Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1561
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
2.2 Основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая тему «Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста» в качестве курсовой работы, стоит отметить, что при анализе важно рассмотреть особенности старшего дошкольного возраста, необходимо выделить ее актуальность: она обусловлена тем, что развитие поведения в дошкольном возрасте - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы, осознанной саморегуляции.
Система формирования мотивов в деятельности и поведении у детей старшего дошкольного возраста включает в себя: способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончанию. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при сформированности мотивационной сферы личности.
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как: соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Существует острая практическая необходимость проанализировать сущность и содержание мотивов поведения детей старшего дошкольного возраста, что и послужило основанием для выбора темы исследования курсовой работы.
Цель курсовой работы: выявить основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выделить общую характеристику понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе;
2. Дать характеристику возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
3. Выделить основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования стоит обозначить: исследование научно – практической литературы, с целью выделения необходимой информации, соответствующей теме курсового исследования, а также анализ и синтез полученных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе проводится теоретическое обоснование понятия мотивов, а также возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста на основании научно и психолого – педагогической литературы.
Во второй главе выделяются особенности мотивов детей старшего дошкольного возраста и способы их формирования, а также предлагается проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической литературе
Рассматривая вопрос развития личности, стоит обратить особое внимание на процесс формирования психических процессов.
Психические процессы – это те самые состояния, такие как: ощущения, восприятие, память воображение, внимание, мышление, темперамент, характер, эмоции, которые способствуют регулированию поведения человека. То же самое касается и мотивов поведения человека.
В поведении личности, формирование мотивов происходит с самого раннего детства и при определении понимания и формирования мотивов повеления личности исследователи имели некоторые трудности. Эти трудности были связаны с тем аспектом, что возникающая терминология подверглась смешению, так как в данный момент, как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». Но все же, исследователи выделяют, что данные понятия можно разделить по некоторым признакам [1; стр. 21].
Мотив – это устойчивое, личностное, побуждающее к совершению определенных действий состояние. Мотив может характеризоваться не только количественно, но и качественно и это аспект поведения, который связан с удовлетворением определенной потребности [38; стр. 12].
Мотив – это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «определённая потребность» [4; стр. 22].
Рассматривая саму природу мотивов можно выделить внутреннюю и внешнюю. Внутренний мотив зависит от представления личности о его деятельности. Внешний мотив же подразумевает влияние на личность средой, как правило, она бывает специально созданной благодаря деятельности специалистов [18; стр. 41].
Внутренний мотив – это самостоятельное развитие мотивации у личности. Личность самостоятельно работает над собой для осознания определенных задач, которые могут приносить ей моральное удовлетворение. Развивать внутренние мотивы можно при помощи специальных методов. К примеру, в образовательной организации развитие мотивов детей происходит при помощи коллективной деятельности, но при непосредственном руководстве воспевателей, педагогов и прочих сотрудников, потому что именно эти люди создают ту команду, которая ему нужна, то он тоже имеет возможность создавать условия для работы личности над собой и своими мотивами [38; стр. 32].
Внешние мотивы – это благоприятное или неодобрительное воздействие на личность, которое ведет к желаемому результату. Внешних мотивационных рычагов при внутренних мотивах недостаточно для получения желаемого результата для общего дела. Внешняя мотивация личности призвана развивать и активизировать внутреннюю мотивацию. Внутренние мотивы личности в разные возрастные периоды могут различаться, но наиболее общими могут быть названы:
- Самореализации, к примеру, для детей в обучающей деятельности – познавательный мотив;
- Самоутверждении – данный мотив связан с развитием межличностных отношений личности и востребован всегда личностью, потому что все люди существуют в социуме и при возникновении иного общения, в новом месте обучения, в новой компании в профессиональной деятельности всегда будет актуализироваться данный мотив, чтобы быть признанным в коллективе, иметь возможность коллективного общения;
- Hеализации творческих, организаторских способностей помимо основной деятельности;
- ощущение необходимости для других людей, в ом числе реализация потребности в общении.
В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от биологических до высших социальных.
Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Так же важно выделить, что мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;
2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий, возможно, достичь желаемого;
3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках [22; стр. 23].
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
На формирование мотивов поведения личности оказывают влияние различные сферы: эмоциональная, волевая, интеллектуальная. Все они важны и взаимозависимы.
При рассмотрении термина «мотивация», стоит выделить, что существует множество определений понятия мотивации, например:
- Мотивация ― процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей;
- Мотивация ― это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;
- Мотивация — это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности [14; стр. 3].
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения. Проблема мотивации относится как к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении, так и к числу сложных и неоднозначных.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [38; стр. 33].
Мотивация поведения личности может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением личности, им осознаются, а другие - нет.
Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.
Изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов, ведь все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любую личность на те или иные действия или поступки.
Процесс мотивации может оказывать влияние на различные сферы личности:
- с точки зрения интеллектуальной стороны личности влияние мотивации проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека.
- с точки зрения влияния на эмоциональную сферу личности, мотивы задают их характеристики [25; стр. 43].
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам можно отнести:
- Мотив избегания неудач;
- Мотив достижения успехов, самооценку.
В современной психолого – педагогической литературе существует несколько концепций мотивации личности.
Одна из сформированных концепций – это теория деятельностного происхождения мотивационной сферы личности, концепция создана А.Н. Леонтьевым. Данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы личности [1; стр. 29].
При рассмотрении теории мотивов повеления личности, стоит выделить, что мотив – это процесс, происходящий внутри личности, который побуждается другими людьми у личности с самого девства, это могут быть: родители, педагоги и другие люди, которые участвуют в развитии и формировании той или иной личности.
Мотивация – это процесс, который побуждает личность к действию, который способствует так же развитию личности в определённой сфере: в образовательной организации, в профессиональной деятельности у взрослых людей и прочее.
Важно определить, что мотивы в поведении личности зависят от возраста, и в каждый возрастной период формируются и становятся актуальными все новые и новые мотивы в поведении личности.
В этой связи, стоит заниматься формированием мотивов личности с раннего детства. В данной работе делается акцент на развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.