для формирования основных мотивов в поведении детей старшего дошкольного возраста: познавательный мотив, мотив самоутверждения, игровой мотив, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

Задачи программы:

  • выявить уровень сформированности мотивов детей старшего дошкольного возраста: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
  • сформировать навыки по реализации дополнительному развитию выделенных мотивов;
  • гармонизировать психоэмоциональное состояние детей и их родителей в процесс формирования мотивов: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

Этапы реализации программы:

1 этап – проведение исследования, направленного на выявление уровня сформированности мотивов детей старшего дошкольного возраста, участвующих в программе;

2 этап - формирование по реализации дополнительному развитию выделенных мотивов. В данном блоке будут проведены занятия, направленные на развитие выделенных типов мотивов дошкольников, для того (тематическое планирование – таблица 1);


3 этап – общее и культурное развитие детей старшего дошкольного возраста для развития и укрепления их познавательных мотивов. В данном этапе программы с дошкольниками будут проведены специальные развивающие занятия (тематическое планирование – таблица 2);

4 этап - гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников и их родителей – организована психологическая помощь как самим детям, так и их родителям (тематическое планирование – таблица 3);

5 этап – подведение итогов реализации программы.

База реализации программы: дошкольное образовательное учреждение.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста.

Специалисты, необходимые для реализации программы: воспитатель, психолог (желательно не один), музыкальный работник, специалист по мировой – художественной культуре, педагог физической культуры, логопед.

Таблица 1 - Тематическое планирование. Блок «Формирование навыков самообслуживания»

Месяц

Тема

Краткое содержание

1

2

3

Сентябрь

Знакомство

  1. Создание эмоционального климата в группе.
  2. Знакомство участников группы

Октябрь

Тело человека

  1. Изучение частей тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
  2. Правая и левая руки и ноги.
  3. Название пальцев.
  4. Соблюдение личной гигиены

Ноябрь

Я и социум: поход в магазин

  1. Виды магазинов. Какие продукты и где можно приобрести.
  2. Роль продавца, консультанта, покупателя. Как совершать покупки.
  3. Стоимость товаров, порядок приобретения товаров.
  4. Сюжетно – ролевая игра «Продавец-покупатель».

Декабрь

Я пешеход.

Цель: формирование безопасного поведения на дороге.

  1. Какие есть участники дорожного движения.
  2. Какие различают элементы дороги: тротуар, проезжая часть.
  3. Общие повеления на дороге, а также правила перехода дороги.
  4. Поведение на остановке общественного транспорта.

Январь

«У меня зазвонил телефон»

  1. Назначение телефона.
  2. Номера телефона членов семьи.
  3. Изучение и запоминание телефонных номеров экстренных служб.
  4. Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон».

Февраль

Игра «Гараж» Изучаем инструменты (для мальчиков)

Предназначение и виды мастерских. Названия инструментов, их функциональное назначение.

Изучение понятия транспорт, виды транспортных средств, таких ролей, как: водитель, пассажир, работник гаража.

Февраль

Поликлиника

Знакомство с профессией врач.

Изучение видов врачей: педиатр, лор, окулист, стоматолог).

Беседа с медицинской сестрой учреждения о ее работе.

Март

Игра «Парикмахерская» (для девочек)

Знакомство с профессией парикмахера. Инструменты парикмахера. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво»

Март

«Это Я и мои друзья». Часть 1.

Правила общения детей в коллективе.

Виды конфликтов.

Ритуал перемирия.

Изучение эмоций.

Апрель

«Это Я и мои друзья». Часть 2.

Практическое занятие на отработку коммуникативных навыков.

Май

Игра «Кухня».

Помощь взрослым при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к ужину).

Уборка посуды после еды.

Правильное поведение за столом.

Использование в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «подайте» «будьте добры».

Июнь

«А пойдем- ка гулять!»

Последовательность надевания различных предметов одежды.

Различие изнаночной и лицевой стороны одежды.

Застегивание и расстегивание пуговиц.

Подбор одежды по сезону.

Отработка навыков.

Июнь

Подведение итогов.

Общая конкурсно – игровая программа: «Вместе здорово»

Проводятся различные конкурсы - своего рода тесты, которые отражают все изученные темы и проверяют насколько ребята уяснили их смысл.


Таблица 2 - Тематическое планирование. Блок: «Общее и культурное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Месяц

Тема

Цель

1

2

3

Сентябрь

Общее понятие о культуре в обществе

Ознакомление детей с понятием культура, общество.

Изучение культурных мест города

Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает

Октябрь

Осенняя пора

Изучение особенностей осени как времени года.

Прослушивание стихотворений на тему осень.

Составление собственных стихотворений.

Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает

Ноябрь

Поход в филармонию на концерт классической музыки

Изучение правил поведения на концерте.

Задание для самостоятельного анализа прослушанного концерта.

Декабрь

Наступает новый год.

Обсуждение мероприятия, которое посетили в ноябре.

Погружение в атмосферу Нового года.

Рассказ о традициях празднования Нового года и его истории.

Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает

Январь

Рождество.

Поход в филармонию на концерт классической музыки

Повторение правил поведения на концерте.

Здание для самостоятельного анализа прослушанного концерта

Февраль

День самых сильных

Обсуждение мероприятия, которое посетили в январе.

История праздника.

Поздравление от девочек мальчикам.

Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает

Март

День самых прекрасных

История праздника.

Поздравление от мальчиков девочкам. И мамам, всем организаторам проекта.

Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает

Апрель

Самый веселый месяц года.

Поход в филармонию на концерт классической музыки. Весна.

Повторение правил поведения на концерте.

Здание для самостоятельного анализа прослушанного концерта

Май

Месяц Великой Победы

Обсуждение мероприятия, которое посетили в апреле.

История праздника 9 мая посещение Монумента Славы.

Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает

Июнь

Подведение итогов.

Общая конкурсно – игровая программа: «Вместе здорово»

Проводятся различные конкурсы - своего рода тесты, которые отражают все изученные темы и проверяют насколько ребята уяснили их смысл.