Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1556
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
2.2 Основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника
Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым.
Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи [38; стр. 49].
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей.
В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и 5 правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом, как хорошее или плохое.
Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.
Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых.
В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.
В этой связи, стоит выделить, что основными мотивами в старшем дошкольном возрасте будут выступать:
- познавательный мотив;
- мотив самоутверждения;
- игровой мотив;
- мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
Так как формирование мотивов повеления детей старшего дошкольного возраста складывается из семейного воспитания и воспитательной работы образовательной организации, то стоит предложить проект по формированию основных мотивов детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемый проект можно реализовать на базе дошкольного учреждения, чтобы иметь возможность взаимодействия семьи и различного рода специалистов, которые могут оказать помощь и поддержку ребенку в формировании мотивов, которые так важны для личности в будущем.
2.3 Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника
Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника предназначена для детей, посещающих детские дошкольные учреждения и составлена с учётом уровня их знаний и умений, местных условий.
Механизм формирования поведения детей старшего дошкольного возраста в отношении формирования мотивов их деятельности позволяет принимать активное участие в социальной и культурной жизни в обществе.
Таким образом, формирование мотивов в поведении старшего дошкольника осуществляется в ходе занятий по специально предложенной программе, в процессе которых участники образовательной организации могут получать знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно формировать важные для их жизни в социуме мотивы в быту и социальной среде.
Процесс по формированию мотивов детей старшего дошкольного возраста осуществляется на протяжении длительного времени, так как требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и их родителей, а также специалистов, которые будут помогать реализации проекта.
Совместная деятельность психолога, воспитателя и других специалистов (логопедов, медицинских работников, педагога физкультуры, музыкального образования), совместно с родителями, создаст условия для достижения желаемых результатов.
Актуальность представленной программы заключается в:
- формировании социально – бытовых навыков детей дошкольного возраста, что дать возможность развеиваться мотивам самореализации дошкольника;
- создании стратегий поведения в культурной среде, что реализует мотивы в поведении дошкольника, как: мотив самоутверждения, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми, межличностные коммуникации;
- приобщение к культуре при помощи специальных занятий, что реализует мотив познавательного плана – расширит кругозор;
- развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста даст возможность развивать так же познавательный компонент, поможет подготовить руку к письму и дать возможность развиваться речевым умениям, а также даст возможность развиваться игровому мотиву;
- работа с детьми и родителями, направленная на формирование специального поведения поддержит мотив общения со взрослыми и даст возможность понимать родителям что сделать, чтобы укрепить характер развивающейся личности, так же поддерживает мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Цель программы: создание условий для формирования основных мотивов в поведении детей старшего дошкольного возраста: познавательный мотив, мотив самоутверждения, игровой мотив, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
Задачи программы:
- выявить уровень сформированности мотивов детей старшего дошкольного возраста: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
- сформировать навыки по реализации дополнительному развитию выделенных мотивов;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей и их родителей в процесс формирования мотивов: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
Этапы реализации программы:
1 этап – проведение исследования, направленного на выявление уровня сформированности мотивов детей старшего дошкольного возраста, участвующих в программе;
2 этап - формирование по реализации дополнительному развитию выделенных мотивов. В данном блоке будут проведены занятия, направленные на развитие выделенных типов мотивов дошкольников, для того (тематическое планирование – таблица 1);
3 этап – общее и культурное развитие детей старшего дошкольного возраста для развития и укрепления их познавательных мотивов. В данном этапе программы с дошкольниками будут проведены специальные развивающие занятия (тематическое планирование – таблица 2);
4 этап - гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников и их родителей – организована психологическая помощь как самим детям, так и их родителям (тематическое планирование – таблица 3);
5 этап – подведение итогов реализации программы.
База реализации программы: дошкольное образовательное учреждение.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста.
Специалисты, необходимые для реализации программы: воспитатель, психолог (желательно не один), музыкальный работник, специалист по мировой – художественной культуре, педагог физической культуры, логопед.
Таблица 1 - Тематическое планирование. Блок «Формирование навыков самообслуживания»
Месяц |
Тема |
Краткое содержание |
1 |
2 |
3 |
Сентябрь |
Знакомство |
|
Октябрь |
Тело человека |
|
Ноябрь |
Я и социум: поход в магазин |
|
Декабрь |
Я пешеход. |
Цель: формирование безопасного поведения на дороге.
|
Январь |
«У меня зазвонил телефон» |
|
Февраль |
Игра «Гараж» Изучаем инструменты (для мальчиков) |
Предназначение и виды мастерских. Названия инструментов, их функциональное назначение. Изучение понятия транспорт, виды транспортных средств, таких ролей, как: водитель, пассажир, работник гаража. |
Февраль |
Поликлиника |
Знакомство с профессией врач. Изучение видов врачей: педиатр, лор, окулист, стоматолог). Беседа с медицинской сестрой учреждения о ее работе. |
Март |
Игра «Парикмахерская» (для девочек) |
Знакомство с профессией парикмахера. Инструменты парикмахера. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» |
Март |
«Это Я и мои друзья». Часть 1. |
Правила общения детей в коллективе. Виды конфликтов. Ритуал перемирия. Изучение эмоций. |
Апрель |
«Это Я и мои друзья». Часть 2. |
Практическое занятие на отработку коммуникативных навыков. |
Май |
Игра «Кухня». |
Помощь взрослым при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к ужину). Уборка посуды после еды. Правильное поведение за столом. Использование в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «подайте» «будьте добры». |
Июнь |
«А пойдем- ка гулять!» |
Последовательность надевания различных предметов одежды. Различие изнаночной и лицевой стороны одежды. Застегивание и расстегивание пуговиц. Подбор одежды по сезону. Отработка навыков. |
Июнь |
Подведение итогов. Общая конкурсно – игровая программа: «Вместе здорово» |
Проводятся различные конкурсы - своего рода тесты, которые отражают все изученные темы и проверяют насколько ребята уяснили их смысл. |
Таблица 2 - Тематическое планирование. Блок: «Общее и культурное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Месяц |
Тема |
Цель |
|
1 |
2 |
3 |
|
Сентябрь |
Общее понятие о культуре в обществе |
Ознакомление детей с понятием культура, общество. Изучение культурных мест города Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает |
|
Октябрь |
Осенняя пора |
Изучение особенностей осени как времени года. Прослушивание стихотворений на тему осень. Составление собственных стихотворений. Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает |
|
Ноябрь |
Поход в филармонию на концерт классической музыки |
Изучение правил поведения на концерте. Задание для самостоятельного анализа прослушанного концерта. |
|
Декабрь |
Наступает новый год. |
Обсуждение мероприятия, которое посетили в ноябре. Погружение в атмосферу Нового года. Рассказ о традициях празднования Нового года и его истории. Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает |
|
Январь |
Рождество. Поход в филармонию на концерт классической музыки |
Повторение правил поведения на концерте. Здание для самостоятельного анализа прослушанного концерта |
|
Февраль |
День самых сильных |
Обсуждение мероприятия, которое посетили в январе. История праздника. Поздравление от девочек мальчикам. Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает |
|
Март |
День самых прекрасных |
История праздника. Поздравление от мальчиков девочкам. И мамам, всем организаторам проекта. Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает |
|
Апрель |
Самый веселый месяц года. Поход в филармонию на концерт классической музыки. Весна. |
Повторение правил поведения на концерте. Здание для самостоятельного анализа прослушанного концерта |
|
Май |
Месяц Великой Победы |
Обсуждение мероприятия, которое посетили в апреле. История праздника 9 мая посещение Монумента Славы. Завершающий ритуал: прослушивание одной из композиций композитора – классика, описание прослушанной музыки, какую эмоцию дает музыка, какие ассоциации вызывает |
|
Июнь |
Подведение итогов. Общая конкурсно – игровая программа: «Вместе здорово» |
Проводятся различные конкурсы - своего рода тесты, которые отражают все изученные темы и проверяют насколько ребята уяснили их смысл. |