Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Сущность, содержание и виды стратегического управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение экономических процессов, повышенная неопределенность, нестабильность и динамика внешней среды формирует необходимость гибкой адаптации деятельности организаций к постоянно меняющимся требованиям окружающей рыночной среды.

В данных условиях предприятия находятся в постоянном поиске эффективных методов планирования и прогнозирования, позволяющих в полной мере учитывать поведение конкурентов, потребности рынка, возможные изменения рыночной конъюнктуры, внутренние проблемы организации и пр. Разработка и постоянная корректировка стратегии развития для достижения целей организации позволяет повысить эффективность управленческих решений путем предвидения изменений.

В целом, реализация успешной стратегии развития выступает на сегодняшний день важной задачей менеджмента организаций, что определяет актуальность исследования системы стратегического планирования и выработки направлений совершенствования его методологии для обеспечения соответствия экономическим реалиям.

Актуальность данного исследования обусловлено тем, что стратегическое управление в настоящее время является актуальным направлением исследования, поскольку любое современное предприятие основывается на поэтапном планировании своей экономической деятельности. Особо значим тот фактор, что позиции управления организацией в современных условиях хозяйствования отличаются высоким разнообразием. Многие корпорации и учреждения имеют специфические сферы деятельности, свойственные исключительно им. Для удачного закрепления на рынке и продвижения своего бренда следует выбрать оптимальную управленческую модель, следование которой приведёт организацию к прибыли.

На протяжении XX в. было разработано большое количество управленческих стратегий. Важно систематизировать накопленные знания и определить, как формировать управленческую стратегию, какие критерии должны закладываться в качестве показателей эффективного управления. Крайне значима аналитика подходов различных зарубежных и отечественных ученых к интерпретации стратегического планирования.

Цель исследования – изучить значение и практические особенности осуществления кадровой стратегии управления организацией.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

- определить сущность, содержание и виды стратегического управления организацией;


- провести анализ среды и выбор стратегического управления организацией;

- описать стратегическое управление персоналом организации;

- выявить этапы и порядок разработки коммерческой стратегии управления;

- рассмотреть критерии проверки и оценки стратегии управления организацией.

Степень изученности проблемы. В 50-х гг. XX века термин «стратегия» впервые был использован применительно к сфере экономики. Как известно, теоретико-методологические основы и практические модели стратегического планирования получили свое развитие в работах таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, П. Друкер, М. Портер, Ф. Абрамс, Г. Минцберг, А. Томпсон, Р. Акофф и другие. В России период активизации долгосрочного планирования пришелся на конец 60-х – начало 70-х гг. XX века.

В указанный период российские ученые, включая Н.А. Вознесенского, Г.М. Сорокина, И.М. Губкина, Д.Н. Прянишникова и других, внесли существенный вклад в теорию, методологию и практику стратегического планирования.

Кроме того, многие отечественные ученые уделяли повышенное внимание исследованию стратегического планирования, что подтверждается трудами В.Р. Веснина, Э.А. Уткина, А.В. Яковлева, А.Д. Корниловой, А.С. Ларионовой, Т.П. Любановой, Н.Е. Беловой, О.О. Смирновой, Р.А. Фатхутдинова и др.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1.Сущность, содержание и виды стратегического управления организацией

Интерпретация содержания термина «стратегическое управление» трактуется, как набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, призванных помочь организации достичь целей, опираясь на человеческий потенциал как основу организации и ориентируя производственную деятельность на запросы потребителей. Важно отметить, что на сегодняшний день термин «стратегия» трактуется различными учеными и экономистами по-разному (в некоторых случаях наблюдаются противоположные точки зрения). В первую очередь, многие зарубежные ученые (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, А. Томпсон, Д. Гэмбл, Дж. Куин и др.) представляют стратегию как план действий (комплексный, детальный, всесторонний), позволяющий организации достигать ее целей и миссии.


С данными взглядами в некотором роде коррелируется подход российских ученых Р.А. Фатхутдинова, А. Гершуна, Л.И. Евенко и др., определяющих стратегию как некий путь, план, курс, вектор движения организации от точки ее исходного состояния до точки целевого состояния.

Существуют варианты трактовки стратегии как:

- модели (А.Т. Зуб[1], Л.П. Владимирова[2]);

- политики организации;

- совокупности приоритетов (А.В. Сурин[3]);

- системы мер (И.Н. Герчикова[4]);

- набора правил (И. Ансофф[5], А.П. Градов[6]);

- совокупности проектов и программ (А.Н. Баранская[7]);

- создания уникальной позиции (М. Портер[8]);

- долгосрочного направления развития организации (О.С. Виханский[9]);

- генеральной программы действий.

Известна теория Г. Минцберга, определяющего стратегию как совокупность пяти элементов, включающих:

- план последовательных действий;

- ловкий прием, используемый для того, чтобы обойти конкурентов;

- паттерн (заранее продуманная последовательность в поведении организации);

- позицию организации в отношении участников внешней среды;

- перспективу (формируемую идеологию)[10].

Разнообразие определений термина «стратегия» позволяет сформулировать следующие основные особенности стратегии:

- разные сферы деятельности (стратегия управления, стратегия развития, предпринимательская стратегия);

- различные функциональные области (маркетинговая стратегия, инновационная стратегия, стратегия управления затратами и пр.);

- направления стратегии (внутреннее, например, развитие системы управления организации, развитие персонала, решение операционных задач, и внешнее, в частности, привлечение инвестиций, работа с поставщиками и др.).

Помимо прочего, ориентиры и цели выступают элементами любой стратегии и могут меняться по мере ее реализации по итогам корректировки, вызванной необходимостью адаптации плана к изменившимся условиям. Стратегия может содержать несколько альтернативных вариантов развития событий, позволяющих организации выйти на запланированный путь. Понятие стратегии является емким, разносторонним и может включать множество различных элементов.

Аналогичным образом диверсифицируются определения понятия «стратегического планирования». В свое время Г. Минцберг выделил десять основных школ, формирующих стратегии, среди которых существуют школы: дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, обучения, власти, окружающей среды, культуры, конфигурации и когнитивная школа[11]. Представители указанных школ по-разному подходят к пониманию стратегии, что вызывает различия и в интерпретации стратегического планирования.


Так, М. Мескон идентифицирует стратегическое планирование как набор действий и решений руководства, которые ведут к разработке стратегий, позволяющих достичь целей организации[12].

По определению Ф. Котлера, стратегическое планирование представляет собой управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга[13].

П. Друкер отмечал, что стратегическое планирование предусматривает не будущие управленческие решения, а оценку воздействия будущих изменений на решения, принимаемые сегодня[14]. В то же время, П. Дойль указывает на то, что стратегическое планирование базируется на рыночных возможностях и требует повышенного внимания к сокращению времени реакции организации на внешние изменения[15].

И. Ансофф рассматривает стратегическое планирование как аналитический процесс определения будущей позиции организации в зависимости от внешних условий деятельности[16]. Представляет интерес подход Р. Акоффа, определяющего стратегическое планирование как управление неким сонмом проблем[17]. Российские ученые, в свою очередь, предлагают не менее значимые с научной точки зрения интерпретации стратегического планирования.

В частности, В.Р. Веснин трактует стратегическое планирование как набор конкретных целей, которых организации требуется достичь к определенному моменту времени[18]. Такой подход позволяет практически приравнять термины «план» и «прогноз». Под стратегическим планированием понимает плановую работу, которая заключается в разработке стратегических решений (в форме проектов, прогнозов, программ и планов).

В то же время А.В. Якимов идентифицирует стратегическое планирование как процесс оптимизации всех видов ресурсов, позволяющий организации наилучшим способом реализовать свою миссию и в перспективе обеспечить устойчивые конкурентные преимущества[19]. Важно отметить, что оптимизация ресурсов предполагает трудоемкую работу по их перераспределению с целью реализации функций предприятия с максимальной экономической эффективностью, а устойчивость конкурентных преимуществ акцентирует внимание на длительно обеспечиваемой ценности, создаваемой организацией для потребителя и предусматривающей ограничение возможности повторения такой ценности конкурентами.


Соответственно, подобные ключевые преимущества могут быть получены организацией только с применением стратегического подхода. Заслуживает особого внимания подход Т.П. Любановой к пониманию стратегического планирования как процесса моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определением способа их реализации[20].

На наш взгляд, такое разнообразие интерпретаций термина «стратегическое планирование» связано:

- во-первых, с неоднозначностью подходов к определению понятия стратегии;

- во-вторых, с широкой проблематикой стратегического планирования на предприятии, охватывающего, множество проблем, включая разработку и реализацию стратегии, планирование и прогнозирование тенденций развития внешней и внутренней среды организации, формирование портфеля продуктов и услуг компании, анализ конкурентной среды, стратегическое управление деятельностью организации, формирование общей концепции развития организации, выявление перспектив развития рынка, организации и ее контрагентов, разработку маркетинговой стратегии и программы развития предприятия и пр.

Отсутствие единого подхода к определению содержания стратегического планирования вызывает несогласованность применяемых методов, средств и инструментов планирования в организации, а также ограниченность его применения в российских организациях.

Современный подход к пониманию стратегического планирования. В современных условиях значимость планирования для организации сложно переоценить, однако в ходе осуществления данной деятельности необходимо учитывать множество проблем и факторов, а также применять адаптированные к настоящему времени принципы и методы планирования. Интерес к стратегическому планированию поддерживается и на государственном уровне, что подтверждается наличием соответствующих нормативно-правовых актов, включая Федеральный закон от 28.06.2014 N 172ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[21].

В соответствии с указанным законом стратегическое планирование определяется как деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития.